Рушания Бильгильдеева: «Товарный знак сегодня остался за нами. Я считаю, что это победа»

БИЛЬГИЛЬДЕЕВА ОТСТОЯЛА ЭМБЛЕМУ В МОСКВЕ

Сегодня в Москве в Суде по интеллектуальным правам партия «Справедливая Россия» выиграла дело по иску, поданному ранее партией «Родина». Та намеревалась досрочно прекратить правовую охрану товарного знака «Родина» по причине его неиспользования правообладателем — партией «Справедливая Россия». Таким образом права на товарный знак «Родина» остались у эсеров. Об этом газете «БИЗНЕС Online» сообщила председатель регионального отделения партии «Справедливая Россия» Рушания Бильгильдеева.

В эпицентре скандала оказалась эмблема «Родины» (желтая надпись «Родина» сделана на красном фоне, внизу черным написано «политическая партия»), которая зарегистрирована партией в минюсте в 2013 году после воссоздания организации. На эту символику использовала прежняя «Родина», существовавшая до 2006 года. В 2005 году она зарегистрировала эту эмблему как товарный знак, а позднее переименовалась в партию «Справедливая Россия: Родина — Пенсионеры — Жизнь».

Как напомнила Бильгильдеева, изначально в Верховный суд Татарстана обратились представители партии «Справедливая Россия» с требованием отменить регистрацию партии «Родина» на выборах в Госсовет в связи с тем, что последняя использует товарный знак, принадлежащий справороссам. Однако республиканский суд не встал на сторону Бильгильдеевой, дав шанс членам партии «Родина» побороться за кресла в республиканский парламент. «В ответ они подали заявление в Суд по интеллектуальным правам и в результате проиграли. Этот товарный знак сегодня остался за нами. Я считаю, что это победа», — заявила «БИЗНЕС Online» Бильгильдеева. По ее словам, в данный момент юристы партии готовят надзорную жалобу об отмене решения Верховного суда РТ, который не стал лишать регистрации «Родину» на выборах в Госсовет РТ. В итоге эсеры набрали 3,63% (84 тыс. голосов), «Родина» — 0,44% (10,2 тыс.). Обе партии не прошли в парламент.

Бильгильдеева объяснила, почему именно представители «Справедливой России» из Татарстана занимались судебной тяжбой за имиджевый знак. «У нас была избирательная кампания, в ходе которой возник вопрос о товарном знаке. Если бы он возник в самом начале, мы бы даже успели снять партию «Родина», честно говоря. Но когда возник вопрос, я вышла с инициативой. А ведь этот случай имеет прецедент на всю Российскую Федерацию. Руководство партии нас поддержало, и мы пошли на этот шаг. Если мы доведем это дело до конца в целом для нашей партии, партии «Родина» придется искать другой товарный знак».

111.jpg
Эмблема «Родина» (желтая надпись «Родина» сделана на красном фоне, внизу черным написано «политическая партия»)

Председатель регионального отделения партии «Справедливая Россия» считает, что даже в случае обжалования приговора Суда по интеллектуальным правам у «Родины» нет шансов на успех.

«У нас все оформлено в соответствии с законом, — говорит она. — Сейчас еду и думаю, как же все-таки важно правильно оформлять все документы что в политике, что в бизнесе. Очень важно, чтобы, выходя на предвыборную кампанию, партии были юридически подкованными и грамотными».

«Не знаю, как будет дальше действовать «Родина» в России, но в Татарстане их всего три человека! Я не знаю, сколько их на бумаге, но их нет и не было, как и «родной» партии. Где они сегодня, сейчас, когда народу очень тяжело и людям надо помогать? Они всплывут перед муниципальными выборами. Я считаю, за эту партию даже голосовать не надо, пусть они даже не мешают народу. Путаются, оттягивают голоса наши. А в Татарстане даже 1 процент — это великое благо», — заключила Бильгильдеева.

Председатель совета регионального отделения партии «Родина» Айрат Ханипов, как выяснилось, не знал о победе эсеров в Москве. «У меня, к сожалению, даже нет информации о том, что с нами кто-то судится», — сказал он.

«СПАСИБО ЗА ПИАР!»

Руководитель юридического управления партии «Родина» Андрей Сапельников считает, что ажиотаж, созданный вокруг дела о товарном знаке, играет только на руку «Родине». «Мы не считаем, что проиграли, поскольку нам было просто отказано в иске. Эмблема зарегистрирована за партией «Родина», товарный знак на какую-то определенную группу товаров — у «Справедливой России». Верховные суды Татарстана и Российской Федерации вынесли решения по поводу использования эмблемы и товарного знака — все было в нашу пользу, поскольку права товарообладателя на товарный знак не нарушаются. По сути, получается, что «Справедливая Россия» нас рекламирует, нам делает пиар. Спасибо им за это!» — заявил «БИЗНЕС Online» Сапельников.

Юрист объяснил, что существует два понятия — эмблема и товарный знак, который может использоваться в коммерческих целях при выпуске определенной группы товаров. «Есть эмблема — средство индивидуализации партии. Она зарегистрирована на федеральном уровне минюстом России и содержится в уставе партии «Родина», — объясняет Сапельников. — Также есть товарный знак для коммерческого использования при выпуске определенной группы товаров. Поскольку мы политическая партия, мы не выпускаем эти товары, не можем такой деятельностью заниматься. И эмблема — она наша, мы ей пользуемся на вполне законных основаниях. Товарный знак зарегистрирован «Справедливой Россией», но закон устанавливает, что в случае неиспользования товарного знака через суд это можно оспорить», — объяснил Сапельников.

Сапельников подчеркнул, что «Родина» в обязательном порядке обжалует решение суда по интеллектуальным правам. «Это всего лишь суд первой инстанции», — сказал он.

ЭСЕРЫ ПОКАЗАЛИ СИЛУ

Сергей Сергеев — профессор кафедры социальной и политической конфликтологии КНИТУ-КХТИ:

— Довольно странное впечатление производят эти судебные разбирательства после выборов, так как ни та, ни другая партия не одержали победу, обе партии не прошли в региональный парламент и отброшены во внепарламентскую маргинальность, где по крайней мере одна из них и останется. Что делить-то? У нас ни у одной партии, кроме «Единой России», нет опоры в элитах, поэтому они обречены находиться там, где находятся. Если одна партия выражала интересы одной части элиты, а другая — другой, тогда да, тогда бы шла борьба за проценты, а этим партиям за что между собой бороться? Я не вижу тут больших перспектив у партии «Родина» и у партии «Справедливая Россия» — тоже, если только какие-то элиты не решат выражать через эти партии свои интересы.

Николай Постников — кандидат исторических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного областного университета:

— На мой взгляд, в свое время, когда создавалась партия «Справедливая Россия», «Родина» как партия была участником этого процесса вместе с другими партиями, такими как «Пенсионеры России», «Российская партия жизни», и таким образом являлась соучредителем по сути. А если это так, то тогда партийная символика фактически переходила в новую партию. А старая партия, в принципе, теряла с юридической точки зрения право на эту символику. Поэтому, видимо, с этих позиций рассматривался вопрос в Верховном суде, выносилось решение в пользу «Справедливой России». Это мое мнение.

Возможно, действовали и другие факторы, когда ВС принимал решение. Может быть, действовал административный фактор, потому что «Справедливая Россия» — все-таки партия больше административного ресурса отчасти, с одной стороны, а с другой — входит в систему парламентских партий.

Какие последствия это будет иметь для «Справедливой России»? Несомненно, если бы она потеряла партийную символику, то это было бы отрицательно для нее, как и для любой другой партии, потому что избиратели часто реагируют на символику, когда приходят к избирательным урнам. Они могут отчасти не посмотреть на название партии, а на символику, делая тот или иной выбор, голосуя за ту или иную партию, обязательно посмотрят. Поэтому партийная символика играет, конечно, определяющую и важную роль. «Справедливая Россия» выиграла, на мой взгляд, важное для себя дело. Сохраняя за собой партийную символику, она во многом показывает и свою политическую силу в современной партийной системе России. Почему? Потому что теперь у нее эту символику не может оспорить никто, потому что другие партии, которые вошли в ее состав, либо совсем мелкие, либо прекратили свое существование. Также это, на мой взгляд, сигнал другим, когда партии входили в состав более крупной, а потом решили оспаривать символику. Это сигнал, что они, скорее всего, проиграют.

Дмитрий Гавра — политолог, доктор социологических наук, профессор Санкт-Петербургского госуниверситета:

— В свое время партия «Родина» выступила в качестве системообразующей силы для «Справедливой России». И для меня не слишком принципиально, какая из этих двух политических сил в настоящее время одержала победу над другой в судебной тяжбе. В конце-концов, на выходе из «Родины» Дмитрий Рогозин, на мой взгляд, более сильный и перспективный политик, чем многие справедливороссы. В факте судебного разбирательства я вижу лишь попытку партий появиться в информационном пространстве за пределами общего дискурса «крымнаш» и в совершенно другом контексте, нежели тот, в котором эти партии обыкновенно существуют. Возможно, что за этим также кроется намерение реконструировать эсеров и гальванизировать «Родину», слегка ущемив ее партийное самолюбие.