ТАТАРЫ ЕСТЬ ВЕЗДЕ — ДАЖЕ В БОЛГАРИИ

В минувшую субботу в Камаловском театре прошло пленарное заседание всемирного форума «Деловые партнеры Татарстана». Это мероприятие, одним из организаторов которого выступило руководство Всемирного конгресса татар (ВКТ), было приурочено к собиравшемуся на прошлой неделе исполкому организации. ВКТ в такой форме собирает предпринимателей, представляющих татарские диаспоры из различных регионов страны, а также из-за рубежа, еще с 2000 года. На этот раз на форум собрались представители 54 регионов РФ, татарские бизнесмены из-за рубежа — зал был полон.

В фойе толпились серьезные мужчины в костюмах. Кто-то разговаривал между собой, перешептывался, смеялся, а кто-то одиноко стоял чуть в стороне от эпицентра общения. У одного из таких гостей на груди висел бейджик с надписью «Болгария».

«В Болгарии тоже есть татары?» — несколько, может, наивно поинтересовалась корреспондент «БИЗНЕС Online» у представителя делегации этой страны, директора фирмы «Алгатек» Раушана Мансурова. «В Болгарии есть татары, конечно. Они везде есть, — великодушно ответил он. — Я в первый раз приезжаю сюда. Мы хотим развиваться, установить связи со своими соотечественниками, с татарами. Обмениваться какой-то продукцией, чтобы мы что-то покупали здесь и что-то покупали у нас».

При входе были выставлены стенды с продукцией татарстанских предприятий, были представлены «Татспиртпром», «Татплодоовощпром», «Хлебный завод №3», «Пестречинка»... Особенно много народу собралось у выпечки, треугольники с зайчатиной привлекли особое внимание. Был популярен и стенд с продукцией «Татспиртпрома», хотя само по себе его присутствие на таком мероприятии выглядело несколько странным. Татарские предприниматели из разных градов и весей с интересом крутили бутылки в руках, пытаясь определить, сколько же весит емкость.

«КОНКРЕТНО НА МОЙ БИЗНЕС ЭТИ ПРИЕЗДЫ НЕ ИМЕЮТ НИКАКОГО ВЛИЯНИЯ»

Вообще, отношение к формату подобных собраний довольно разное. Кто-то считает такие встречи отличной площадкой, на которой из новых знакомств могу возникать серьезные бизнес-проекты. Другие же полагают, что подобные форумы не более чем пустая трата времени, хотя мероприятию и придает солидности участие первого лица республики, который, конечно, не может отказать во встрече с таким количеством бизнесменов, желающих (по идее) вкладывать в Татарстан. Правда, на встрече с Рустамом Миннихановым они чаще выступают в роли просящей стороны, желающей получить от президента РТ каких-то преференций, чаще всего нерыночного характера. Хотя отметим, что на этот раз разговор касался не только экономической, но и духовной стороны общественной жизни.

Вот и один из известных казанских бизнесменов, участвовавших в форуме, так прокомментировал это собрание, правда, попросив сохранить инкогнито: «Если честно, мне кажется, что многие просто не понимают, что происходит. Более того, они не понимают, зачем проводится это мероприятие. Они ходят здесь, кто-то просто стоит, кто-то общается уже с теми, с кем знаком, и все. Даже если здесь кто-то и знакомится, я не очень уверен, что это знакомство вытекает в какой-то плюс для бизнеса одной из сторон». Отчасти подтвердил такое мнение генеральный директор торгового дома «Зур Татарстан» из Самары Жамиль Валиуллин, которого, однако, привлекает на форуме сама предпринимательская «тусовка»: «Сюда я приезжаю давно, за это время появилось несколько хороших знакомых. Мне здесь нравится, но приезжаю я скорее для себя. Конкретно на мой бизнес эти приезды не имеют никакого влияния. Просто интересно посмотреть на вашу продукцию, товары, встретиться с кем-то. Как-то так».

Не ждали слишком много от мероприятия и его новички, например, генеральный директор саратовского ООО «Профиль К» Анвар Кудашев: «Сюда я приехал в первый раз. Приехал посмотреть, как здесь организуется бизнес, познакомиться с кем-нибудь. Может, из этого что-то и получится, может, что-то почерпну для себя». Примерно так же рассуждали и гости с Дальнего Востока. «Мы, конечно, здесь впервые. И как камчадалы были приглашены сюда первыми, потому что земля русская начинается с Камчатки. И вот мы здесь. Довольны, что пригласили, и рады видеть всех. За время пребывания удалось познакомиться с некоторыми предпринимателями, вчера мы работали на секциях, были и выступления», — рассказал нашей газете представитель Камчатки, главный инженер строительной компании «Русский двор» Зайдулла Нигматуллин.

А вот один из самых главных ньюсмейкеров во властной элите республики последнего времени, мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев назвал корреспонденту «БИЗНЕС Online» четкую цель своего визита на форум: «Я хочу послушать сегодняшних выступающих. Для того, чтобы принимать какие-то решения, нужно понять, что происходит, кто как себя позиционирует. Город Набережные Челны — это хорошая площадка для развития бизнеса, тем более у нас очень хорошие условия, есть промышленные площадки. Мы строим два новых промпарка: «Челны» и «Развитие». Эти парки уже имеют спрос на резидентов».

Равиль Зарипов и Марат Ахметов
Равиль Зарипов и Марат Ахметов

130 СТРАН — ТОРГОВЫХ ПАРТНЕРОВ ТАТАРСТАНА

Появившись на месте событий, президент РТ Минниханов обошел все те упоминавшиеся стенды в сопровождении мэра Казани Ильсура Метшина, после чего проследовал в зал. Где первым взял слово глава Всемирного конгресса татар Ринат Закиров и, поприветствовав присутствующих, передал его министру промышленности и торговли РТ Равилю Зарипову.

В своей речи министр отметил успешно развивающееся международное и межрегиональное торгово-экономическое сотрудничество республики и подчеркнул, что это важные инструменты, которые способствуют развитию промышленного потенциала Татарстана и позволяют расширять рынки сбыта. Число стран, торговых партнеров Татарстана, было обозначено цифрой 130. «Наиболее активно развиваются инвестиционные и торгово-экономические отношения с Турцией, Чехией, Нидерландами, Италией, Польшей, Германией, Финляндией, Венгрией и другими странами. Также успешно развиваются отношения с Москвой, с Ленинградской, Самарской, Челябинской областями и Республикой Башкортостан. На сегодняшний день РТ заключила соглашение о торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве с 69 регионами России», — резюмировал Зарипов.

Выступила в этот день и недавно назначенный руководитель АИР Талия Миннуллина, для которой это стало одним из первых публичных выступлений в новом качестве при таком скоплении публики. Молодой чиновник, не отрываясь от текста, рассказала об инвестиционной политике Татарстана. «В Татарстане царит благоприятный инвестиционный климат, — начала свое выступление новоиспеченный глава АИР. — Независимые международные агентства присваивают нам самые высокие показатели — это максимальный потенциал и минимальный риск. Наверное, лучшим доказательством благоприятного климата послужат финансовые показатели. Объем иностранных инвестиций в нашу экономику постоянно растет. В 2013 году он составил почти 1 миллиард долларов». Весь доклад Миннуллиной был в сдержанно оптимистичном тоне: «Уважаемые коллеги, хотелось бы, чтобы мой доклад имел практическую значимость для законодательной базы в сфере инвестиционной деятельности. У нас представлены нормо-правовые акты, в рамках которых мы осуществляем инвестиционную деятельность в Российской Федерации. Отмечу, что РТ имеет мощное региональное законодательство, призванное упростить работу инвестора и способствовать улучшению инвестиционного климата нашей республики». Правда, аудитория доклад воприняла довольно сдержанно, хотя общее впечатление от Миннулиной у народа было позитивное, умницы и красавицы среди высшего госменеджмента — большая редкость везде...

ПРОГРАММЫ ПО ОБЪЕДИНЕНИЮ ТАТАР ВОКРУГ РЕСПУБЛИКИ НЕТ

Оживление у несколько заскучавших участников форума вызвал представитель всемирной ассоциации содействия татарским предпринимателям из Саратова, руководитель ГК «Нарат» Камиль Аблязов (влиятельный бизнесмен, участвующий в подобных форумах в Казани еще с начала нулевыхприм. ред.), выступивший с неожиданно эмоциональной речью.

«Программы по объединению татар России вокруг республики, вокруг национальной идеи, чтобы использовать наш совокупный потенциал для развития нас и Татарстана, нет. Я занимаюсь кроме бизнеса общественной деятельностью, у нас нет программы, где мы должны пропагандировать собственных бизнесменов и ребят-фермеров. У нас нет пустующих производственных площадок, которые предлагаются национальному бизнесу. Мы здесь речь ведем о чем? О том, чтобы привлечь национальные кадры. Я бы с удовольствием агитировал фермеров, чтобы как-то потихонечку планировать переезд в Татарстан, на какие-то земли. Но у нас этого нет. Я не знаю, может, у кого-то и есть. Мы не просим денег, мы просим площадку, на которой могут контактировать наши инициативные люди с Татарстаном вне общих программ».

Аблязов продолжал: «Эта программа, которая теоретически должна быть составлена, она, конечно, должна быть направлена на регионы исторического проживания татар, так как нас там сосредоточена огромная часть... Здесь нужна четко проработанная программа привлечения части здорового, сохранившегося этноса на местах в республику. Да, рассчитана она будет надолго, но мы же не собираемся исчезать».

«Сколько еще вам нужно? Время закончилось», — прервал его Закиров. «Ну, я могу прекратить», — ответил Аблязов. Из зала послышались крики: «По делу говорит!», «Пусть говорит!», «Продолжай». И самарский предприниматель успел коснуться темы истории: «Я хочу сказать, надо, чтобы наши памятники, которые сейчас принадлежат татарам, да, мы были в составе Золотой Орды, но они сейчас принадлежат нам. Мы — наследники этого великого государства, на базе которого создана Россия и, в том числе, Татарстан. Кстати, и Болгар построен на камнях Золотой Орды (на самом деле, все наоборот, Болгар был разрушен армией Чинхисханаприм. авт.). Я хочу сказать, что академии наук более активно надо участвовать в регионах и проводить практические конференции хотя бы раз в год».

По сути дела, Аблязов вскрыл главную проблему: под крылом ВКТ татарские предприниматели собираюся в Казани уже много лет, и встречи все больше напоминают дежавю. Между тем программы, о которой он заявил, действительно не существует. Но чтобы взяться за нее, нужна очень серьезая политическая воля — вопрос не только очень масштабный, но и политически очень тонкий.

Ринат Закиров и Рустам Минниханов
Ринат Закиров и Рустам Минниханов

«РУСТАМ НУРГАЛИЕВИЧ, ЕСЛИ ЭТОГО НЕ БУДЕТ...»

Продолжил тему необходимости программы объединения татар вокруг республики еще один пламенный оратор Рашит Латыпов из Магнитогорска. «Если мы не займемся этой программой, будущее не то что туманно, оно определено — отрыв от общества. Непонимание друг друга. Отсюда конфликты и разрыв в обществе. Мы в своем городе нашли вариант: городская власть, татарская культурная автономия, мусульманская община. Мы создаем общину, которая была в других местах, в Татарии прежде всего, всегда основой бытия. Принципиальной основой. Рустам Нургалиевич, если этого не будет, будущего нет...» — обратился выступающий к президенту Татарстана. И добавил, вызвав этой фразой аплодисменты в зале: «В связи с этим конкретное предложение, господин президент: скажите, когда все татарские духовные лидеры будут работать вместе?»

Минниханов оживился: «Я тоже наделен определенными полномочиями...» «А вы скажите, кто против, мы поможем?» — решил вступить в диалог с президентом Латыпов. Ответ главы республики был более развернутым: «Мы поэтому и собрались. Если мы будем вместе, мы все сможем. Но если вы будете надеяться и смотреть на меня, то у нас дела далеко не пойдут. Поэтому каждый должен нести свой чемодан вперед. А если кто-то хочет сказать, что вот, ты президент Татарстана, давай организуй... Я — участник нашего процесса. Поэтому, наверное, на мне ответственности больше, но мы должны создать такую среду, чтобы эта сила действовала только на пользу нашей нации, нашей культуре. А мы много сил тратим на разборку между собой: кто у нас самый главный».

«НИКТО ЗДЕСЬ НИ НАД КЕМ НЕ НАЧАЛЬНИК»

В заключительной части пленарного заседания президент Татарстана вновь взял слово: «Я призываю вас к тому, что мы — партнеры. Никто здесь ни над кем не начальник. Было сказано, что есть несколько направлений в духовной части. Но это же сложилось так, за один день вопрос решить невозможно. У меня прекрасные отношения со всеми лидерами духовных управлений. Мы их приглашаем, мы вместе собираемся в Болгаре, проводим наш праздник. Но я думаю, что это быстро невозможно. Мы должны понимать, что мы должны быть вместе. Вот то, что мы вас пригласили, вы приехали, это говорит о том, что есть востребованность и у нас, и у вас. Другое дело, что где-то что-то не получается или у кого-то завышенные ожидания. Но и с другой стороны, мы должны были четко понимать посыл тех разговоров, тех предложений и замечаний, которые были высказаны. Я хочу сказать, что то, что мы имеем возможность вместе собраться, то что у нас есть Всемирный конгресс татар, который является связующим звеном, то что мы можем реализовать разные схемы... Наша задача, чтобы наш бизнес процветал. На самом деле было очень много интересных предложений».

«ЭТО БЫЛО НА 100 ПРОЦЕНТОВ ПОЛИТИЧЕСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ»

По окончании пленарного заседания «БИЗНЕС Online» попросил подвести итоги форума его организаторов и участников.

Шамиль Агеев — председатель правления ТПП РТ:

— В этом году съехались около 400 предпринимателей из 22 регионов, не обязательно татар, но все настроены работать с Татарстаном. И примерно 178 наших предпринимателей со всей республики, у которых тоже есть интерес. Приехало очень много молодежи, все люди состоявшиеся, и все приехали не просить каких-то подачек у Татарстана, а просить рассмотреть взаимовыгодный бизнес. Была и критика, и самокритика, и проявление интереса к кластеру и промышленным площадкам. Есть интерес у людей к той территории, где что-то делается, шевелится, созидается.

Люди сами хотят приезжать, никто никого не заставляет, никто никому дорогу не оплачивает. Некоторые хотят, чтобы был «национальный акцент», есть ведь китайский акцент для взаимоотношений бизнеса, турецкий акцент, индийский. А что мешает татарам? Есть определенный драйв Казани, тяга к этому городу. Кто-то интересуется переработкой, кто-то ищет здесь участки для производства, некоторых заинтересовало обучение детей в наших вузах. Здесь нет ничего административного — идет поиск надежных партнеров. Везде рынок, везде народ крутится, никто сейчас никаких поблажек не дает.

Рауф Хасанов — генеральный директор ЗАО «Белебеевский механический завод»:

— Я думаю, определенный эффект есть от этого взаимодействия. Нужно дать точку опоры, дать площадку предпринимателям-татарам из регионов, из ближнего зарубежья и всего мира. Нужно дать возможность вкладывать финансы в промышленность Татарстана. Кроме того, сами татарские предприниматели встречаются и знакомятся друг с другом. Я сейчас с китайской делегацией веду переговоры, хотим совместно проект организовывать. Когда-то наши предки держали торговую дорогу — Шелковый путь. Мои предки жили в Башкортостане, отправляли товар через Оренбург в Ташкент, а из Ташкента им отправляли взамен другие товары. У них были очень добропорядочные отношения.

Марсель Шамсутдинов — управляющий группой компаний «Райдэн»:

— Действительно, это нерыночная форма развития бизнеса. Но такое тоже имеет место быть, политическую волю еще никто не отменял. Что меня смутило, так это определенные преференции бизнесу по национальному признаку. Понятно, что хочется, чтобы свои были ближе, но я не считаю такой принцип справедливым. Образовательные, культурные программы должны быть. Нужно помогать диаспорам книгами, выступлениями артистов. Когда же речь идет о бизнесе... На самом деле, это было на 100 процентов политическое мероприятие, республике нужно показать, что 5 миллионов татар, живущих за пределами республики, поддерживают татарстанскую власть, президента. Наверное, плохого в этом ничего нет, такие мероприятия тоже должны быть.