МИГРИРУЮЩИЕ ИПЭШНИКИ

Начался круглый стол с наболевшего — напоминания о долгах. Заместитель начальника пенсионного фонда России по Набережным Челнам Алсу Купцова рассказала о собираемости страховых взносов в пенсионный фонд и фонд ОМС. Ситуация не особо радует, но и несильно огорчает — план все же выполняется. За 11 месяцев 2014 года в бюджет пенсионного фонда автограда поступило около 11 млрд. рублей страховых взносов (102% от плана). Общая задолженность среди работодателей по уплате страховых взносов — 140 млн. рублей. Долг индивидуальных предпринимателей еще больше — 362 млн., и это наиболее острая проблема: сложность взыскания долгов с ИП связана с интенсивной миграцией ипэшников. С бегающих от пенсионного фонда предпринимателей в этом случае взыскивают долги либо из зарплаты, либо из пенсии. Всего выявлено 2,5 тыс. предпринимателей, которые имеют источник дохода в виде зарплаты, и 321 получатель пенсий. Из общей суммы в 72 млн. рублей по ним с начала года поступило 30,5 млн. рублей.

Кроме того, с 2013 года пенсионный фонд начал работу по инициированию процедуры банкротства в отношении предприятий, у которых образовалась задолженность более 100 тыс. рублей. В налоговую службу направлены документы по 132 должникам на 74 миллиона. Добровольно погасили задолженность пока лишь 11 предприятий.

Как отметила представитель пенсионного фонда, страховые взносы в 2014 году для предпринимателей снизились. Их размер для тех, чей доход не превысит 300 тыс. рублей, будет рассчитываться не из двух МРОТ, а из одного. А для тех, чей доход превышает 300 тыс., взнос составит один МРОТ плюс 1% от суммы превышения дохода. Казалось бы, теперь бизнес должен слегка отпустить затянутые пояса. И действительно, по словам начальника отдела поддержки предпринимательства исполкома Радмира Беляева, ситуация с платежами в пенсионный фонд после их двукратного увеличения потихоньку выправляется: в этом году катастрофическое падение сменилось ростом открывшихся ИП (на 20%) и ООО (на 12%).

«НАЛОГ ПОВЫШАТЬСЯ НЕ БУДЕТ. КАК ЖЕ НЕ БУДЕТ?!»

Между тем, наметившийся рост рискует прекратиться. И связано это с той налоговой нагрузкой, которая с нового года ожидает административно-деловые центры, торговые комплексы, нежилые помещения, предназначенные для офисов, торговли и объектов общественного питания и бытового обслуживания общей площадью свыше 3 тыс. кв. метров. По Челнам объектов, с которых налог на имущество будет взиматься с кадастровой стоимости, набралось 59. По информации замначальника ИФНС России по Челнам Лейсан Газизовой, налоговая ставка для них в 2015 году устанавливается в размере 1,2%, в 2016-м — 1,5%, в 2017-м — 1,8%, в 2018-м и последующие годы — 2%.

«Налог повышаться не будет, — заверил Беляев. — Просто меняется порядок расчета. Это не говорит о том, что он вырастет. Может, даже сократится. По организациям роста быть не должно». Однако чиновника быстро вернула с облаков на землю финансовый директор ТЦ «Палитра» Ольга Дуванская. «Как же не будет? — возмутилась она. — Мы были на упрощенке, у нас вообще налога на имущество не было! А теперь за 30 тысяч квадратных метров площади мы ежегодно будем платить по 35 миллионов рублей. Кадастровая стоимость в 10 раз превышает остаточную! У нас торговый центр оценили в 1 миллиард 800 миллионов рублей! Арендаторы нашу-то небольшую аренду не могут поднять. Получается, мы в убыток себе будем работать?!»

Для представителей исполкома эти выкладки стали полной неожиданностью. Предпринимателям, правда, было предложено оспорить кадастровую стоимость в судебном порядке. Однако в зале усомнились в эффективности такого метода и предложили все-таки проинформировать федеральную власть. «Надо бы донести это до правительства, а то страна-то большая, может, они не в курсе, — сказал некий мужчина с места. — Обещали не поднимать налоги, но косвенно они все равно повышаются. Вот собираются снимать с поставщиков ресурсов экспортные пошлины и заменить их новым внутренним налогом. Бензин 50 рублей будет стоить. А у нас расстояния неевропейские, климат неевропейский и зарплата неевропейская. На ГСМ расходы предприятия от 10 до 20 процентов составляют. Мы это пока не прочувствовали, но к концу года из-за падения цен на нефть и из-за этого налогового маневра хорошо почувствуем!»

«ЗАКОН О СБОРАХ БЫЛ СЫРЫМ ДО ПОСЛЕДНЕГО»

Недоверие к правительству у челнинских предпринимателей связано не только с налоговыми маневрами, но и с тем, что за спиной бизнес-сообщества принимаются законы, которые могут привести к тотальному закрытию отдельных видов бизнеса. В частности, имеются в виду торговые сборы, которые пока решено ввести в Москве, Санкт-Петербурге и Симферополе. Однако предприниматели не исключили, что подобные сборы могут тихой сапой ввести и в регионах, а бизнесмены узнают об этом в последнюю очередь. Эту мысль высказала заместитель директора по развитию ООО «Сармановский завод минеральных вод» Ольга Бабаева: «Сейчас может показаться, что мы после драки кулаками машем. Но эти торговые сборы должны были коснуться почти 70 процентов всех малых и средних предпринимателей, это 22 вида бизнеса — вся сфера услуг охватывалась. Причем величина этих сборов могла варьироваться вплоть до 600 тысяч рублей ежеквартальных выплат с объектов стационарной, выездной торговли. Что особенно настораживало, закон разрабатывался кулуарно, без обсуждения с «Опорой России», с ТПП, «Деловой Россией». В 2015 году этот закон коснется только трех федеральных городов. Сейчас пересмотрены тарифные ставки. Они не столь драконовские, как предполагалось: порядка 30 тысяч в квартал за магазинчик в 37 квадратных метров. Но нам говорят, что в 2016 году закон может уйти в регионы. И по той оперативности, с какой был он был принят, мы понимаем, что и для нас он так же быстро может быть принят. Мы подсчитывали по предприятию: порядка 2 миллионов 400 тысяч мы должны были бы ежеквартально платить за склад в 400 квадратных метров. За одну «Газельку» надо было бы заплатить 60 тысяч. За эти деньги новую машину можно купить».

Также Бабаева отметила, что закон о сборах был сырым до последнего, в парламенте не было представлено ни одной конкретной цифры по налоговым недоимкам, которые могли бы стать основанием для принятия документа. Но если бы закон был принят для всех, по экспертным оценкам, до 70% бизнеса могло бы закрыться сразу. «Понятно, что кризисная ситуация, муниципальные бюджеты дефицитные, всем тяжело, — констатировала она. — Но риски надо взвешивать. Хотелось бы, чтобы власти воспользовались этой передышкой до 2016 года и решили, нужен ли им малый и средний бизнес как источник постоянных поступлений в бюджет или нужно лишь однократную прибыль получить». Бабаева предложила руководству ТПП почаще поводить соцопросы среди предпринимателей по злободневным темам, а результаты передавать выше по инстанциям.

Ольга Бабаева
Ольга Бабаева

АРЕНДАТОРАМ ПОЯСА ЗАТЯНЕМ В ПОСЛЕДНЮЮ ОЧЕРЕДЬ

По окончании круглого стола его участники поделились своими мыслями с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

Рафаэль Шафигуллин — генеральный директор ООО «НЭКО»:

— С сентября себя морально готовил к тому, чтобы сворачивать бизнес. Я работаю в сфере торговли, у меня площади больше 50 квадратных метров, то есть я бы подпадал под закон о сборах. Те 600 тысяч рублей, которыми нас пугали, оказались бы смертельными. Мы их не отрабатываем, тем более что и сама торговля упала из-за кризиса. Так что я рад, что сборы отменили. Надеюсь, что введут их нескоро... Кстати, я до сегодняшнего круглого стола успел послушать послание президента Путина. И он меня не огорчил. Путин отменил все эти кошмарные налоги на четыре года, сказал, что в течение четырех лет повышения не будет. Если это действительно так, то замечательно. Еще один момент, который на круглом столе не обсуждали: если предприятие успешно работало на протяжении трех лет «без криминала и прочих эксцессов», его автоматически еще три года имеют право не проверять. То есть «кошмарить» не будут — это уже хорошо. Ну и третье, это возможное введение налоговых льгот для начинающих предпринимателей. Правда, пока не ясно, от какого именно вида налогов будут освобождать и какое количество молодых предпринимателей под эту программу подпадет. Но сама возможность уже радует.

Ольга Дуванская — финансовый директор ТЦ «Палитра»:

— Деваться некуда: закон о налоге на имущество уже принят и надо будет его исполнять. Мы, конечно, будем оспаривать ту кадастровую стоимость, в которую оценили наш торговый центр. Мы хотим провести независимую экспертную оценку. Неизвестно, насколько удачной будет эта попытка — практики еще нет по таким делам. Многие вообще еще не знают о том, что их ждет. Мы не будем повышать арендную плату и перекладывать на плечи мелких предпринимателей эту сумму. У них и так платежей достаточно — фиксированные пенсионные взносы большие. Да и найти хороших арендаторов, чтобы вовремя платили арендную плату, очень непросто сейчас. Многие арендаторы не платят, просят о рассрочках, пишут гарантийные письма. Плачутся, что нет выручки, нет торговли. В будни покупателей действительно немного в торговых центрах. Мы, конечно, в случае, если кадастровую стоимость не пересмотрят, сами будем платить, но насколько нас хватит? Из резервов будем изыскивать, экономить. В общем, сначала себе пояса потуже затянем, а уж арендаторам — в последнюю очередь.