Павел Медведев: «Многие министры намекают, что дела идут не очень хорошо»

КОГДА НА ЧЕЛОВЕКЕ ВИСИТ ПЯТЬ КРЕДИТОВ...

Финансовый омбудсмен Павел Медведев накануне в ходе пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» заявил, что ему не хватает полномочий, чтобы отстаивать интересы граждан в спорах с финансовыми организациями. «Кредиторов много, договориться с ними о равномерной реструктуризации без перетекания освободившихся ресурсов от одного банка к другому не удается», — пояснил он, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online». Причина, по мнению омбудсмена, кроется в том, что у него нет законных прав «надавить».

Институт финансового омбудсмена как общественного примирителя в финансовой отрасли и органа внесудебного разрешения споров между финансовыми организациями и физлицами официально действует в России с 1 октября 2010 года. За это время за помощью к Медведеву обратились тысячи граждан, однако, как заметил он, в последние годы ситуация изменилась отнюдь не в лучшую сторону. Медведев рассказал, что еще два года назад найти среди обращавшихся к нему за помощью тех, на ком висело два кредита, было сложно. «Сейчас тоже днем с огнем надо искать людей, на которых два кредита, потому что теперь их пять», — добавил он. Поэтому договориться о реструктуризации становится все сложнее. «Во второй половине 2015 года среднестатистический гражданин, заходя в банк, будет одной рукой брать рубль нового кредита, а другой будет отдавать два рубля для обслуживания старого кредита, — констатировал Медведев. — Произошло построение очень крутой пирамиды. Кредитование давно уже не служит стимулом для потребления», — заметил Медведев.

Однако он уверен, что даже в краткосрочной перспективе можно справиться с проблемой. Для этого надо дать финансовому омбудсмену законное право договариваться о реструктуризации, а также поскорее принять закон о банкротстве физических лиц. «Когда второй закон будет о том, чтобы реструктуризировать задолженность свыше 500 тысяч рублей, то закон о финансовом омбудсмене будет реструктуризировать долги меньше 500 тысяч», — описал Медведев схему. Он полагает, что в краткосрочной перспективе такие меры позволят снизить напряженность для граждан и финансовых организаций, а в долгосрочной — позитивно скажутся на экономике.

«ИНФЛЯЦИЯ БУДЕТ, КОНЕЧНО, БОЛЬШЕ 10 ПРОЦЕНТОВ»

Нынешнюю ситуацию Медведев находит тревожной: «Многие из больших начальников, министры намекают очень прозрачно, что дела идут не очень хорошо. Вице-премьер Ольга Голодец напомнила, что 16 миллионов человек у нас живут за чертой бедности. Инфляция будет, конечно, больше 10 процентов, которые нам обещает министр экономики Алексей Улюкаев». По его словам, если упомянутые 16 млн. человек выживают на 8 тыс. рублей, то 25 млн. выкручиваются, зарабатывая 9 тыс. рублей.

Национальная валюта, по прогнозам омбудсмена, в среднесрочной перспективе будет слабеть. «Надеюсь, не очень сильно, потому что, надеюсь, будут предприняты меры, которые исправят ситуацию», — ответил он на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online». Под такими мерами Медведев, во-первых, видит отмену санкций, «которые мы на себя наложили», во-вторых, борьбу с теми санкциями, которые наложил Запад. «Ничего не поделаешь — придется переговариваться со всем миром, и осознание того, что мы зависим от него, абсолютно не унизительно», — уверен Медведев. Эти необходимые шаги, по мнению экономиста, позволят снять противоречия, улучшат инвестиционный климат. «Как можно импортозамещать, не имея инвестиций?» — задался он вопросом.

При этом, уверен Медведев, вовсе не государство должно расставлять приоритеты для инвестирования, а бизнес, для которого необходимы условия: «Государство не должно сильно заботиться о том, во что вкладывать (кроме самых очевидных вещей — дороги точно надо построить), это должен решать бизнес. Проблема состоит в том, что для бизнеса условия не очень хорошие. Если бы бизнес мог развивать производство в России, это и дало бы надежду на экономический рост, и для меня бы это дало надежду, что мои заявители станут более счастливыми».

В то же время при нынешней нестабильной ситуации с рублем Медведев отказался давать голову на отсечение и что-либо гарантированно советовать: «Очень малоценные советы могу дать. Мне кажется, если семья собрала (не в кредит) деньги на покупку чего-то действительно нужного, надо покупать. Вложения в себя, в своих детей стоят того. Если есть накопления в долларах и евро и нет необходимости тратить, то, думаю, в среднесрочной перспективе двух-трех лет очень вероятно, что эти суммы не обесценятся».