ПОВЫШЕННАЯ НЕРВОЗНОСТЬ НА ТОНКОМ РЫНКЕ:

НЕФТЬ ПОГРУЗИЛАСЬ ДО ЗНАЧЕНИЙ ИЮЛЯ-2010

Сегодня участники сырьевых и финансовых рынков переваривают итоги состоявшегося накануне заседания ОПЕК. Рубль на открытии московской биржи продолжил терять позиции, едва не достигнув 62 рублей за евро, доллар же превысил 49,7 рубля. На открытии торгов в пятницу индекс РТС просел на 3,7% до 969 пунктов, что стало свежим годовым минимумом. Такая динамика копирует ослабление рубля к доллару США. К 12 часам дня, впрочем, доллар вернулся к значениям ближе 49 рублям, а евро «поплыл» между 61 и 61,4 рубля.

Еще накануне заседания клуба стран-экспортетов нефти настроения были пессимистичные. Из-за утечек информации о нежелании ведущих стран, в том числе России, сокращать добычу, нефть с начала дня торговалась под давлением и смогла снизиться на $2 до $75,5 за баррель еще до официального решения. Нервозность была высокой — в последние минуты перед объявлением решения реакция была еще более бурной, котировки просто рухнули: буквально за 2 минуты Brent потерял $1,6. А по факту решения, спустя полтора часа, цена протестировала минимальную отметку сессии $71,3 за баррель. Таким образом, с максимальных значений середины июня ($115,7 за баррель) нефтяные цены обвалились на 38,4%. Подчеркнем: так низко котировки черного золота не находились с июля 2010 года. Повышенные колебания курсов в четверг могли быть обусловлены и так называемым тонким рынком (малым количеством участников), поскольку в США праздновали День благодарения и финансовые площадки в США были закрыты.

ртс.jpg

Чтобы загрузить картинку, нажмите на нее

Рубль хоть и держался сравнительно стабильно в течение дня, вечером пошел ежечасно обновлять исторические минимумы к доллару и евро. Так, антирекорд по доллару составил 49,14 рубля за доллар — потеря 3,7% по отношению к уровню закрытия среды. Антирекорд по евро составил 61,23 рубля за евро — потеря 3,4% к закрытию среды. Под воздействием всей суммы факторов с начала года российская валюта ослабла к доллару на 49,7%, к евро — на 35,1%.

Откровенно говоря, основную часть пути ослабления российская валюта уже проделала при нефтяных котировках на уровне $80 за баррель, были достигнуты отметки 48,6 рубля за доллар и 60,5 рубля за евро. Очень весомым оказался фактор санкций от ЕС и США по блокировке доступа на рынки капиталов, а также спекуляции вокруг новой политики ЦБ. Можно сказать, что рубль перепродали с хорошим запасом. О фундаментальных факторах слабости рубля и силе американской валюты мы писали подробно ранее.

4.jpg

Чтобы загрузить картинку, нажмите на нее

При таком развитии событий на валютном рынке шансов у биржевого индекса РТС, рассчитываемого в долларах США, на укрепление не было, и он просел на 2% до 1006 пунктов. При этом тут все не так плохо: ниже 1000 пунктов РТС в этом году уже был в начале ноября на ажиотажном обвале рубля. Хотя биржевой индекс ММВБ, рассчитываемый в рублях, и закрылся в минус 0,4% у отметки 1532 пункта, он успел зафиксировать свежий годовой максимум в 1548 пунктов — таковы чудеса слабого рубля.

УГРОЗА БЮДЖЕТУ ТАТАРСТАНА И «КРАСНАЯ ЛИНИЯ» ОПЕК

Напомним, что бюджет РФ на 2014 год сформирован исходя из среднегодовой цены на нефть в $93 за баррель. То есть хотя текущие котировки значительно ниже, средняя цена ($103,04) еще имеет в запасе целых $10 и в этом году уже вряд ли сможет опуститься ниже заложенной в российский бюджет.

12-1.jpg
«Что касается доходов «Татнефти» и бюджета, тут плавающий курс рубля компенсирует все потери от нефтяных котировок»

Во время парламентских слушаний по бюджету на 2015 год министр финансов РТ Радик Гайзатуллин сообщил депутатам, что выпадающих доходов не будет, пока цена на нефть не опустится ниже $80 за баррель (бюджет формировался при стоимости нефти в $100 за баррель и 37 рублей за доллар). Нефть дешевеет, но курс доллара эту потерю частично восполняет, увеличивая выручку нефтяников. «Если будет падение ниже 80 долларов, то тогда начнется минусовая... Расчеты мы с «Татнефтью» провели — пока бюджет не теряет. А дальше уже пойдет снижение», — сказал министр.

Президент «Роснефти» Игорь Сечин заявил в интервью австрийской газете Die Presse, что цена на нефть в $60 за баррель устраивает компанию, и оценил потенциал России по сокращению нефтедобычи при низкой цене на уровне 200 - 300 тыс. баррелей в сутки. Сечин уточнил, что в компании ожидают возможного падения цены до $60 за баррель и ниже к концу первого полугодия 2015 года.

5.jpg

Где же проходит «красная линия» нефтяных котировок, после которой оживится и пойдет на сокращение добычи картель ОПЕК? Ранее The Wall Street Journal со ссылкой на представителя ОПЕК сообщила, что картель снизит квоты на добычу нефти в том случае, если котировки упадут ниже $70 за баррель. Генсек ОПЕК Абдулла аль-Бадри на конференции Oil&Money в октябре этого года в Лондоне заявлял, что падение мировых цен на нефть вызвано паникой и не отражает реального состояния рынка. «Мы видим, что спрос по-прежнему растет и что предложение тоже растет, однако масштабы роста предложения на самом деле не соответствуют снижению цен на 25 процентов, — отметил он. — Мы не видим серьезного изменения фундаментальных показателей. Спрос все еще растет, предложение также растет. ОПЕК изучает ситуацию, — говорит аль-Бадри. — Главное — не паниковать. К сожалению, все паникуют».

ИДЕТ БОЛЬШАЯ ИГРА: ИНТЕРЕСЫ США ПЕРЕСЕКЛИСЬ С ИНТЕРЕСАМИ САУДИТОВ

В чем фундаментальные причины происходящего и где цена нефти, а значит, и рубля, нащупает стабильную почву? С такими вопросами «БИЗНЕС Online» обратился к экспертам.

image61657979.jpg
Ренат Муслимов: «Для нефтяников дорогой доллар — это даже манна небесная: рублей будет еще больше. А вот для граждан в целом ситуация, конечно, будет сложная за счет снижения покупательной способности»

Ренат Муслимов — член АН РТ, консультант президента РТ по вопросам разработки нефтяных и нефтегазовых месторождений:

— Думаю, что в среднесрочной перспективе цены будут держаться в диапазоне 75 - 80 долларов за баррель, возможно снижение в диапазон 70 - 75 долларов за баррель. Сейчас на рынке нефти идет большая игра. США, с одной стороны, заинтересованы в высоких ценах на нефть для развития своих новых технологий по разработке сланцевых месторождений и в перспективе стать крупным экспортером нефти, получив долю стран ОПЕК и РФ на глобальном рынке. С другой, у Штатов есть желание поставить уже сегодня Россию на место.

У лидеров ОПЕК Саудовской Аравии и ОАЭ двоякое положение: с одной стороны, нужно ограничить развитие технологий США за счет низких цен, иначе можно потерять свою долю на рынке нефти. С другой, эти страны — геополитические союзники США, традиционно подыгрывают им в вопросе регулирования цен.

Сегодня трудно сказать, что перевесит с ближайшее время: геополитика или экономика. Но в долгосрочной перспективе экономика окажется сильнее: фундаментальный спрос и предложение будут доминировать. Без геополитических обострений можем выйти на 90 долларов уже в середине 2015 года. Могу сказать, что в целом 2015 год будет решающим.

Что касается доходов «Татнефти» и бюджета, тут плавающий курс рубля компенсирует все потери от нефтяных котировок. Могу сказать, что «Татнефть» спокойно выдержит и 60 долларов за баррель. Для нефтяников дорогой доллар — это даже манна небесная: рублей будет еще больше. А вот для граждан в целом ситуация, конечно, будет сложная за счет снижения покупательной способности.

3.jpg

Чтобы загрузить картинку, нажмите на нее

Сергей Егишянц — главный экономист инвесткомпании «Ай Ти Инвест»:

— На рынке, конечно, накануне царила паника: кое-кто ожидал от ОПЕК все-таки снижения добычи. А поскольку рынок в принципе очень сильно «медвежий», сохранение квот стало поводом резко упасть. К тому же рынок был «тонкий» — в США в четверг отмечали День благодарения. Но решение ОПЕК верное — саудиты ясно дали понять, что не собираются таскать каштаны из огня в пользу штатовских «сланцевиков». Если главная причина удешевления нефти — это рост предложения из-за взлета добычи в США, то было бы странно отвечать на это другим странам, тем самым сокращая свою долю рынка. Гораздо логичнее опустить цену пониже, дабы кое-кто оказался на грани убытков, так уже было в середине 1980-х, когда «нефтянка» пострадала от обвала цен не только в СССР, но и в США. Именно тогда в Штатах резко упали объемы добычи, сейчас они выправились, и саудиты снова напомнили о себе.

Рубль последовал за нефтью. Для полной компенсации потерь от удешевления нефти (для казны) рубль должен падать на 30 - 40 копеек за доллар при каждом падении на 1 доллар барреля нефти. Иными словами, 6 долларов спада нефти означают рост курса доллара примерно на 2 рубля. Что, собственно, и произошло, даже чуть больше было. Никто не говорит, что скорости падения должны быть одинаковы, тут вопрос в сохранении доходов бюджета: ну, так они примерно и держатся на прежнем уровне, даже, пожалуй, немного подрастают.

Если говорить о прогнозах, то они не очень уместны: рынок труднопредсказуем. С точки зрения здравого смысла, нефть можно считать уже сильно перепроданной, даже текущее превышение предложения над спросом не должно вести к 70 долларам. Поэтому мне кажется, что хотя краткосрочные падения еще ниже возможны, фундаментально все же нефть должна «отскочить» повыше, особенно когда станет очевидно, что штатовские сланцевики (и не только они, там и обычная нефть гораздо дороже в смысле себестоимости добычи, чем в Саудовской Аравии или РФ) станут резко сворачивать свои инвестиционные проекты и планы расширения добычи.

2.jpg

Чтобы загрузить картинку, нажмите на нее

Конкретные сроки и цены в этом смысле указывать вряд ли реалистично, все зависит от текущих обстоятельств. Например, если сильно перегретый фондовый рынок США в какой-то момент обвалится, то и нефти не поздоровится. Если как-то обострятся геополитические дела (Украина, ИГИЛ и т.п.) — наоборот. Думаю, что 65 долларов вполне возможны и действительно не критичны: для РФ неприятности станут гораздо крупнее при цене ниже 60 долларов, а это пока (но только пока!) сильно вряд ли. Другое дело, что и сейчас падение рубля вызывает мощный всплеск инфляции, но таков уж выбор наших властей: тут ничего поделать нельзя. В любом случае мне 100 долларов за баррель видится гораздо более вероятным уровнем, чем 60 долларов в перспективе 6 - 9 месяцев.

Все зависит от тех, кто устроил этот рост предложения, то есть от США. Если там повторится сценарий конца 1980-х, то ситуация вскоре сбалансируется. Другое дело, что им бы этого не хотелось, потому что это единственный стабильно и мощно растущий сектор экономики. Все прочее уныло, так что сворачивание добычи будет означать рецессию в США (особенно при таком сильном долларе), что для них, понятно, не слишком желательный сценарий.

Алена Афанасьева — старший аналитик ГК Forex Club:

— Теперь, когда ОПЕК приняла четкое решение ничего не менять в текущих объемах добычи нефти, рынок энергоносителей погрузился в печаль. Основная проблема заключается в том, что на текущий момент, по сути, возможности по влиянию на цены на нефть ограничены.

Во-первых, большинство нефтедобывающих стран попросту не готовы снизить добычу из-за своих внутренних бюджетных проблем (как в случае с Венесуэлой, Нигерией, Эквадором и Россией). Во-вторых, темпы роста Европы и Азии вызывают большие сомнения, значит, объемы потребления энергоносителей могут и дальше падать. В-третьих, это борьба за долю на рынке. Саудовская Аравия (как, впрочем, и все остальные игроки) не готовы снижать квоты именно из-за боязни, что их место займут США, которые уже в 6 раз увеличили свои объемы добычи. Причем текущая цена для американских проектов вполне приемлема и будет оставаться таковой вплоть до 60 долларов за баррель.

Таким образом, ОПЕК приняла единственное возможное решение — выжидать, когда цена снизится настолько, что США придется свернуть часть проектов или же когда Китай и еврозона выйдут из периода стагнации и начнут набирать обороты. В сложившихся условиях для Brent целью на ближайшие месяцы может стать район 60 долларов за баррель с серьезным препятствием на отметке 66,50 долларов.

Что же до пары USD/RUB, то теперь, когда цены на нефть могут давить на пару в течение продолжительного периода, Банку России, возможно, вновь придется вмешаться в динамику рубля. И рынок это понимает. Именно исходя из этого осознания мы полагаем, что резкие скачки вверх по паре будут сопровождаться столь же резкими коррекциями вниз. И так до тех пор, пока пара не найдет равновесный курс и перейдет в режим консолидации.

1.jpg

Чтобы загрузить картинку, нажмите на нее

Платон Магута — управляющий активами УК «Фонд Магута»:

— Сохранение квоты на добычу нефти было в целом ожидаемым рынком. Основной фактор, который оказал давление на цены, — отсутствие комментариев о мерах поддержки стоимости барреля. В этой связи инвесторы восприняли этот сигнал о готовности ОПЕК к низким ценам на продолжительное время. В результате чего цены и рухнули на 6 процентов по обоим сортам.

Решение ОПЕК в целом является довольно спорным, падение нефтяных котировок сильно скажется на экономиках стран объединения и окажет давление на их бюджеты. В долгосрочном плане, безусловно, картель получит определенную выгоду, поскольку за счет демпинга будут вытеснены США с их сланцевой нефтью. В перспективе это сулит увеличение спроса на классическую арабскую нефть.

Что касается рубля, то он и так, в принципе, был уже довольно перепродан. Поэтому реакция на такой обвал нефти была не такой эмоциональной, чем скажем, когда были первые сообщения о санкциях. К концу года, вероятнее всего, нефть будет стоить в районе 70 долларов за баррель по марке Brent. В дальнейшем цены могут упасть до 60 долларов. Однако это не повод для паники, поскольку такое сильное падение цен будет недолгим. По позитивному сценарию цены могут вернуться выше 85 долларов за баррель, а к концу третьего квартала 2015 года подняться до привычных посткризисных 100 долларов.

Анна Кокорева — аналитик «Альпари»:

— Падение нефти было достаточно серьезное, но в подобных ситуациях это норма. Как правило, после подобного снижения наступает период коррекции, но длится недолго, затем котировки продолжат падать.
От решения ОПЕК выиграют единицы, поэтому правильность такого решения под большим вопросом. Победителем в этой игре стала Саудовская Аравия, которая планомерно движется к своей главной цели — вытеснить американскую сланцевую нефть с рынка, сделать добычу сланца для США нерентабельной и укрепить свои позиции. Если сланцевые проекты Америки остановятся, то доля Саудовской Аравии на рынке вновь начнет расти. Уже сегодняшние цены идут в минус добытчикам сланцевой нефти. Следующее заседание ОПЕК состоится в феврале, возможно, проанализировав реакцию рынка, картель изменит свое решение.

По словам некоторых членов ОПЕК, в начале 2015 года ожидается, что спрос на нефть продолжит падать, а предложение расти. Это значит, что цена действительно в своем падении может преодолеть 70 долларов за баррель. Низкие цены продержатся как минимум в первом квартале 2015 года. Для традиционной добычи это не критично, но новые проекты по разработке трудноизвлекаемой нефти остановятся. Правительство никогда не скажет, какой уровень для нашей страны критичный. Это политика, и врагу незачем знать, что нас убивает. Поэтому мы машем и улыбаемся!

Что до рубля, то его ослабление отчасти сдерживается Центробанком. Высокая процентная ставка и ограниченная ликвидность не позволяют банкам спекулировать на валютном рынке, а у остальных игроков недостаточно объемов, чтобы обвалить национальную валюту совсем уж сильно.

Дмитрий Баранов — ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

Что касается цен на нефть, то стоит помнить, что мировой нефтяной рынок зависит от огромного числа самых разных факторов и откликается практически на любые события в любой части света. Поэтому наивно полагать, что кто-то может влиять на него достаточно долгое время. Практически сразу найдутся другие игроки, которые будут действовать таким образом, чтобы вернуть ситуацию к равновесию, в частности, они могут уменьшить объемы поставки нефти на рынок.

Колебания цен на нефть происходят регулярно. Цены то снижаются, то вновь растут. Эти своеобразные «качели» давно известны в мире, и рынок к ним относится весьма спокойно. К примеру, 4 февраля текущего года баррель нефти Brent стоил 105,27 доллара, а уже 18 февраля — 110,63 доллара за баррель. Или, к примеру, 2 апреля баррель марки Brent стоил 104,7 доллара, а уже 24 апреля — 110,41 доллара за баррель. Так что до конца года возможно повторение практически любой ситуации: и скачкообразного роста цены, и стремительного падения вниз. Однако следует помнить, что такие колебания краткосрочны и затем рынок достаточно быстро отыгрывает их.

ОПЕК не является организацией, в которой все обязаны действовать единообразно. Несмотря на то, что страны-участники согласовывают свои позиции, договориться удается не всегда. И каждая страна принимает решение исходя из своей выгоды и защиты национальных интересов в первую очередь. Вот и в данном случае страны ОПЕК приняли решение исходя из своих национальных интересов, просто в данном случае они совпали. Проблемы есть в экономике каждой страны-члена ОПЕК. И чтобы их решать, страны продолжат добывать и продавать нефть, что и было подтверждено на вчерашней встрече. К тому же, и ранее, и после этой встречи представители нефтедобывающих стран заявляли о том, что рынок должен сам отрегулировать стоимость нефти. Вчера об этом прямо заявил и министр нефти Кувейта Али Салех аль-Омайр. В частности, он сказал: «Мы должны жить или с 80 долларами за баррель, или с 60, или со 100 долларами за баррель, надо дать рынку самому урегулировать цену, которой будут удовлетворены как производители, так и потребители». Так что ничего удивительного в таком решении ОПЕК нет. Повторю еще раз, цены на нефть зависят от множества факторов и данный период снижения сменится ростом, в этом нет никаких сомнений. Возможно, что это произойдет уже в этом году.