ТЮРЬМА И БАСНОСЛОВНЫЕ ДОЛГИ

Лаишевский районный суд РТ вынес решение по сенсационному делу о хищении четверти миллиарда рублей из федерального бюджета, выделенных на реконструкцию взлетно-посадочной полосы аэропорта Казани в преддверии Универсиады. Приговор накануне был вынесен единственному фигуранту дела Ярославу Глущенко — учредителю волгоградской строительной компании «Волгоспецмонтаж», которая по договору субподряда выполняла работы по реконструкции аэродрома. Напомним, сотрудники Татарской транспортной прокуратуры установили, что между подрядчиком ЗАО «Трест Камдорстрой» и ООО «Волгоспецмонтаж» был заключен договор субподряда на общую сумму 599,8 млн. рублей. Однако «Волгоспецмонтаж», по версии следствия, выполнил работы на сумму 274,9 млн. рублей, а оставшаяся часть денег была похищена. Вчера Глущенко в последнем слове попытался в очередной раз донести до суда свою версию произошедшего, согласно которой исчезнувшие деньги были перечислены на счет аффилированной с «Камдорстроем» компании «СтройДивизион». Но об этом чуть позже…

Итак, суд вынес приговор, признав Глущенко виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159.4 УК РФ — «Мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, совершенное в особо крупном размере», и назначил наказание: 4,5 года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Кроме того, обвиняемому придется возместить в пользу ЗАО «Камдорстрой» 274 млн. 45 тыс. 900 рублей. Напомним, что Глущенко был арестован 3 сентября 2013 года. На сегодняшний день он уже отсидел в СИЗО 1 год и 2 месяца.

Ярослав Глущенко
Ярослав Глущенко

ВСЕ ИМУЩЕСТВО «КАМДОРСТРОЮ»

Озвучив самую интригующую часть приговора, судья перешел к перечислению имущества Глущенко, которое было решено взыскать в пользу «Камдорстроя». Этот процесс затянулся на 20 минут, в течение которых стало понятно, что гендиректору «Волгоспецмонтажа» есть что терять. Многочисленные экскаваторы, самосвалы, тягачи, экскаваторы-погрузчики и множество другой спецтехники… Автомобили Mazda 3 и Mitsubishi, денежные средства с расчетных счетов в банках Волгограда и Москвы, московская квартира за 17 млн. рублей, административные и производственно-складские помещения, мастерские и земельные участки в Волгограде… Строительные материалы, когда-то исчезнувшие с аэродрома аэропорта Анапы, компьютерные блоки, мониторы, принтеры и напоследок нежилые помещения, земельные участки в Пензе, принадлежащие жене Глущенко. И это далеко не весь список имущества, которого Глущенко может лишиться, если защите не удастся добиться в суде апелляционной инстанции отмены приговора.

Пока судья старательно зачитывал приговор, на лице Глущенко, устало прислонившегося к клетке, не раз появлялась ироническая улыбка — похоже, суд решил взыскать с него даже те вещи, о которых он успел позабыть. Например, соединительные болты для опалубки в количестве 1,5 тыс. штук и внутренние угловые стойки размером 15 на 150 см в количестве 150 штук. Правда, мобильный телефон Nokia с SIM-картой «Мегафона» судья постановил вернуть владельцу.

«КАМНЯ НА КАМНЕ НЕ ОСТАЛОСЬ ОТ ОБВИНЕНИЯ СЛЕДСТВИЯ»

Отметим, что изначально обвинение гендиректора «Волгоспецмонтажа» выглядело совсем иначе. Следствие инкриминировало Глущенко пять «тяжких» эпизодов по трем статьям Уголовного кодекса, грозящим тюрьмой на срок до 10 лет. Так, обвиняемому вменялись два эпизода по мошенничеству в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ), злоупотребление полномочиями в ущерб собственной организации (ч. 2 ст. 201 УК РФ) и два эпизода по отмыванию денег (ст. 174 УК РФ). Однако в результате жернова правосудия прошли лишь два эпизода, но даже они сменили квалификацию. Суд перекроил ч. 4 ст. 159 на ч. 3 ст. 159.4 на мошенничество в особо крупном размере в предпринимательской сфере. А это уже не 10, а максимум 5 лет лишения свободы.

«У меня двоякое отношение к приговору. С одной стороны, я жутко доволен, потому что на стадии предварительного следствия и в суде говорил о несостоятельности обвинения и просил исключить излишние статьи. Сегодня мы в этом убедились — ни одна квалификация не устояла, — прокомментировал «БИЗНЕС Online» адвокат обвиняемого Айрат Хикматуллин. — Три квалификации вообще отлетели, а две, которые следствие вменяло как тяжкое преступление, суд переквалифицировал на преступление средней тяжести. Куда раньше смотрели следствие, прокуратура и все те, кто рассматривал жалобы моего клиента? Камня на камне не осталось от того обвинения, которое было!»

Впрочем, сказать, что дело развалено, язык не поворачивается. Несмотря на отсутствие судимостей и наличие двух несовершеннолетних детей, а также положительные характеристики, Глущенко приговорен почти к максимальному наказанию и должен возместить «Камдорстрою» 274,5 млн. рублей. С этим категорически не согласен защитник подсудимого — адвокат недоволен приговором и обещает обжаловать решение Лаишевского райсуда в апелляционной инстанции. «Я не услышал ни одного обоснованного доказательства преступных действий моего клиента, — продолжает Хикматуллин. — Я недоволен тем, что Глущенко получил почти максимальное наказание. Самый отрицательный персонаж нашего общества — ранее судимый преступник, рецидивист, который всю жизнь не вылезал из тюрьмы — получил бы столько же».

Старший помощник татарского транспортного прокурора Евгений Дикарев сообщил «БИЗНЕС Online», что прокуратура, возможно, также обжалует решение суда. Гособвинение, к слову, просило для Глущенко 6 лет тюрьмы. «Решение об обжаловании приговора будет принято прокуратурой после изучения протокола судебного заседания и приговора», — сказал Дикарев.

«БИЗНЕС Online» попросил прокомментировать дело представителей «Камдорстроя» в суде — в ответ они посоветовали обратиться за разъяснениями к руководству треста. Ранее наше издание направило в компанию запрос, но ответа на него так и не поступило.

ВЕРСИЯ ГЛУЩЕНКО

Договор субподряда между «Камдорстроем» и «Волгоспецмонтажом» был заключен в июле 2011 года. А проблемы, по данным защиты обвиняемого, начались в ноябре, когда Глущенко улетел в Москву руководить новыми проектами, назначив вместо себя другого генерального директора. К тому времени «Волгоспецмонтаж» уже получил аванс, часть которого перечислил на расчетный счет «СтройДивизиона», и выполнил свою часть работ. В 2012 году выяснилось, что «СтройДивизион» свои обязательства по договору не исполнил. По словам Хикматуллина, на одной из встреч представители «Камдорстроя» намекнули Глущенко, мол, объект пора сдавать, на что Глущенко ответил: «Дайте мне деньги, и я сделаю работу, которую должен был сделать «СтройДивизион».

По словам адвоката, в итоге, чтобы закрыть «дыры», оставленные «СтройДивизионом», Глущенко даже вложил свои 60 млн. рублей. Кроме того, были и дополнительные расходы, не включенные в проектную документацию. Знакомые генерального директора «Камдорстроя» Владимира Трунова, по словам Хикматуллина, некачественно подготовили проектную документацию, которая не учла свойств почвы, в результате чего строители «Волгоспецмонтажа» наткнулись на плавуны. «В результаты объем работ вырос, стоимость дополнительных работ составила от 30 до 50 миллионов рублей, — сказал Хикматуллин. — Поэтому на протяжении предварительного следствия Глущенко настаивал на проведении строительно-технической экспертизы, чтобы показать, какой объем работ произвела и какие средства потратила его компания, но ее так и не провели».

«Трунов, кстати, на допросе показал, что был уволен из «Камдорстроя» впоследствии в связи с утратой доверия», — заявил Хикматуллин. Он также подчеркнул, что фирмы его подзащитного участвовали в выполнении множества контрактов, но компания «СтройДивизион» почему-то встречается только в заказах, связанных с «Камдорстроем».

ТАИНСТВЕННЫЙ «СТРОЙДИВИЗИОН»

В ходе одного из заседаний суда Глущенко заявил, что считает дело против себя сфабрикованным по заказу «Камдорстроя». Деньги, по его версии, «ушли» на счет аффилированной с генподрядчиком структуры — компании «СтройДивизион». Своеобразная схема работы с генподрядчиком, по словам Глущенко, впервые была использована при строительстве аэропорта в Анапе в 2011 году. Тогда Трунов, по словам обвиняемого, предложил ему заключить договор субподряда с компанией «СтройДивизион», которая должна была выполнить часть работ. Заключив соответствующий договор, «Волгоспецмонтаж» выполнил свои обязательства на 13 млн. рублей, а остальные работы на 200 млн. рублей, по словам Глущенко, выполнили... работники «Камдорстроя». «Это говорит об аффилированности «СтройДивизиона» и «Камдорстроя», — заявил Глущенко, добавив, что при реконструкции в аэропорту Казани Трунов поставил то же самое условие — заключить договор субподряда со «СтройДивизионом». Глущенко согласился, ведь в Анапе все обошлось...

Примечательна еще одна интересная деталь. По данным защиты Глущенко, генеральный директор «СтройДивизиона» по фамилии Палванов сейчас отбывает наказание в тюрьме Башкортостана по обвинению в другом преступлении. По словам адвоката, с ним связывались посредством видеоконференцсвязи на одном из заседаний: Палванов сообщил, что он не учредитель «СтройДивизиона», а когда ему показали Глущенко, сказал, что не знает его. «Личность, которая всю жизнь теряет паспорт, не знает, какие фирмы на него открыты, — подчеркнул Хикматуллин. — Сначала вообще отказался от дачи показаний, а затем сказал, что давал показания, но ничего не знает, никаким учредителем никаких организаций не был, ничего не открывал».