Павел Федоровский, Артем Тюрин, Фарид Шагиахметов и Иван Величко
(Слева направо) Павел Федоровский, Артем Тюрин, Фарид Шагиахметов и Иван Величко меньше года назад с помпой презентовали проект «Татмедиа» журнал «Карл Фукс»

НЕТ, ВЕСЬ Я НЕ УМРУ...

Довольно амбициозно стартовавший журнальный проект «Татмедиа» «Карл Фукс» не прожил и года. Балансовая комиссия госхолдинга решила прекратить выпуск печатной версии журнала «Карл Фукс». Издание, возглавляемое Артемом Тюриным, не смогло выйти на самоокупаемость, а 9 млн., которые были выделены «Татмедиа» для запуска «Фукса», закончились за полгода. Заметим, что главный редактор журнала Павел Федоровский заявлял «БИЗНЕС Online», что проект носит в первую очередь просветительский характер, а на извлечение прибыли рассчитан в меньшей степени. Однако мнения редактора и инвестора, как это часто бывает в вопросе денег, разошлись.

Факт закрытия проекта подтвердил генеральный директор ОАО «Татмедиа» Фарид Шагиахметов.

— Журнал не будет выпускаться в бумажной версии, — заявил он. — Расходы, которые несем по печати и распространению, мы должны были покрывать за счет рекламных доходов. Этого не случилось, мы сейчас перепрограммируем редакцию на работу в электронной версии. Соответственно, уменьшим расходы на печать и дистрибьюцию, сократим штат и расходы на журнал. В декабре выйдет последний номер, где будет приглашение перехода на электронную версию журнала. Планировалась, что целевая аудитория привлечет рекламодателей, но этого не произошло. План был выполнен лишь на пятую часть. В условиях кризиса содержать журнал было невозможно.

Тюрин подтвердил информацию о закрытии журнала, но при этом не стал рассказывать о причинах фактического провала бизнес-плана. По информации нашего издания, задержки по зарплате в журнале начались уже в сентябре, сотрудники до сих пор не получили причитающиеся им деньги за октябрь. Планировалось, что «Фукс» начнет зарабатывать с начала учебного года и сможет не только самостоятельно содержать редакцию, но и вернуть средства, вложенные на старте проекта. Однако рекламодатели вяло отреагировали на концепцию журнала для молодежи, необходимых для существования журнала доходов коммерческая служба привлечь не смогла.

Напомним, что первый номер журнала увидел свет в марте нынешнего года. Проект был представлен с помпой и заявлениями, что ранее подобного интеллектуального глянца для молодежи в Татарстане не было. Каждый номер журнала выходил дважды в месяц с тиражом в 10 тыс. экземпляров и был посвящен единственной теме. Этой темой могли быть цыгане, Сабантуй, цирк и даже, например, Чистополь. Иллюстрации в журнале могли значительно превосходить собственно текстовое содержание материалов. Издание распространялось бесплатно в вузах, кафе и ресторанах города.

Концепцию нового журнала изначально разрабатывала Наталья Михалева, которую знают в Казани как журналиста, промоутера и организатора массовых мероприятий. Однако после смены руководства ОАО «Татмедиа» от услуг Михалевой отказались. Проект возглавил Тюрин, который, в свою очередь, позвал в команду «Фукса» Павла Федоровского, более известного в качестве промоутера, нежели журналиста. Директор журнала Тюрин заявлял, что «Карл Фукс» будет коммерчески успешным и вскоре начнет приносить инвесторам прибыль.

Что в сухом остатке? Журнал будет жить, но лишь в виде одноименного интернет-портала. Первым следствием перемен станет сокращение редакции — вместо 18 сотрудников останутся лишь 5. Кто точно не потеряет работу, так это Тюрин, который помимо «Карла Фукса» продоложает издавать за госсчет журнал «Татарстан», пользующийся еще меньшим читательским интересом.

«НЕТ НИКАКОГО ЖЕЛАНИЯ РАБОТАТЬ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ СМИ ПОСЛЕ ТАКОГО НЕПРИЯТНОГО ОПЫТА»

От имени редакции позицию журналистов высказал «БИЗНЕС Online» шеф-редактор «Карла Фукса» Алексей Сорокин.

— После балансовой комиссии ОАО «Татмедиа» руководитель проекта Артем Тюрин сообщил нашему главному редактору о том, что журнал «Карл Фукс» будет реорганизован в сайт, то есть фактически закрыт. Официально об этом объявлено не было, сотрудники редакции пока не получили никаких официальных предложений о трудоустройстве в других СМИ «Татмедиа». Могу сказать за себя, но, думаю, большинство коллег будут со мной солидарны: у меня нет никакого желания работать в государственных СМИ после такого неприятного опыта.

— Сколько человек работало над журналом? Журналистов, верстальщиков, фоторепортеров?

— Семь редакторов и журналистов, два дизайнера, один фотограф, коммерческий директор, PR-менеджер, офис-менеджер и водитель. Плюс три постоянных колумниста и художница, которая занималась комиксами. Внештатные авторы получали символические деньги — что-то около 2 тысяч рублей в месяц. Для востребованных московских журналистов это, естественно, мизерные суммы.

— Почему не получилось привлечь рекламодателей в проект?

— Рекламодатели в журнал приходили, но не в том объеме, на который рассчитывали учредители журнала. Удивительно, что от нас ждали окупаемости в первый же год. Уверен, что если бы нам дали больше времени, журнал бы не только вышел в ноль, но и начал бы приносить прибыль. Мы предлагали руководству пригласить в журнал специалистов по продажам рекламы, имеющих опыт работы в СМИ подобного профиля, но учредители к нам не прислушались. До июня в коммерческом отделе «Карла Фукса» работал всего один человек, в такой ситуации просто странно ожидать большой прибыли от рекламы.

— Девиз журнала был «В поисках человека». Почему так и не удалось найти человека?

— Человека найти удалось. Нас активно читали и студенты, для которых, собственно говоря, затевался проект, и университетские вахтеры пенсионного возраста, не говоря уже о молодых бизнесменах, продвинутых айтишниках, госслужащих и так далее. Я не утверждаю, что мы нравились абсолютно всем, однако 10 тысяч экземпляров стабильно расходились по рукам. Более того, к нам на протяжении всех месяцев работы обращалось огромное количество людей, которые хотели писать, рисовать или просто «как-нибудь помочь». Некоторые читатели коллекционируют наш журнал с первого номера.

— Была ли реальная аудитория у журнала в Казани?

— У журнала была вполне реальная аудитория. Если бы это не соответствовало действительности, наш журнал не пустили бы в огромное количество частных заведений — кафе, рестораны, клубы, в которых никого не волновало, что мы проект «Татмедиа», и которые никого бы не стали пускать просто по указке сверху.

— Каков был объем инвестиций в проект?

— Не могу ответить. Коммерческими вопросами я не занимался и не могу отвечать на них.

Последний номер журнала «Карл Фукс» выйдет в конце декабря, тематика его еще не определена. А номер, вышедший из типографии в среду, посвящен фотографии.

«ЗАКРЫВАЕТСЯ? ОН РАЗВЕ ОТКРЫВАЛСЯ?»

Эксперты «БИЗНЕС Online» прокомментировали закрытие журнала «Карл Фукс», отметив, что расчеты на стремительный коммерческий успех такого издания изначально были сомнительными, однако и столь скорое сворачивание проекта не выглядит логичным шагом.

Геннадий Наумов — главный редактор газеты «Аргументы недели»:

— «Карл Фукс» закрывается? Он разве открывался? Скажу прямо, все медиапроекты обречены на провал. Неважно, что это — глянец, газета или интернет-сайт. Все ниши в рынке заняты. 2015 году будет провальным по рекламе, если кто-то хочет потратить деньги, то пожалуйста. Самоокупаемый проект внедрить уже невозможно. В начале года был тренд — глянец стал модным, но он иссяк. Если журнал закрылся, то «Татмедиа» нужно отдать должное, что они не стали генерировать убытки.

Юрий Алаев — советник ректора КФУ, бывший главный редактор газеты «Время и деньги»:

— Я видел и первый номер, и еще один номер. Любой запуск сейчас представляет огромный риск в существующих экономических условиях. Думаю, что журнал еще может запуститься, может быть, приостановили... Не хотел бы комментировать закрытие журнала «Карл Фукс» по разным причинами, в том числе этическим.

Без-имени-1.jpg
«Прелесть» журнала, в котором каждый номер посвящен какой-то теме, заключался именно в том, что его можно коллекционировать и хранить как «вещь»

«КАРЛ ФУКС» БЫЛ ОТДУШИНОЙ

Дарья Евсеева — директор лейбла Zapal Records, музыкальный продюсер:

— Когда в Москве закрылся «Большой Город», я долго переживала по этому поводу. Даже и думать тогда не могла, что откроется что-то похожее, да еще и в Казани, да еще и лучше в разы. «Карл Фукс» был той самой отдушиной в региональной прессе, которая давала нам понять, что не все еще потеряно. Я могу назвать с десяток московских трендсеттеров, которые так же, как и я, полюбили журнал с первой страницы, хотели для него сняться, дать интервью, но многие не успели. Я даже было думала, что ребята переберутся в Москву и «Фукс» когда-нибудь станет не только казанским. В марте я планировала туры пары своих артистов и до сегодняшнего утра была абсолютно уверена, что они появятся на страницах «Фукса», который, в свою очередь, уж точно донесет анонс концерта до нашей целевой аудитории. Но увы.

Какова вероятность, что ваш ребенок, будь он даже трижды акселератом и вундеркиндом, будет обеспечивать всю семью после пяти лет? Можете сами на этот вопрос ответить. Но при этом он же вундеркинд. Думаю, здесь есть с десяток поводов задуматься над тем, чтобы не требовать от проектов такой быстрой окупаемости. Да у нас некоторые «инвесторы» ужинают раз в неделю этим объемом инвестиций. Но содержать журнал очень дорого, да. Давайте его закроем, зачем людям читать о жизни других людей, зачем людям слушать хорошую музыку и смотреть хорошее кино, если можно читать желтую прессу и глядеть в рот дикторам федерального телевидения. Ничего лишнего!

«Карл Фукс» — это история, успевшая за свой год нашуметь погромче любого издания, существовавшего в Казани годами. По громкости своего заявления это звучало яснее, чем «Большой Город», так же необходимо, как ПТЮЧ, так же честно, как ранний «Русский Репортер», и так же красиво, как первые журналы Interview в России. Думаю, он был слишком хорош для города. Я вот вроде начинаю верить в культурную революцию в Казани, а потом снова теряюсь в сомнениях. Ведь есть же арт-кластер в Казани, есть свой район «Кройцберг», своя думающая творческая молодежь. Своя «Стрелка», если хотите. Что теперь ей читать? Хоть от руки все это пиши и издавай подпольно. Конечно, вряд ли это так важно тем, кто отваливает за свое обучение на юрфаке и носит норковую шубу, но и им не помешало бы знать, что вообще в мире творится за окном новенького Porsche.

365.jpg
В декабре выйдет последний номер издания, где будет объявление о переходе на электронную версию

«РЕБЯТА ДЕЛАЛИ НЕ ПОПУЛЯРНЫЙ ПРОЕКТ, А ПЫТАЛИСЬ ОТКРЫТЬ «ГОЛУБОЙ ОКЕАН»

Клим Палеха — первый заместитель главного редактора газеты «Жизнь»:

— По-моему, ребята изначально не делали популярный проект, а пытались открыть свой «голубой океан» — создать новую нишу. Финансовая сторона мне неизвестна, но, учитывая тираж «Карла Фукса», его объем, периодичность и приблизительный фонд оплаты труда, думаю, что это 7 - 10 миллионов в год (не учитывая аренду офиса и дистрибьюцию — у «Татмедиа» эти схемы непрозрачные). В России очень мало медиаменеджеров, которые способны подобный проект вывести на самоокупаемость за год. Мне кажется, и тут не особо ждали прибыли. Просто сейчас бюджеты режутся, вот и попал маленький инкубатор под названием «Карл Фукс» под эту глыбу.

Культурным явлением стала сеть «ВКонтакте», опередивший на днях по аудитории федеральные каналы. «Афиша» Осколкова-Ценципера когда-то стала культурным явлением. Но эти проекты выстрелили именно тогда, когда все вокруг резалось и закрывалось, потому что их инвесторы восприняли кризис как возможность для развития.

Дмитрий Прокофьев — вице-президент Ленинградской областной Торгово-промышленной палаты:

— Исходя из того, что мне известно о проекте, могу предположить, что уход в интернет не спасет «Карла Фукса». «Прелесть» журнала, в котором каждый номер посвящен какой-то теме, заключается именно в том, что его можно коллекционировать и хранить как «вещь». Эта бизнес-модель далеко не скомпрометирована, существуют же на рынке и хорошо продаются так называемые «партворки», журналы, предназначенные для коллекционеров, любителей какой-то определенной темы, будь то живопись или история и т.д.. «Фукс» работал в другой нише, но определенные параллели здесь можно провести. Парадоксально, но бесплатные журналы, распространяемые повсеместно, могут терпеть фиаско именно в силу своей бесплатности — рекламодатели не верят, что журнал попадет в нужные руки и не будет выброшен сразу после прочтения. Кроме того, привлечение рекламы в такой журнал — это отдельная работа, которую лучше доверять не сотрудникам редакции, а агентству. Под узкотематический журнал бывает сложно «собрать» рекламу, на такие проекты охотнее откликаются крупные рекламодатели, заинтересованные в долгосрочной имиджевой рекламе, а они как раз предпочитают работать через агентства. Добавлю, что качество и уровень развития региональной прессы представляет собой довольно верный индикатор состояния и перспектив экономики региона. Развитие местных СМИ, появление оригинальных медиапроектов свидетельствует об оптимизме предпринимателей и инвесторов, напротив, сжатие этого рынка должно настораживать как бизнес, так и региональные власти.