ВОПРОСЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБОРОНЫ ЗАТРОНУТЫ НЕ БУДУТ

Накануне вечером Владимир Путин подписал целый ряд поручений в адрес правительства Российской Федерации. Речь идет в частности о тех инициативах, которые прозвучали из уст президента по ходу его послания Федеральному Собранию в этот четверг. К примеру, Путин распорядился о вступлении в силу так называемых «надзорных каникул» с начала 2016 года. Речь идет о трехлетнем запрете на проведение плановых проверок предприятий малого бизнеса, доказавших в течение последних трех лет собственную «благонадежность». Кроме того, исходя из поручений президента, Центральный банк и правительство должны будут ежеквартально отчитываться о мерах по пресечению спекуляций на валютном рынке. Первый доклад об успехах в этом непростом деле должен быть предоставлен к 25 декабря сего года. О необходимости пресекать спекуляции на валютной бирже Путин также говорил в своем ежегодном послании российскому парламенту.

Но самая громкая мера предложена главой государства в части условий функционирования и исполнения бюджета РФ. Звучит это поручение, согласно официальному сайту Кремля, следующим образом: «Обеспечить сокращение в 2015 - 2017 годах расходов федерального бюджета ежегодно не менее чем на 5 процентов в реальном выражении, за исключением расходов на национальную оборону и национальную безопасность, за счет снижения неэффективных затрат». Таким образом, на самом высшем уровне признана проблема наполняемости государственного бюджета в нынешних напряженных политических и экономических условиях.

Пока не совсем понятно, что именно будет признано неэффективными тратами и какие именно статьи бюджета будут подвержены секвестру, хотя президент в самом поручении уже указал, что это не коснется вопросов национальной безопасности. В любом случае, сегодняшнее решение Путина наверняка вызовет определенную дискуссию как в профессиональном сообществе экономистов чиновников и лоббистов, а также в СМИ. Сокращение социальных расходов может быть использовано критиками нынешних властей, а публичное объявление о снижении расходов, к примеру, на административные нужды, может быть с воодушевлением воспринято российским обществом. Впрочем, глава государства на данный момент может позволить себе не ориентироваться на популистские шаги, учитывая нынешний высочайший уровень доверия согласно социологическим опросам.

НЕОБХОДИМО НАЛАДИТЬ МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ

Эксперты «БИЗНЕС Online» разделились в оценке будущей эффективности и своевременности сегодняшнего поручения правительству РФ.

Иван Грачев — депутат Госдумы РФ, председатель комитета Госдумы по энергетике (Москва):

— Тут сложная история. Думаю, консолидированный бюджет России в долевом исчислении по расходной части побольше, чем в США и других странах. Отсюда у нас и налоги интегрально выше, чем в Штатах. В этом смысле сократить долю консолидированного бюджета ВВП, наверное, разумно, но вряд ли это своевременная затея. На практике она выливается в сокращение медицинских, образовательных расходов, в рассказы о том, что в этих сферах роль государства избыточна. В трехлетнем бюджете страны год от года сокращаются расходы на здравоохранение и образование — в абсолютных цифрах. При этом налоги повышаются.

Я бы этим сейчас не занимался. Нужно сосредоточиться на экономическом росте, а это меры по поддержке малого предпринимательства, инфраструктурные меры.

Ярослав Лисоволик — член правления Deutsche Bank в России, руководитель аналитического департамента банка (Москва):

— Эта мера абсолютно обоснованна, потому что речь в данном случае идет о сокращении неэффективных расходов. У нас есть очень большой потенциал для этого, значительная работа велась в последнее время минфином. Безусловно, нужно активизировать меры, чтобы такого рода расходы сокращались, был серьезный мониторинг и постоянное наблюдение за их эффективностью, необходимо разработать критерии бюджетных расходов. Все это шаги в правильном направлении. Я думаю, если удастся постепенно из года в год повышать эффективность расходов, наши возможности по активизации экономического развития, по развитию инфраструктуры, преодолению отставания в инвестиционной области — все это будет во многом решено.

Надо будет в процессе реализации этих предложений внимательно посмотреть на то, в каких сегментах у нас низкая эффективность бюджетных расходов. Я думаю, что социальная и образовательная сферы будут оставаться приоритетными, и их приоритетность будет даже возрастать. Все вопросы, связанные с человеческим и образовательным потенциалом будут получать большее развитие. С точки зрения рационализации расходов есть потенциал в сфере инфраструктурных расходов, крупных проектов, которые реализуются из бюджета, именно там нужно наладить систему мониторинга эффективности, отслеживать этот процесс.

Евгений Гольдфайн — бывший главный бухгалтер КАМАЗа, заслуженный экономист РФ:

— Думаю, это единственная возможная мера, которая сегодня точно необходима. Когда доходы меньше расходов, действительно, нужно сокращать расходы. Расходы за «тучные» годы нефтедоллара сильно увеличились. Мы реально стали полицейским государством, у нас 5 процентов полицейских — такого нет нигде в мире. У нас 67 миллионов «чистых» пенсионеров, огромное количество бюджетников и маслопроизводящих муниципалов и всего 15 миллионов тех, кто работает и зарабатывает. У нас очень неэффективная система управления, где чиновники не компьютеризированы и за ними недостаточен контроль по эффективности. У нас серьезные перекосы в окологосудаственных структурах — в частности, в коммунальных и унитарных предприятиях, не говоря уже об оборонке. Огромная неэффективность и недоразвитость системы управления в нашей стране — во всем мире количество чиновников на душу населения намного меньше, везде используются компьютерные технологии.

КАМАЗ в свое время уменьшил количество бухгалтеров в три раза — да, это было болезненно, с кровью, но за счет новых технологий это было незаметно. Когда были нефтедоллары, все это прощалось, а в режиме жесткой экономии это надо пресекать. 5 процентов — это мизерная мера для той ситуации, которая сложилась в стране.