Владимир Путин, согласившись с предпринимателями, которые жалуются на слишком частые изменения в налоговой сфере, предложил на ближайшие четыре года зафиксировать действующие налоговые условия

КАЖДАЯ ПРОВЕРКА ДОЛЖНА СТАТЬ ПУБ-ЛИЧ-НОЙ!

Сегодня президент России Владимир Путин в Георгиевском зале Кремля выступил почти с часовым посланием к федеральному собранию. Начал с геополитической ситуации в мире, рассказал о напряженных отношениях с Украиной, Европой, о фактически противостоянии с США. «Иногда не знаешь, с кем говорить — правительствами других стран или их американскими покровителями», — сказал как отрезал Путин. И едко добавил: «Если для ряда европейских стран национальная гордость — давно забытое понятие, а суверенитет — слишком большая роскошь, то для России реальный государственный суверенитет — абсолютно необходимое условие ее существования». О вызовах в мировой политике газета «БИЗНЕС Online» готовит отдельный материал. Но надо сказать, что этот блок в последнее время является ударным для ВВП, в этот раз президент и его спичрайтеры тоже не подкачали — блестящих, выверенных и духоподъемных (!) формулировок множество по тексту. Тут даже цитированный Ильин отдыхает!

Однако так сложилось, что осень 2014-го поменяла повестку дня в России, курс рубля, доллара, нефти и общее экономическое самочувствие — вот темы, которые сейчас интересуют нацию. Путин постарался ответить на эти вызовы, сделав прежде всего акцент на МСБ. Для начала он как заправский либерал (невольно вспомнились даже похожие инициативы Дмитрия Медведева) заявил, что в работе надзорных органов по-прежнему доминирует обвинительный уклон. Изменения происходят, но слишком медленно, надо скорее избавлять бизнес от «навязчивого контроля и надзора».

— Каждая проверка должна стать пуб-лич-ной! — именно так, с расстановкой заявил Путин. — В следующем году для этого запускается специальный реестр с информацией: какой орган и с какой целью инициировал проверку, какие результаты получены. Это позволит отсечь немотивированные или еще хуже заказные визиты.

Надо отказаться от самого принципа тотального, бесконечного контроля, считает президент. Отслеживать ситуацию надо там, где есть риски или признаки нарушения.

— Что касается малого бизнеса. Предлагаю предусмотреть для него надзорные каникулы. Если предприятие приобрело надежную репутацию, в течение трех лет не имело существенных нареканий, то следующие три года плановых проверок в рамках государственного и муниципального контроля вообще не проводить.

Правда, отметил Путин, что речь не идет о случаях, когда возникает угроза здоровью и жизни людей.

«ЗАКРЫТЬ ОФШОРНУЮ СТРАНИЦУ ОКОНЧАТЕЛЬНО»

Еще более крутая новость, касалась такой чувствительной и болезненной темы, как налоги. Президент, согласившись с теми предпринимателями, которые жалуются на слишком частые изменения законодательства, особенно в налоговой сфере, предложил на ближайшие четыре года зафиксировать действующие налоговые условия. «И к этому вопросу больше не возвращаться. Не менять!» При этом надо реализовать уже принятые решения.

— Как договаривались, для малых предприятий, которые регистрируются впервые, будут предоставлены двухлетние налоговые каникулы. Также льготы получат производства, начинающиеся с нуля.

А дальше заявил нечто действиельно сенсационое.

— И еще. Предлагаю провести полную амнистию капиталов, возвращающихся в Россию. Именно полную.

Путин отметил: надо разъяснить чиновникам, принимающим решения, «что значит полная амнистия», что человек должен получить гарантию: его не будут таскать по правоохранительным органам, что не спросят «об источниках и способах получения» капитала, к нему не будет вопросов со стороны налоговых служб, и в отношении его не будет заведено уголовное преследование. И заявил: давайте это сделаем сейчас, но один раз.

— Все мы понимаем, что происхождение денег разное. Но убежден, нам надо окончательно закрыть офшорную страницу в истории нашей экономики. Это очень важно. Это надо сделать. Рассчитываю, что после известных кипрских событий, нынешней санкционной компании наш бизнес, наконец, понял: за рубежом его интересы ни во что не ставят, а то и вовсе могут обобрать как липку, и что лучшая гарантия — национальная юрисдикция. Даже при всех ее проблемах.

Напомним, что в прошлом году в послании президент говорил о необходимости деофшоризации, деловом климате в регионах, проблемах в межэтнических отношениях. В ноябре глава государства подписал «антиофшорный» закон, обязывающий налогоплательщиков сообщать об участии в иностранных компаниях и определяющий механизм налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций.

Если коротко, то, по первым ощущениям, амнистия капитала — это главная бомба послания от ВВП. Понятно, что критики заговорят о ворованных капиталах чиновников, олигархов, бандитских капиталах и деньгах мафии. Но как бы то ни было в новейшей истории, это первое заявление такого уровня от руководителя страны на заданную тему. Услышат ли его интересанты? Если да — то вот он, источник инвестиций для России в условиях санкций. Если нет, то придет время (а оно уже близко, и ВВП им скажет: ребята, я вас предупреждал...).

И еще. По словам Путина, сегодня на федеральном уровне сформирована новая законодательная база и сейчас необходимо сместить акцент на качество правоприменения и распространения в регионах лучших практик, для чего использовать национальный рейтинг инвестиционного климата. Со следующего года он будет внедрен во всех субъектах РФ, а полученные результаты будут рассмотрены на одном из заседаний Госсовета.

ВЛАСТИ ЗНАЮТ, КТО ЭТИ СПЕКУЛЯНТЫ?

Среди поставленных задач обратило внимание, что регионы и муниципальные органы власти должны «вплотную» заняться приведением в порядок дорог, для этого вводятся дописточники для пополнения дорожных фондов. В целом в стране объемы дорожного строительства должны быть удвоены.

С 2015 года запускается программа компенсации субъектов федерации на создание индустриальных парков. «Рассчитываю, что регионы будут активно использовать эту возможность для развития промышленного потенциала».

Кроме того, экономика России должна увеличить темпы роста экономики.

— Качество и масштаб нашей экономики должны соответствовать нашей геополитической и исторической роли России. Надо вырваться из ловушки нулевых темпов роста. В течение трех-четырех лет выйти на темпы роста выше среднемировых. Только так можно увеличить долю России в глобальной экономике и наше влияние, и хозяйственную независимость.

В среднесрочной перспективе инфляцию необходимо снизить до 4%, заявил Путин. Но «не за счет подавления деловой активности». «Надо, наконец, научиться гармонично совмещать две цели: сдерживание инфляции и стимулирование роста». Он напомнил, что сегодня Россия столкнулись с сокращением валютных поступлений и, как следствие, с сокращением курса национальной валюты.

— Вы знаете, что Банк России перешел к плавающему курсу, но это не значит, что Банк России самоустранился от влияния на курс рубля, что курс рубля безнаказанно может становиться объектом финансовых спекуляций. Прошу Банк России, правительство провести жесткие, скоординированные действия, чтобы отбить охоту у так называемых спекулянтов играть на колебаниях курса российской валюты, — сказал Путин, а затем, оторвавшись от подготовленных бумаг, обратился в зал.

— И что еще хотел сказать. Власти знают, кто эти спекулянты. И инструменты влияния на них есть. Пришло время воспользоваться этими инструментами.

Зал зааплодировал и задумался, судя по показанным по ТV лицам. Набиуллину не уволили. Правительство Медведева цело. Кого тогда сажать будем? Будем надеяться, что уже сегодня фамилии, как говорится, пароли и имена будут названы...

«БИЗНЕС Online» готовит подробный репортаж с наиболее яркими месседжами послания Путина.

ЭТО ДЕЛАЕТСЯ ПРАКТИЧЕСКИ ВОПРЕКИ ПОЗИЦИИ МИНФИНА

По горячим следам «БИЗНЕС Online» попросил экспертов оценить инициативы Путина.

Шамиль Агеев — председатель правления Торгово-промышленной палаты Татарстана:

— Президент же сам сказал, что у нас многие решения закапывают в бумагах. Сколько мы слышим, что не надо «кошмарить бизнес», а бизнес продолжают «кошмарить». Сколько слышим о необходимости диалога с бизнесом, а потом появляются какие-то поправки в Налоговый кодекс по дополнительным сборам. Насколько хватит политической воли, чтобы решить все эти вопросы? Насколько можно будет реализовать задачи, поставленные президентом в его послании? Ведь после того, что сказано, нужна кропотливая и большая работа, а вот с выполнением этой работы у нас порой очень сложно. Регионы подчас оказываются скованы по рукам и ногам. Мы сегодня в ТПП встречаемся с делегацией из Санкт-Петербурга, и там за счет местных налогов продвигают инновационное развитие своих предприятий, им бюджет это позволяет. Но ведь это делается практически вопреки позиции минфина. Многие моменты, о которых говорил Путин, такие, например, как освобождение от налогов новых производств, снижение земельных налогов, мы сами предлагали нашему правительству. Но у нас часто бывает, что говорится одно, а минфин потом ведет себя совсем по другому. Так что если разрыва между словом и делом не будет, это будет очень хорошо. Нам надо использовать этот шанс.

Геннадий Зюганов — председатель центрального комитета коммунистической партии Российской Федерации:

— Обратил внимание, что реализм во внешней политике дополнен реализмом во внутренней. Путин понимает, что ситуация сложная, трудная и пытается искать ответ, но без жесткой корректировки финансово-экономического курса, нового состава кабинета министров и более интенсивной работы всех, кто умеет, соображает, понимает и готов отвечать, решать эти задачи невозможно. Пригласил капитал вернуться. У нас бегство капитала колоссальное в этом году. Возвращайтесь, но тогда назовите, что они будут не на рынке спекулировать, не подкупать чиновников, а эти капиталы вложат в промышленность, село, машиностроение и ряд других общественно значимых проектов. Шаг сделан, но надо делать еще два-три шага.

Фарид Сафин — генеральный директор ОАО «Ваш быт»:

— У меня был такой случай. Пришли ко мне проверяющие и говорят: ну, мы же не можем просто так уйти, подскажите, за что вас можно хоть немножко наказать. Так что в нашей системе причину для проверки всегда можно найти, даже если предприниматель исправно платит налоги, ведет нормальный учет, своевременно отчитывается. То, что каждая проверка сбивает темпы работы, развития предприятия, все понимают. Больше бы таких решений, тогда бы развитие предпринимательства, экономики шло бы более активными темпами, чем на сегодняшний день. Поэтому решение президента не «кошмарить» и не тревожить бизнес — это прекрасное решение.