Ягфар Заляев
Ягфар Заляев просит за яхту «Адита» VIP-класса 158 млн. рублей

КРАСНОЕ ДЕРЕВО И ОБМЕН НА НЕДВИЖИМОСТЬ

На одном из сайтов частных объявлений появилась информация о продаже в Казани моторной яхты «Адита» VIP-класса за 158 млн. рублей. В предложении указывается, что яхта с корпусом из стали и запасом хода на 1 тыс. км построена по индивидуальному проекту в 2008 году (обратите внимание на эту цифру, вернемся к ней позже). Далее идут технические характеристики — 48 м в длину, 7 м в ширину, развивает скорость 27,8 км/ч. В машинном отделении «бьются» два пламенных американских мотора Caterpillar мощностью 345 л/с каждый, английский дизель-генератор FG Wilson мощностью 75 кВт. Отметим, что к классу мегаяхт обычно причисляют суда длиной более 40 метров.

Но все это скрыто от глаз рядового путешественника — главная красота кроется на палубах. Стеновые перегородки отделаны красным деревом, подволок (потолок корабельного помещенияред.) украшен витражом, а пол — ковровым покрытием. На яхте всего две двухместные каюты класса «люкс» и одна двухместная каюта VIP, помимо этого в носовой части главной палубы расположена кают-компания, а в средней части — коктейль-бар. Не забудьте и про сауну, отделанную красным канадским кедром. Она сочетает в себе три: финскую, русскую и инфракрасную — с подогреваемый полом в предбаннике и мозаикой в раздевалке. Приятным дополнением в жаркий или прохладный день станет система микроклимата производства Daikin.

Объявление о продаже яхты размещено на одном из сайтов частных объявлений

Отдыхать и расслабляться в приятной атмосфере могут 8 пассажиров, а охранять покой и обслуживать их может экипаж до 12 человек. В объявлении уточняется, что возможен вариант обмена на коммерческие или жилые площади.

На фотографиях можно увидеть и название судна — «Адита».

КАЗАНСКАЯ «АДИТА» С УКРАИНСКИМИ КОРНЯМИ ВРЕМЕН СССР

Судя о общим очертаниям и размерениям, в основе корпуса лежит хорошо известный теплоход ОМ. Как рассказал «БИЗНЕС Online» главный редактор сайта речного флота Riverfleet.ru Михаил Архипов, судно на базе ОМа проекта 935 постройки 1967 года было полностью модернизировано в 2010 году.

«Разъездной теплоход «Адита» был построен в 1967 году на Херсонском ССРЗ (Украина, Херсон) по проекту 935 и относился к пассажирскому судну местного плавания типа ОМ — серия рейсовых судов, работавших на пригородных линиях в СССР, — рассказал Архипов. — Первоначально судно, получившее название «Титан-2», принадлежало министерству цветной металлургии СССР, а управлял им Запорожский титано-магниевый комбинат».

Весной 2010 года судно было продано из активов титано-магниевого комбината и на Запорожском судоремонтном заводе прошло полное переоборудование и реновацию. Пассажировместимость при этом была снижена до 12 человек, изначально было 166. Новым владельцем судна, переименованным в «Веди», стала киевская компания ООО «Будмаркет». В октябре 2012 года теплоход снова сменил владельца и имя. С этого момента судно «Адита» перешло во владение частного лица Я.М. Заляева, имеет класс речного регистра М-ПР2,5 и приписано к Таганрогу.

«В базе данных российского речного регистра указано, что судно построено в 2010 году. По правилам регистра при реновации судна и замене до 20 процентов площадей и механизмов новым годом постройки может быть указан год проведения работ», — подчеркивает Архипов.

С учетом комфортабельности и класса переоборудования цена вполне может отвечать заявленной, добавил эксперт. Параметры яхты, к слову, можно найти не только в объявлении, но и из других источников, например, на сайте «Водный транспорт».

ПЕРЕДЕЛКА ПРЕЗИДЕНТСКОГО «АКТИВИСТА»: ТРЕТЬ КОРПУСА «ПЕРЕКУРОЧИЛИ» ЗА 7 МЛН. РУБЛЕЙ

Переделка «омиков» под суда VIP-класса — явление довольно распространенное. В Татарстане, например, ходят несколько таких посудин. С переделкой ОМа в яхту хорошо знакомы на зеленодольском предприятии «Иона». Как рассказал «БИЗНЕС Online» главный конструктор предприятия Владимир Леонов, компания перестраивала, например, судно «Активист» — бывший «омик-160», президентскую яхту Татарстана. Несмотря на солидный возраст (52 года), это судно соответствует всем современным нормам безопасности. Вместе с тем у «ома» есть ряд недостатков, которые нельзя не учитывать.

«Основная проблема в том, что они старые и все-таки неудобные. У них низкая надстройка — носовой и кормовой салоны рассчитаны на людей ростом ниже среднего. На «Активисте» мы были вынуждены поднимать крышу кормового салона на 300 миллиметров, чтобы получить требуемую высоту помещений. Носовой салон имеет более хитрую форму — и там можно найти решения, чтобы увеличить объем пространства и визуально, и эргонометрически. Вторая проблема — безопасность плавания: надо выполнять расчеты, чтобы принимать балласт по современным нормам. «Омик» несколько тесноват благодаря своему узкому корпусу. Благодаря «разваленным» бортам кажется, что 7 метров — вроде бы достаточно, но на уровне «пояса» цифры заметно меньше. Но это, в общем-то, на любителя».

На одном из казанских «омиков» «Мета» (сейчас его, по словам Леонова, переименовали и переоборудуют) поступили проще: носовой салон просто сделали под каюту владельца. Аналогичный подход — и к нижнему салону. Так что технически переоборудование выполняется, это нормальная практика: «Иона» имела дело с тремя «ОМами». Но все же иметь дело с корпусом, которому более 50 лет, — вещь спорная: металл изношенный, зачастую проще построить новый, чем иметь дело со старым и нередко гнилым «пароходом». Поэтому надо взвешенно подходить к оценке перспектив корпуса.

Говоря о стоимости судна, Леонов привел пример переделки президентского «Активиста». Пять лет назад расширение кормового салона, доработка открытых палуб и замена отделки кают обошлась в скромную сумму — порядка 7 млн. рублей. «Мы, считай, треть судна «перекурочили», — добавил конструктор и отметил, что переделанный «омик» может стоить примерно 60 млн. рублей, оговорившись, что конечную оценку можно дать, побывав на «пароходе». Например, при перестройке «Активиста» не меняли двигатели, хотя такую замену Леонов считает нецелесообразной: скорость водоизмещающего судна сильно не вырастет, а топлива более мощные двигатели потребляют больше.

Стоит также учитывать и мореходность «омика». По российскому речному регистру это класс О. Суда такого типа могут ходить по крупным рекам, озерам, водохранилищам при высоте волны до 2 метров. Леонов усомнился в новом классе переделанного «ОМа» (заявленные параметры — река-море), особенно если учесть, что сейчас к безопасности плавания подходят с драконовскими требованиями.

«Золотая подкова»
«Золотая подкова»

БЫВШИЙ ХОЗЯИН ДОЛГОСТРОЯ

Дальнейшее расследование истории судна привело нас в Арбитражный суд РТ. Как оказалось, в картотеке арбитражных дел имеется решение по поводу «Адиты», датированное 31 марта 2014 года. Владелец яхты Заляев Ягфар Махмутович задолжал ОАО «Судоходная компания «Татфлот» (позже «Азимуту») более 460 тыс. рублей за отстой теплоходов «Адита» и «Адиля» (!) в 2010 и в 2013 годах, а также за электроэнергию плюс неустойка и проценты. Кстати, владелец теплохода-«подружки» — Заляева Татьяна Ягфаровна (вероятно, дочь предпринимателя). В суде право требования долга с Заляева было передано ООО «ЕвроСтройИнвест».

Обратимся к личности владельца яхты. Ягфар Заляев родился 14 апреля 1949 года в селе Бакирово Лениногорского района РТ. Он бывший обкомовский работник и директор нескольких стройкомпаний (к слову, он участвовал в проекте индустриального парка «Чистополь»). Судя по данным «Контур-Фокус», Заляев — один из учредителей малоизвестного РОО «Комитет поддержки реформ президента России» и даже какое-то время являлся его председателем. Также Заляев является директором строительной компании ЗАО СТК «ИнвестТоргСтрой», совладельцем (17%) ООО НПО «Лизинг Сервис» (финансовый лизинг), совладельцем (33%) ООО «НАСТЫ» (розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво), учредитель ООО «ТД «Северный» (деятельность ресторанов и кафе), владелец 50% ООО «НПК «Эталон» (производство общестроительных работ).

Имя Заляева упоминается также в связи с известным в Казани долгостроем «Золотая подкова». НПО «Эталон» выкупило строящийся проект на улице Павлюхина в 2012 году у ООО «Капитал групп», сумма сделки составляла 400 млн. рублей. Однако дело не заладилось — и в итоге группа компаний «Нэфис» выкупило у Заляева этот бизнес. «Задержка строительства объекта связана с нехваткой финансовых активов, кредитной задолженностью ООО НПО «Эталон» перед ОАО «АК БАРС» БАНК», — объяснили в казанской мэрии.

ПО ВОЛГЕ И КАМЕ

Судно стоит в казанском речном порту на зимнем отстое, однако разглядеть его сейчас во всей красе сложно — яхта укрыта чехлами. Рядом дремлет притихшая «сестренка» — яхта «Адиля». Представитель хозяина «Адиты» Руслан, с которым мы связались по телефону, указанному в объявлении, показал убранство судна.

Внутри «Адиты» — шикарная мебель, тоже в зимней «одежке». Вглубь яхты можно пройти только в домашних тапочках. Повсюду мягкие ковры и приятный запах чего-то очень дорогого — может, того самого красного дерева, которое применено в отделке? По словам нашего проводника, на яхте в день закрытия Универсиады катались высокопоставленные персоны. А однажды попросили показать красоты волжской природы китайской делегации, но те посчитали, что по коммунистическим меркам судно слишком роскошное. Так что яхте не раз и не два выпадала честь катать VIP-персон.

В самом деле, каюта класса «люкс» по размерам кажется двух-трехкомнатной квартирой. Спальня с небольшой гардеробной, кабинет и холл с барной стойкой. Если VIP-гость захочет расслабиться, к его услугам ванная с джакузи. Другие каюты, конечно, по размерам слегка уступают президентской, да и вместо гидромассажных ванн в них обычные, но в них тоже довольно уютно. Одна оформлена в бежево-коричневых тонах, другая — в зеленых. Далее гости яхты попадают в так называемую гостиную. Расписные ковры, светло-бежевые кресла и диваны с причудливым орнаментом радуют глаз, огромную дверь украшает чешский витраж ручной работы. На стенах расположились охотничьи трофеи: парочка чучел норок и каких-то хищных птиц, серовато-рыжая белка. На полу царственно возлежит рысь. Рубка капитана — тоже ковры, красное дерево и волшебный запах, но обстановка в целом более сдержанная и спокойная, как и подобает рабочему месту. Внизу — кухня, уставленная бытовой техникой, небольшая каюта для официанток и еще одна — для повара. Есть и лифт, чтобы официантам было удобнее носить блюда отдыхающим.

«Адита» за четыре года своей жизни успела походить по Волге, Каме и Дону, а также Черному и Азовскому морям, отмечает представитель владельца. Он не стал пояснять историю с арбитражем и углубляться в причины продажи судна, добавив, что с момента подачи объявления изменилась цена: теперь яхта стоит 158 млн. рублей.

IMG_0264.jpg
IMG_0279.jpg
IMG_0293.jpg
IMG_0289.jpg
IMG_0296.jpg
IMG_0298.jpg
IMG_0290.jpg
IMG_0292.jpg
IMG_0301.jpg