УРАВНЯЛИ В НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКЕ

Президент Татарстана Рустам Минниханов в конце ноября подписал закон РТ «Об установлении на 2015 год регионального коэффициента, отражающего особенности рынка труда в РТ». Согласно документу, размещенному на официальном сайте президента РТ, региональный коэффициент на 2015 год в РТ установлен в размере 1,81. Это означает, что иностранные граждане, которым не нужна виза для пребывания в России и которые работают на основании патента в РТ, в следующем году должны будут ежемесячно осуществлять авансовый платеж в размере 2838,8 рубля, уточнили сегодня газете «БИЗНЕС Online» в пресс-службе управления федеральной миграционной службы России по РТ.

«Устанавливаемый размер коэффициента позволит сделать налоговую нагрузку на иностранных граждан приближенной к нагрузке российских граждан и увеличит конкурентоспособность российских граждан на рынке труда», — пояснили «БИЗНЕС Online» в УФМС РФ по РТ.

Установление регионального коэффициента связано со значительными изменениями на рынке трудовых мигрантов России. Напомним, на проживание и работу в РФ иностранцам требуется разрешение властей. В 2003 году были введены квоты на эти разрешения для граждан визовых стран, а в 2007 году — безвизовых. В 2010 году были введены миграционные патенты, которые позволяют приезжающим из безвизовых стран без квот работать у россиян по найму, например, заниматься ремонтом или уборкой. Патенты успешно себя зарекомендовали, после чего Госдума в ноябре приняла законопроект, который разрешает патентным мигрантам работать также в компаниях и у предпринимателей, а квоты для безвизовых мигрантов отменяет.

«Патенты выдаются без квот, то есть институт квотирования для безвизовых стран будет отменен», — сообщили в пресс-службе ведомства. Оформить патент необходимо в течение 30 дней по прибытии в Россию. Для этого иностранцы должны будут предоставить медполис, документы, подтверждающие отсутствие опасных заболеваний, а также сертификат, который подтверждает знания русского языка, истории и норм права России. Патент можно будет оформить на срок от одного месяца до года и работать по нему только в том регионе, где он выдан. Законодательство позволяет переоформить патент еще на год с обязательным условием предоставления того же пакета документов, договора и ходатайства работодателя. После истечения срока действия второго разрешения иностранец должен выехать из страны. Стоимость патента складывается из базовой составляющей — 1200 рублей, федерального коэффициента 1,3 и регионального коэффициента.

В следующем году в Татарстане может быть выдано 35 тыс. патентов, прогнозируют в УФМС по РТ. Это на 7 тыс. больше, чем за 11 месяцев этого года (27,7 тыс.), и на 16 тыс. больше, чем в 2013 году (19 тыс.). Сколько средств поступит в бюджет республики, в УФМС не сообщили, но подсчет показывает, что при выполнении прогнозного плана бюджет пополнится 1,2 млрд. рублей.

Отметим, что в Москве стоимость патента составила 4 тыс. рублей, в Санкт-Петербурге и Владимирской области — 3 тыс. рублей, на Ямале — 6 тыс. рублей. ФМС сможет приостанавливать выдачу патентов в регионах — по предложению региональных властей на основе прогноза социально-экономического развития региона и с учетом мнения региональной трехсторонней комиссии (работодатели, профсоюзы и госвласти) по регулированию социально-трудовых отношений, сообщает РИА «Новости». Регионы также смогут запрещать выдачу патентов на определенные виды деятельности.

КАК РЕГУЛИРОВАТЬ ПОТОК МИГРАНТОВ, БУДЕТ РЕШАТЬ РЕГИОН

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», оценили вводимые изменения.

Виктор Михайлов — старший научный сотрудник отдела диаспоры Института стран СНГ:

— Патенты будут выдавать не всем иностранным гражданам, желающим работать в России, а только тем, кто приехал из стран безвизового режима. Именно для них механизм квотирования заменяется системой патентов. Право на регулирование потоков мигрантов по патентам и выдачу этих патентов передано местным органам власти. Как и каким образом это делать, решает сам регион. Цену патента определяет специальный орган. У вас в Татарстане это будет министерство труда и занятости. Оно должно провести мониторинг и определить, кому и каким предприятиям нужны те или иные специалисты...

Отмена института квотирования и введение патентной системы в общем приведет к упорядочению миграции. Будет более жесткий контроль за ходом трудовой миграции. С другой стороны, введение патентов дает трудовым мигрантам возможность самим определять, какую профессию он хочет выбрать и где он хочет работать. В связи с тем, что эти патенты трудовые мигранты будут получать без всяких посредников, все это снизит и криминальную составляющую, влияние мошенников, которые наживались на мигрантах.

Иностранные граждане в нашем государстве платили налог по труду до 30 процентов от зарплаты. Если считать, что каждый мигрант будет получать в среднем 20 тысяч рублей в месяц, а может, и больше, то он будет платить не больше 10 процентов. Так что налоговая нагрузка на них снизится. Но не нужно забывать, что у таких людей осталось много расходов, связанных с оформлением статуса мигранта. Но, в общем, идет упорядочение этой сферы труда.

Вадим Козлов — руководитель казанского межрегионального центра экспертиз:

— По квотам к нам приезжали те, кто ехал работать на юридических лиц. А те, кто устраивался на работу у физлиц, покупали патенты. 2 838 рублей в месяц — много это или мало по сравнению с нынешней ситуацией? Здесь все зависит от того, какая зарплата им начисляется, от того, насколько ответственно подходил работодатель к оформлению зарплаты. В этом смысле для государства переход на патенты с фискальной точки зрения гораздо проще и удобнее. Что касается стоимости самого патента, то, насколько я понимаю, здесь все зависит от региона. У нас средняя зарплата по республике — 23,2 тысячи рублей в месяц. Если мы возьмем налог на физлиц, то там примерно и будет 2 800, в этом случае трудовые мигранты окажутся в одинаковой ситуации с местными жителями. Я думаю, что это справедливо, потому что не вижу смысла делать мигрантам какие-то преференции. У мигрантов сейчас зарплаты, кстати, если и чуть ниже, чем у местных жителей, то все равно сопоставимы. Для нашей республики 2 800 рублей в месяц — это вполне адекватная сумма.

Юсуф Саглам — председатель национально-культурной автономии турков Казани «Анадулу»:

— 2 838 рублей в месяц все равно будут дешевле, чем нынешние выплаты. Сейчас даже при минимальной зарплате в 15 тысяч рублей около 3 тысяч мы отдаем на налоги. Также важно, что патент может взять каждый, кто захочет это сделать, а разрешение на работу получить было намного тяжелее. Так что я думаю, это очень хороший вариант. Но мы пока не знаем, как все это будет происходить. Может быть, кому-то просто не дадут этот патент. Не исключено, что за это тоже кому-то придется платить деньги. Потом возможен такой вариант, что патент будут давать только тем, кто, скажем, имеет соответствующий диплом для определенного рабочего места. А если нет диплома? Все может оказаться очень непросто, факторов очень много.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ — ЭТО, ПО СУТИ, ВМЕНЕННЫЙ НАЛОГ

Марат Галеев — заместитель председателя комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ:

— В пределах полномочий субъекта это способ регулирования потоков мигрантов. Татарстан — привлекательный регион, и поток у нас всегда был чуть-чуть шире. Теперь регулирование не квотное, а через эти коэффициенты, поэтому, видимо, это расчет потоков и приток более квалифицированной рабочей силы. Нас же из СНГ, как правило, не устраивает уровень квалификации, низкооплачиваемая рабочая сила, видимо, больше не интересует. Посильна или нет? Все относительно. Если эмигрант хочет сюда приехать, то цифра представляется небольшой.

Николай Владимиров — руководитель исполнительного комитета Совета Ассамблеи народов Татарстана:

— Незаконных трудовых эмигрантов станет меньше, то есть теперь эмигрант законно приехал, на основании патента законно будет работать и оплачивать налоги. А 3 тысячи рублей для мигрантов — это не много, это вполне подъемная сумма. А Татарстан сейчас очень привлекательный регион, в 2013 году только в Татарстане на миграционный учет встали почти 200 тысяч иностранных граждан, число это ежегодно растет, из данного числа 50 процентов — это мигранты только из Узбекистана (35 - 38 процентов) и Таджикистана (12 - 15 процентов).

Александра Докучаева — заведующая отделом диаспор и миграции Института стран СНГ:

— Я думаю, что региональный коэффициент — это, по сути, вмененный налог, который человек платит за свою работу, он сформирован в связи с оценкой зарплат, которые получают трудовые эмигранты. Мы знаем, что все граждане платят подоходный налог в России 13 процентов, возможно, ставки формировались исходя из этих соображений. С учетом того, что сейчас сама жизнь дорожает, а приехавшим на заработки людям надо кормить не только себя, но и свою семью, названная сумма — немалые деньги. Возможно, Татарстан такими экономическими методами стремится снизить процент трудовой эмиграции на своей территории. Насколько это будет полезно? Не знаю. Очевидно, что это более тяжелые условия для приехавших сюда мигрантов. Возможно, это приведет к снижению числа людей, которые будут работать легально. Как всегда, когда вводятся жесткие меры, многие уходят в тень — это тоже возможно.

Инна Рыбак — адвокат:

— Я думаю, после введения патентов судьба трудовых мигрантов особенно не изменится, просто для казны доход будет больше. Они ведь все равно кому-то платят. Так будет даже лучше. Когда у них будет официальный патент, их не смогут гонять, останавливать на улице, придираться, проверяя документы. Их положение будет более официальным. Те, кто реально работает, смогут оплачивать этот патент. Для тех, кто занимается относительно серьезным бизнесом, например, держит овощные киоски, продает фрукты на рынках, 2 838 рублей в месяц не будет большой суммой. А вот для малооплачиваемых рабочих, которых привозят на стройки, это уже немалые деньги. В этом случае нагрузка ляжет, скорее, на их хозяев, на организаторов этого бизнеса.