TNA_1441.jpg

ПРОГРАММЫ РАЗРОСЛИСЬ ДО 50 (!) СТРАНИЦ

Трудно судить о высшем образовании в целом и даже о ситуации в вузах Казани, но что касается Казанского авиационного института, то за последние полтора года в нем отчетливо воцарился бюрократически-показушный стиль управления. Преподаватели толпами теснятся в дверях различных отделов и кабинетах начальников, чтобы в очередной, но отнюдь не последний раз, получить отлуп при попытке подписания рабочих программ. Эти программы являются традиционными документами для высшей школы и на 15 страницах всегда отражали, чему и как учить по данной дисциплине. Мало, очень мало показалось чиновникам от образования, а точнее чиновникам от бумаг. Программы разрослись до 50 (!) страниц с многочисленными таблицами, в которых числа должны сходиться и по горизонтали, и по вертикали, и по диагонали, а требования к форме программ еженедельно меняются.

В программах появились новые модные и мудреные слова, например, «когнитивный», да не просто одно слово, а еще и в разных степенях и категориях. Долго искал в интернете, что сие слово означает. Оказывается, понял ли студент, чему его учили, может решить типовую задачу, а еще лучше — трудную нестандартную задачу. Так преподаватели всегда этим занимались, а словечко-то зачем? И куда смотрит Госдума, ведущая борьбу с засильем иностранных слов?

ПРЕПОДАВАТЕЛИ ТРАТЯТ ВРЕМЯ НА БЕЗУМНУЮ БУМАЖНУЮ ЧЕХАРДУ

Между тем каждому ясно, что преподаватель технических дисциплин может учить только в соответствии с уровнем отечественных разработок, отечественного производства, с личным опытом как инженерным, так и исследовательским. Хорошо, если он успевает еще и следить за наиболее важными отечественными и зарубежными публикациями.

А рабочую программу ни сам преподаватель, ни студент и никто другой читать не будет. Вот и тратят преподаватели время на безумную бумажную чехарду, а методисты с умным видом объясняют, что таковы требования государства. А государство-то кто? Чиновники в минобразовании! Так они давно ничего не преподают, а кто-то никогда и не преподавал. Никогда не слышал, чтобы министерство образования США сочиняло такие залихватские формы. В основном их чиновники федеральные деньги распределяют. А между тем какие университеты: Гарвард, Массачусетс, Стэнфорд! Может, и нашим чиновникам в основном только финансы делить? Оставить в министерстве человек пять, а методические вопросы отдать преподавательскому и научно-техническому сообществу.

Приведу для наглядности пример. Имеется огромное количество международных стандартов в различных областях техники. В частности, в электротехнике, электронике, вычислительной технике они созданы под эгидой международной организации по стандартам (МОС) и международной электротехнической комиссии (МЭК). Что же это за огромные спруты? Оказывается, две дамы в штаб-квартире в Цюрихе. Сами стандарты и проекты стандартов разрабатывают специалисты фирм со всего мира. Конечно, существуют национальные институты по стандартам, но они занимаются фундаментальными вопросами, например, поисками методов измерений в новых областях.

ПОЯВИЛСЯ СТИМУЛ-КНУТ — ПОРТРЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Добро, если бы дело было только в рабочих программах. Но в погоне за показателями появился стимул-кнут — портрет преподавателя. Это худший вариант того, что много раз пытались внедрить в промышленности во времена Советского Союза. Коротко: очки, голы, секунды. Вы сделали то-то — столько то очков, сделали другое — другое количество очков. Применительно к преподавателям: написали монографию — столько-то очков, получили патенты — столько-то очков, опубликовали статью в солидном журнале — столько-то очков, написали методичку — столько-то очков... Но если методичку не написали, а занимаетесь только монографией, вас множат на ноль.

Только люди, что не нюхали промышленного пороха, могут измыслить подобную чушь. Читатель, вы можете себе представить Сергея Павловича Королева, начисляющего очки Б.Е. Чертоку или Б.В. Раушенбаху, или Андрея Николаевича Туполева, рисующего «колесо» на А.А. Архангельского? Портрет преподавателя — измышление бюрократа-администратора, стремящегося простыми методами получить высокие показатели. Но по здравому смыслу показатели эти бумажные и пустые, и никакие инновации из них не следуют.

ЕСЛИ ЧЕРЕЗ 5 ЛЕТ НА КАПО БУДЕТ ПРОИЗВОДИТЬСЯ СЕРИЙНО САМОЛЕТ...

Стратегия достижения цели всегда состояла в том, что основные усилия концентрировались на самом важном, и правильно выбиралось время и место. В предложенной схеме все превратится в погоню за очками, статьи будут пустыми, а исследования превратятся в имитацию, и вместо реальных достижений останутся одни показатели. Вот и занимаются преподаватели в оставшееся от преподавания время написанием безумных и никому не нужных, кроме самих бюрократов, бумаг.

В то же время, на интервале, когда КАИ финансировался как исследовательский национальный университет, значительные средства были вложены в повышении его научно-технической базы. Казалось бы, работай, исследуй. Ан нет. Инженеры в университете получают мизерную зарплату, квалифицированного рабочего для обслуживания современных станков привлечь невозможно. Преподаватель со степенью в диапазоне 30 - 60 лет получает в среднем 25 тыс. рублей в месяц. У него двое детей разного возраста, их нужно поднимать, воспитывать, кормить. Чем он будет заниматься? Разными способами зарабатывать на жизнь, что он и делает, благо квалификация позволяет, и плевать он хотел на портрет, хотя бы и свой!

Что же делать? Значительные дела во все времена свершались по одной методе. Правильная, в соответствии со временем и ситуацией, цель, команда единомышленников, лидер, понимающий возможности сотоварищей, привлечение ресурсов, последовательное и упорное действие. При сложившихся обстоятельствах цель только одна — самолет! Самолет, который должен разрабатываться и производиться на авиационных предприятиях Казани с активнейшим участием КАИ. В институте есть научные школы по всем направлениям, нужные для создания современного самолета. Если через пять лет на КАПО будет производиться серийно самолет (именно столько разрабатывался и запускался «Боинг-787»), то нынешняя администрация недаром ест свой хлеб. Пока она занята бумажной и показушной суетой.

Лев Шувалов