«ТРАНСФОРМИРОВАТЬ ГОРОД ПОД МАШИНЫ НЕВОЗМОЖНО»

Внедрение проекта платной парковки в центре Казани сегодня стало основной темой на деловом понедельнике в исполкоме. Напомним, что публичный старт процессу был дан в октябре, когда представители исполкома дали на эту тему отдельную пресс-конференцию.

«Мы отдаем себе отчет, что это мера непопулярная, но это делается в интересах прежде всего наших жителей и автовладельцев. Приоритеты — пешеход, общественный транспорт, движущийся автомобиль и припаркованный автомобиль», — охарактеризовал реформу, выступая с докладом, председатель комитета по транспорту Айдар Абдулхаков.

Он констатировал, что за последние 8 лет уровень автомобилизации в городе удвоился. При этом дорог больше почти не становится — даже Универсиада с ее многомиллиардными затратами расширила уличную сеть лишь на 24 км, то есть на 1,3%.

«Трансформировать город под автомобили невозможно — под это просто не хватит средств, — заявил он. — Поэтому с середины 90-х годов прошлого века крупные города мира развивают транспортную систему, исходя из принципа «город для людей, а не для машин».

Одна из ключевых мер по сдерживанию автомобилизации — это упорядочивание парковочного пространства. Только с начала года за неправильную парковку составлено более 64 тыс. административных материалов, более 20 тыс. водителей оштрафованы, привел Абдулхаков данные ГИБДД.

Цивилизованной альтернативой выступают платные паркинги. Всего за последние годы открыто 17 паркингов на 6 тыс. машино-мест, из них в центре — 10 парковок на 2,6 тыс. машин. Вместе с плоскостными стоянками в центре появилось 4,5 тыс. машино-мест. Причем, если на момент открытия их заполняемость достигала 30%, сейчас она выросла до 90 - 100%.

НИКАКИХ ЛЬГОТ — ДАЖЕ ДЛЯ МЭРА

Следующий шаг — платные парковки на муниципальной земле, с появлением которых мест, где можно бросить машину бесплатно, практически не остается. Европейский опыт уже осваивается в Москве, перешел Абдулхаков к главному. Кроме того, такие парковки работают в Екатеринбурге, Краснодаре, Сочи. Ведется работа по организации платных парковок в Нижнем Новгороде, Перми, Белгороде, Санкт-Петербурге и других городах.

«В Москве скорость движения на улично-дорожной сети увеличилась на 12 процентов, количество нарушений правил парковки и количество личного транспорта, въезжающего в зону платной парковки, сократились соответственно на 60 и 25 процентов», — описал результаты столичных экспериментов Абдулхаков.

Режим платной парковки вводится на территории, ограниченной улицами Татарстан, Пушкина, набережной реки Казанки, улицей Батурина, Кремлевской набережной, улицей Саид-Галеева, улицей Нариманова, напомнил Абдулхаков. Центр выбран потому, что именно здесь самый сильный дисбаланс между числом жителей и количеством рабочих мест. Разница — в 5,5 раз. На 27 участках улично-дорожной сети планируется 1250 парковочных машино-мест. На других прилегающих улицах остановка и стоянка транспорта будут запрещены.

Парковка будет стоить недешево — 50 рублей в час. Это делается специально, чтобы стимулировать кратковременную стоянку. Чтобы оставить машину на весь день, выгоднее будет поискать многоуровневую стоянку. Первые четверть часа денег брать не будут — это время дается, чтобы сделать платеж. 10% мест резервируют для инвалидов — стоянка для них бесплатна. Не надо платить также владельцам электромобилей или спецмашин. А вот тариф «бесплатный» (то есть штраф за парковку под знаком на муниципальной земле) обойдется в 2,5 тыс. рублей. Соответствующие дополнения в КоАП РТ внесут на ближайшей сессии Госсовета РТ. Каждые четверть часа машины с «парконами» будут объезжать парковочные владения: нарушителям придет «письмо счастья».

Пилотный проект муниципальных парковок, по словам Абдулхакова, призван не увеличить число мест для стоянки машин и не собрать больше средств, а разгрузить движение в центре.

«Введением платы за парковку мы планируем уменьшить количество транспортных средств, въезжающих в центр, ограничивать возможности для парковки, стимулировать граждан пользоваться общественным транспортом», — отметил он.

Комментируя «непопулярную меру», мэр Казани Ильсур Метшин сделал акцент на ее неотвратимости и неизбежности.

«Это будет касаться всех, включая машины мэра, личную или служебную, — поставил на вид подчиненным Метшин. — Никаких льгот, кроме предусмотренных 10 процентов мест для людей с ограниченными возможностями, для спецмашин — других не будет. Поэтому, уважаемые коллеги, мы все становимся участниками одной программы».

На некоторых участках уже нанесена разметка для парковки — например, на площади у НКЦ «Казань»

«ПОКУПАЯ ХОЛОДИЛЬНИК, КО МНЕ ЗА КВАРТИРОЙ НЕ ПРИХОДЯТ»

Подготовка ведется полным ходом, на некоторых участках уже нанесена разметка — например, на площади у НКЦ «Казань», Театральной и Тази Гиззата будет около 300 машино-мест. Знаки по контракту должны быть выставлены к концу декабря. На этой неделе подведут итоги конкурса по выбору банка-эквайера, который получит почетное право собирать парковочную мзду.

Как платить? У парковок расставят паркоматы, принимающие банковские или транспортные карты. Еще один способ — через SMS либо мобильное приложение. Причем последние два способа позволят гибко тарифицировать время парковки. А наличие в системе «Транспортной карты» даст возможность в дальнейшем ввести льготы для автовладельцев при оплате проезда, подсластил горечь пилюли докладчик.

Еще один бонус — единая система информирования. Данные о свободных машино-местах будут появляться на сайте единого парковочного пространства в режиме реального времени. Кроме того, на муниципальных парковках установят 10 информационных табло с online-данными о свободных местах на многоуровневых паркингах, в том числе частных.

«На сегодня подобных объединенных систем нет ни в одном из проектов других городов», — подчеркнул Абдулхаков. С этой оценкой согласился и помощник мэра по IT Дмитрий Еремеев. То, что в техзадании прописана интеграция всевозможных систем оплаты, — достаточно существенное отличие от применяемых в России способов. Важное отличие — сервис, показывающий водителю свободные места парковки: это будет одним из немногих успешно реализованных в России проектов, отметил он.

Метшин потребовал четко проработать все платежные процедуры — со всеми компаниями мобильной связи, которые используют казанцы.

«Я знаю, что работа проведена колоссальная, но это тот случай, когда не 7 раз, а 8 раз надо отмерить, прежде чем начать реализовывать», — подчеркнул градоначальник.

Он предложил еще раз пригласить общественность и разъяснить все новшества муниципальной парковки, а также включить обратную связь, чтобы систематизировать все те предложения, которые могут дать казанцы. Пока, понятно, в соцсетях обсуждают разве что способы, как не платить за парковку, но тут возникает естественная проблема непонимания водителя и пешехода.

«В «Золотом теленке» помните цитату? «Пешеходы изобрели автомобиль, но очень быстро автомобилисты про пешеходов забыли», — привел бессмертный текст Ильфа и Петрова градоначальник. — Мы приглашали колумбийского мэра, который славу получил за неординарные, но очень эффективные меры в борьбе с пробками. Он просто сказал: покупая холодильник, ко мне за квартирой не приходят. Вот точно так же и автовладельцы, покупая автомашину, уже должны заботиться о том, куда они будут ее ставить. Приезжая в центр на работу, они должны думать, куда ее припаркуют. А мы должны создавать для этого условия».

Главная цель — увеличение скорости потоков, сокращение пробок и комфортная среда для пешеходов, обозначил Метшин приоритеты городских властей в вопросах платной парковки.

«Принимаемые меры — далеко не желание собрать деньги с автовладельцев, какие-то новые налоги ввести, — заявил Метшин, отметив, что все принципы и параметры системы согласованы с прокуратурой. — Это продолжение нашей работы по оптимизации дорожного движения. Проделана огромная работа — и в рамках подготовки Универсиады, строительства новых дорог, развязок, пешеходных переходов, отмена левых поворотов, создание АСУДД, работа в рамках «штаба по пробкам» с ГИБДД, УВД, общественностью. Создание единого парковочного пространства — следующий шаг, но он тоже не последний».

ДОЛГИ ЗА ЖКХ ПРЕВЫСИЛИ ОБЪЕМ КАПРЕМОНТА ДОМОВ НА 2014 ГОД

Далее совещание развернулось к сколь наболевшей, столь и традиционной теме — долгам в ЖКХ.

«К сожалению, из года в год мы констатируем огромные суммы задолженности за жилищно-коммунальные услуги», — посетовал градоначальник. Подробнее рассказать «о цифрах и причинах» он пригласил председателя комитета ЖКХ исполкома Искандера Гиниятуллина. Цифры не порадовали. К 1 ноября задолженность казанцев за услуги ЖКХ сроком более 6 месяцев составила 1,5 млрд. рублей и выросла с начала года на 271 млн. рублей или на 18%, сообщил Гиниятуллин. «Многомиллионные долги тормозят развитие отрасли. Уровень собираемости платежей, как правило, носит цикличный характер со снижением процента сбора в весенне-летний период и повышением в осенне-зимний. В этом году сбор в среднем составил 97,5 процентов. Всего 17 327 лицевых счетов имеют долги, средняя сумма — 86,6 тысячи рублей. Встречаются долги до 500 тысяч рублей», — рассказал председатель комитета ЖКХ исполкома.

Для более наглядного понимания ущерба от действий злостных неплательщиков Гиниятуллин привел пример: на 1,5 млрд. рублей можно заменить около 20% всех лифтов в Казани — 1 тыс. из 5 тысяч. А вся программа капремонта домов в Казани на 2014 год составила 1,4 млрд. рублей (в нее вошли 178 зданий). Накапливающиеся долги становятся причиной недофинансирования коммунальных предприятий, деятельность которых зачастую связана с опасным производством, крупными работами в сфере модернизации, строительства, ремонта инженерных сетей. «Просроченная задолженность перед «Энергосбытом» составляет 180,7 миллиона рублей, перед «Казэнерго» — 55,4 миллиона рублей, «Теплосбытом» и Генерирующей компанией — 215 миллионов, «Водоканалом» — 155 миллионов рублей, перед ЖЭУ и иными подрядчиками — 166,5 миллионов рублей», — сыпал цифрами неплатежей докладчик.

Общая сумма долга управляющих организаций перед поставщиками услуг составляет 772,8 млн. рублей, что в 2 раза меньше долгов жителей Казани. Отметим, что задолженность УК за поставленные ресурсы перед поставщиками на 1 января 2014 года составляла 746 млн. рублей, тогда как долги населения за коммунальные услуги были около 980 млн. рублей. Такие данные в февральском докладе приводил Гиниятуллин.

Неплательщиков можно отнести к двум основным категориям: большая часть людей платить за ЖКУ может свободно, но сперва копит долги, а потом их погашает. 10% неплательщиков — граждане, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, еще 10 - 15% — городская беднота.

1,5 МЛРД. — ЭТО НЕДОВЫВЕЗЕННЫЙ МУСОР И НЕЗАВЕРШЕННЫЙ РЕМОНТ

Публикация черных списков должников не всегда оказывает свое действие, отметил Гиниятуллин. Однако среди вариантов решения проблемы — соглашения о реструктуризации задолженности, возможность отработки долга путем работ по благоустройству, начисление пени, ограничение электроснабжения и водоотведения, запрет на выезд за границу.

Согласно информации крупных управляющих организаций, инициировано свыше 619 исковых заявлений к должникам за услуги ЖКХ на общую сумму свыше 48 млн. рублей. В отношении должников возбуждено 956 исполнительных производств на общую сумму свыше 60 млн. рублей, из них исполнено свыше 100 на сумму более 8 млн. рублей, отказано в исполнении 30 на сумму 3 млн. рублей, сообщил он. Для решения проблемы долгов необходимо ужесточение законодательства в части реализации мероприятий по предотвращению хищения ресурсов. Председатель комитета ЖКХ исполкома напомнил, что граждане порой пытаются занизить показания счетчика, и рассказал об опыте одной из УК, которая применяет специальный маркер, реагирующий на применение магнита на счетчике. Однако закон показания таких маркеров пока не учитывает.

«И меры к должникам предпринимаем адекватные, и законодательство с этим позволяет бороться, но эффективность на уровне 97 процентов, — прокомментировал Метшин доклад председателя комитета ЖКХ. — 1,5 миллиарда — это недопоставленные услуги, неприобретенный инвентарь, недоделанный текущий капремонт, не вывезенный своевременно мусор и так далее. Есть люди, которые попадают в сложные жизненные ситуации. Для них должны быть прописаны законодательно меры социальной поддержки. За счет управляющих и обслуживающих компаний эта проблема решаться не должна. Необходимо продолжать системную работу в этом направлении», — подчеркнул мэр, добавив, что с помощью правоохранительных органов постоянно «выколачивать долги — это не инструмент».

Он сообщил, что ситуация по задолженности населения за услуги ЖКХ будет обсуждаться в Казани 18 декабря на совете муниципальных образований, который проведет полпред президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич. Метшин поручил Гиниятуллину подготовить предложения по решению проблемы с неплатежами в ЖКХ.