Первый центр от института Каюма Насыри создается сейчас в Москве на базе школы с этнокультурным татарским компонентом образования № 1186 имени Мусы Джалиля
Первый центр от Института Каюма Насыри создается сейчас в Москве на базе школы с этнокультурным татарским компонентом образования №1186 им. Мусы Джалиля

КАЮМ НАСЫРИ — ЧЕЛОВЕК И ИНСТИТУТ

Первый образовательно-культурный центр Института Каюма Насыри будет в ближайшие дни создан в Москве на базе школы с этнокультурным татарским компонентом образования №1186 им. Мусы Джалиля. Открытие запланировано на 17 декабря. Об этом «БИЗНЕС Online» рассказала замдиректора Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ Гульнара Садыкова.

Напомним, что сам институт имени выдающегося татарского просветителя, ученого, журналиста Каюма Насыри был образован при Институте филологии и межкультурной коммуникации КФУ в начале 2014 года. Предполагается, что основной его целью станет создание в России и за рубежом сети культурно-образовательных центров по продвижению и развитию татарского языка и культуры в тех регионах, где компактно проживают татары, по аналогии с Институтом Сервантеса в Испании, Институтом Конфуция в Китае и Институтом Гете в Германии. Старейший из этих международных институтов действует в Германии (с 1951 года), а самым молодым считается китайский (с ноября 2004 года). Таким образом, Институт Каюма Насыри обещает стать четвертым международным центром по популяризации и изучению национального языка и культуры.

Кроме Москвы до конца года планируется открыть центр института в казахстанской Астане. «Сейчас мы подписали [договор] с нашей стороны, и наш представитель поехал в Казахстан утверждать его с Евразийским национальным университетом имени Гумилева», — сообщила Садыкова. Она пояснила сделанный выбор уже существующим рамочным соглашением КФУ с этим университетом — «проще всего было договориться».

Ранее были планы открыть центр в Синьцзянском университете Китая, однако событие решено перенести на следующий год из-за недостаточной активности китайской стороны: «Было получено предварительное согласие, когда президент РТ Рустам Минниханов ездил в Китай и наши люди туда ездили. Но поскольку там нет нашего представителя постоянно живущего... Пока ждем», — рассказала Садыкова. Предполагается, что в ближайшие два года институт в рамках госпрограммы по «Сохранению, изучению и развитию государственных языков РТ и других языков в РТ на 2014 - 2020 годы» будет открывать по два центра в год: один в России и один за рубежом. Как сообщила Садыкова, рассматриваются варианты открытия центров в Турции, Чехии, Финляндии, причем местные диаспоры сами выходят с инициативой.

Ректор КФУ Ильшат Гафуров, Гульнара Садыкова и директор ИФМК КФУ Радиф Замалетдинов
Ректор КФУ Ильшат Гафуров (слева), директор ИФМК КФУ Радиф Замалетдинов (справа) и его заместитель Гульнара Садыкова

В МЕСТАХ КОМПАКТНОГО ПРОЖИВАНИЯ ТАТАР

По данным переписи населения 2010 года, в Татарстане живут около 2 млн. татар, еще порядка 3,3 млн. татар проживают в России за пределами республики. Количество татар, проживающих за границами нашей страны, оценить сложнее, считается, что в мире их около 2 млн. человек. Но если в пределах Татарстана развитием татарского языка и культуры власти давно и продуктивно занимаются (хотя есть мнения о недостаточной эффективности этих усилий), то за границами Татарстана связь с родным языком и культурой чаще всего держится на тонкой ниточке внутрисемейных отношений. Есть, конечно, и работа диаспор, и проведение сабантуев и прочих мероприятий с национальным колоритом, однако в правительстве РТ, судя по всему, решили, что этого недостаточно для сохранения и развития татарской культуры. В связи с чем и возник проект.

В жизни это будет выглядеть так: принимающая сторона предоставляет помещение или учебный класс, а Институт Каюма Насыри поставляет туда оборудование, завозит учебники, энциклопедии, художественные книги, находит из числа местных преподавателей татарского языка методиста центра и оплачивает его работу. В задачу методиста входит как обучение татарскому языку и культуре, так и организация кружков, конференций, проведение вечеров татарской культуры с исполнением татарских народных песен, баитов, мунаджатов, народных танцев. Помещение планируется оборудовать компьютерами, телевизором и интерактивной доской, системой видеоконференцсвязи, что позволит обучаться, в частности, в дистанционной школе «Ана теле».

Предполагается, что на реализацию проекта до 2017 года из республиканского бюджета выделят более 25 млн. рублей. До конца 2014 года на эти цели было отпущено 7,8 млн. рублей — конкурс на соответствующую сумму был проведен на сайте госзаказа 19 ноября 2014 года, победителем признан КФУ (каждый последующий год вузу будет необходимо вновь участвовать в подобных конкурсах для дальнейшего финансирования института).

Пройти обучение в центре смогут все желающие: от школьников до пенсионеров, причем бесплатно. На вопрос о стоимости каждого центра Садыкова затруднилась ответить, поскольку в каждом случае это разные цифры. К примеру, в Китай, вероятно, не будет поставляться система видеоконференцсвязи из-за ограничения властями Китая интернет-трафика.

Загвоздкой в реализации этих масштабных планов может стать нестабильность курса валют. «Просчитывались, закладывались деньги в начале года, а сейчас конец года и совсем другая ситуация», — посетовала Садыкова. — С ростом доллара и евро эта сумма (стоимость оборудованияприм. ред.) меняется». Подразумевается, что на заложенный в проект рубль сегодня можно купить фактически вдвое меньше товаров. Садыкова сообщила, что КФУ будет решать эти вопросы, «насколько мы можем», однако подробностей не уточнила.

В апреле этого года делегация Татарстана во главе с президентом РТ во время визита в Китай встречалась с представителями татарской диаспоры в г. Урумчи
В апреле этого года делегация Татарстана во главе с президентом РТ во время визита в Китай встречалась с представителями татарской диаспоры в городе Урумчи

«ЕСЛИ БЫ КАЖДЫЙ ТАТАРИН ВОСПИТЫВАЛСЯ НА КАЮМЕ НАСЫРИ, МЫ БЫ ИЗБЕЖАЛИ МНОГИХ ПРОБЛЕМ»

Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов высказать свое мнение по поводу открытия центров татарской культуры и языка. По их мнению, открытие центров за границей — это, безусловно, хорошо, но в просвещении нуждаются и районы республики.

Римзиль Валеев — журналист и общественный деятель:

— Полезное и хорошее дело, хороший проект. Я бы рекомендовал открывать такие центры там, где есть добротные гуманитарные учреждения, где есть татарская интеллектуальная элита. Например Алматы, там у нас профессора есть, ученые. Неплохо было бы открыть такой центр в Челябинске, там 240 тысяч татар, газета у них есть, но выходит она на русском языке. В Ташкенте... Думаю, нужно еще там открывать, где есть наши постоянные представительства. А в некоторых городах крупных стран, таких как Германия, Америка, Чехия, где 15 - 20 татар, как откроешь? Нужно создавать центры там, где есть хотя бы 100 - 200 тысяч татар. Это Башкортостан, Тюмень, Удмуртия, Оренбург, Пермь. В Оренбурге 150 тысяч татар, а газета «Яна вакыт» с большими трудами получает дотаций — 300 тысяч рублей в год. Крыму надо помочь — там крымские татары есть, поволжские татары.

Но особенно я бы рекомендовал города Татарстана. Вот в Бугульме 40 тысяч татар, а мы не можем набрать подписку на газету «Бугульма авазы» в 1,5 тысячи экземпляров. А там и потенциал есть, и традиции: Хади Атласи, Ахмет Тимер — все оттуда. В общем, исходить надо из количества татар и наличия элиты.

Институт Конфуция на базе КФУ
Институт Конфуция на базе КФУ

Но я радуюсь с осторожностью, поскольку Казанский федеральный университет по части отношения к татарской филологии и татарской журналистике ведет довольно суровую политику, хотя институт Замалетдинова неплохо разворачивается. В КФУ вообще такие многомиллиардные вложения делаются в химию и физику, что будет неплохо, если что-то аналогичное предпримут и по части татарского языка и культуры. Задумка хорошая, не дай бог, чтобы это оказалась просто PR-акция. Хорошо, если с этими центрами придет и финансирование.

Целесообразны ли сейчас такие траты? Это дешевле, чем большими массами собираться в Казани или, наоборот, туда ехать сотнями человек. Думаю, это будет дешевле, если на месте найдутся один-два просветителя и смогут проводить хорошие мероприятия. Думаю, это приведет к экономии средств.

Фарит Фарисов — председатель президиума региональной татарской национально-культурной автономии Москвы:

— Такой центр должен был быть уже давно. Автономная республика Татарстан еще в советское время должна была его иметь. Каюм Насыри, Шигабутдин Марджани, Риза Фахретдин — татарские мыслители, такие же, как русские мыслители первой категории. Если бы каждый татарин воспитывался на учениях Каюма Насыри, мы бы избежали многих проблем: национализма, исламского экстремизма. Такие центры должны быть в каждом месте компактного проживания татар в РФ. Это обязательно должно быть и в Томске, и в Астрахани, и в Саратове, и в Саранске, и в Самаре. В Подмосковье и Москве можно делать по два-три центра. Главное, чтобы не было профанации. Ведь не помпезность главное, а чтобы была реальная работа. У нас, к сожалению, мало специализированных хороших учителей, чтобы продвигали язык и культуру.

Табриз Яруллин — руководитель общественной организации «Вcемирный форум татарской молодежи»:

— Есть кризис экономический, а есть кризис духовный. Кризис духовный у нас продолжается намного дольше, чем неначавшийся еще экономический кризис. Может быть, это немного философский ответ, но все же считаю так: программа составлена на 10 лет и средства распределены, институт создается на долгие годы вперед, поэтому нельзя рассматривать этот проект на фоне каких-то краткосрочных явлений или экономических показателей. В мире и в Татарстане, в частности, много на что тратятся деньги, и на пиар много тратится... А такие основательные проекты, конечно нужны, к тому же они не требуют такого огромного количества денег.

Какие бы усилия ни прилагались по сохранению языка, все равно его состояние оставляет желать лучшего. С каждым годом людей, говорящих на татарском языке, становится меньше. Поэтому такие средства необходимы, база для этого давно создана. Не зря выбраны эти точки — Москва, Китай, Астана, там одни из сильнейших татарских центров в мире. Главное, чтобы был эффект. И мы, и другие общественные организации татарские должны этот проект поддержать, наполнить содержанием. Не думаю, что нужно гнаться за количеством таких центров, повторюсь, главное — содержание.