СКАНДАЛ ВОКРУГ КИТАЙСКИХ МАШИН, ЗАКУПЛЕННЫХ "ЛИЗИНГ-ТРЕЙДОМ", МОЖЕТ ПОСТАВИТЬ ПОД СОМНЕНИЕ УСПЕХИ ТРАНСПОРТНОЙ РЕФОРМЫ ИЛЬСУРА МЕТШИНА

Не успела Казань забыть странные истории вокруг "расстрела" красных автобусов, как новая напасть - транспортники начинают отказываться от эксплуатации китайских автобусов. Причин несколько. Во-первых, часть компаний-перевозчиков оказались не в состоянии обслуживать лизинговые соглашения по ним. Во-вторых, значительная часть автобусов не выходит на маршруты по причине слишком частых поломок и –главное - невозможности их ремонта. Самое интересное, что люди, непосредственно прорабатывавшие схемы покупки и передачи в лизинг китайских автобусов, уже не трудятся в мэрии Казани. Бывший сити-менеджер Марат Загидуллов стал депутатом Госдумы РФ, а бывший главный финансист мэрии Оскар Прокопьев уехал недавно в Лондон.   

Вообще-то информационный шум сопровождает транспортную реформу в Казани, затеянную новым мэром Ильсуром Метшиным, и конкретно закупку 800 автобусов в Китае с передачей их в лизинг местным перевозчикам уже несколько лет. По другому реформы, конечно, и не проходят, тем более слишком много интересов было затронуто в ходе передела рынка (во многом, надо признать, теневого). Однако с самого начала очевидно было, что самое уязвимое ее место – это закупка в Китае 800 автобусов. Мало того, что для многих китайская техника – это синоним брака, подделки. Ведь рядом тот же КАМАЗ провозводит "НефАЗы". Увы, пару лет назад лозунг "Покупай татарстанское!" был еще не в моде…

И вот сегодня появился новый штрих в картине – газета "Вечерняя Казань" обнародовала информацию о том, что компании-перевозчики всеми возможными путями избавляются от китайских автобусов марок Golden Dragon и Higer. Так, только в июне частные компании "Дортранспорт" и "КазГорТранс" сняли с маршрутов более таких 50 автобусов, расторгнув договора лизинга с компанией "Лизинг-трейд", через которую по указанию мэрии производились покупки автобусов. Напомним, что подход был довольно жестким – не купив красные автобусы в лизинг, перевозчик фактически не мог продолжать свою работу.   

В Лизинг-трейд подтверждают, что компании действительно нарушают условия лизинга, задерживая платежи, но подробности не сообщают. По подсчетам издания объем просроченной задолженности за три месяца без учета пени может составлять от 13 - 15 млн. рублей. То есть один автобус должен "привести" в месяц выручки от 50 до 100 тыс. рублей только для того, чтобы рассчитаться с лизингодателем (без учета расходов на ГСМ и зарплату).

Лизинг-трейд в свою очередь начал серию судебных разбирательств с перевозчиками, пытаясь взыскать с них долги в судебном порядке. Так, компания судится с крупнейшим перевозчиком Казани КПАТП-7, который обслуживает девять маршрутов.

В ряде случаев дело дошло до разрыва лизинговых отношений. Так, Лизинг -трейд расторг договор с Дортранспортом, который вынужден был отказаться от эксплуатации 47 автобусов Golden Dragon. Также с рынка вынужден был уйти КазГорТранс, который вернул лизинговой компании 40 автобусов. В конце 2008 года прекратила перевозки фирма Медконтакт.

Но проблемы с платежами по лизингу – это только часть проблем вокруг китайских автобусов. Их низкая цена сейчас, спустя два года, обернулась оборотной стороной. Как рассказали журналистам в том же Дортранспорте, автобусы простаивали по две недели в месяц из-за частных поломок. Причем, ремонтировать их почти невозможно – оказывается Golden Dragon-6102 выпускался только один месяц (!), и на эту модель нет запчастей ни в России, ни в Китае. "У нас есть автобусы, которые отработали на линии лишь два месяца за два года", - рассказывают в Дортранспорте. Сломанную китайскую технику Дортранспорт собирается обменять либо на "НефАЗы", либо на подержанные иномарки. Если успеет – произвести такую замену компания может лишь в течение этого месяца. Иначе ее контракт с комитетом по транспорту и связи Казани будет аннулирован…  

БИЗНЕС Online