4 УБИЙСТВА, 11 НАПАДЕНИЙ, 2 ГРАБЕЖА

Верховный суд Татарстана вчера поставил точку в громком деле организованного преступного сообщества (ОПС) «Фроловские», озвучив приговор 12 членам банды во главе с 62-летним лидером Александром Фроловым. Чтобы зачитать приговор по делу, насчитывающему более 60 томов, судье понадобилось более 4 часов. При этом служитель Фемиды разбил это время часовым перерывом, дав время участникам процесса размяться и пообедать.

В Верховный суд пришли около 30 родственников и близких подсудимых. Перед тем, как войти зал заседаний №5, все они прошли процедуру контроля, которую устроили судебные приставы: предъявили паспорта, раскрыли сумки, показав их содержимое, а также подверглись тщательному досмотру. Еще до того, как в зале заседаний оказались слушатели и журналисты, в клетку завели 12 подсудимых. Перед ними за небольшими столиками, расставленными в одну линию, расположились их защитники – 12 адвокатов, в основном предоставленных государством. Как выяснилось на процессе, в ходе судебного следствия обвиняемые заявили им отвод, пожелав защищать себя самостоятельно, однако суд не удовлетворил их заявления.

Опустив букеты из статей Уголовного кодекса, инкриминируемых каждому участнику банды, отметим, что все члены группировки, кроме Михаила Дербенева, получили реальные сроки с отбыванием в колонии строго режима. Лидер группировки Александр Фролов решением суда приговорен к 22 годам лишения свободы, Сергей Крылов – к 18 годам, Сергей Осин и Александр Булычев – к 14 годам, Евгений Киряхин – к 13 годам, Алексей Каляканов – к 12,5 годам, Сергей Гадалов – к 12 годам, Александр Безруков и Дмитрий Лизунков – к 11,5 годам, Ирек Хадеев – к 8 годам, Дмитрий Афанасьев – к 7 годам. Единственным, кто получил условный срок, стал Дербенев. Он, как отметил судья, принимал активное участие в раскрытии преступлений и помогал следствию, в результате чего был осужден на 8 лет условно с 5-летним испытательным сроком.

Напомним, «Фроловским» инкриминируют участие в организованном преступном сообществе, бандитизме, убийстве 4 человек, причинении тяжкого вреда здоровью, в 11 разбойных нападениях, 2 грабежах, незаконном хранении наркотических средств, оружия и других преступлениях.

ДЕЛО «ФРОЛОВСКИХ»: 60 ТОМОВ, 100 СВИДЕТЕЛЕЙ

Об объединении нескольких уголовных дел в одно производство по статье «Организация преступного сообщества» МВД Татарстана сообщило 25 мая 2012 года. Тогда же стали известны подробности преступной деятельности Фролова по кличке Фрол, которого некоторые криминальные авторитеты называли «некоронованным вором». В 1990-е годы Фрол раскинул бандитскую сеть по всему Татарстану. По данным следственного комитета РТ, в преступное сообщество, состоящее из трех бригад, вошла также группировка Дмитрия Васильева – того самого, который похитил сына главного редактора «Вечерней Казани» Хазбулата Шамсутдинова. Васильев со своими людьми одно время принадлежал к криминальным структурам Фролова.

– Фрол вовремя почувствовал ветер перемен и понял, что создать группу рэкетиров в одно время было гораздо выгоднее, чем совершать преступления в одиночку, – рассказал «БИЗНЕС Online» начальник подразделения по борьбе с организованной преступностью МВД по РТ Сергей Прокофьев. В итоге Фролов создал три самостоятельные бригады: свою группу, а также «Осиновских» и «Кураловских». За каждым бандитским «подразделением» числился свой смотрящий – доверенное лицо Фрола, через которого передавались задания и деньги после исполнения преступлений.

Изначально на скамье подсудимых в деле ОПС «Фроловские» оказались 15 человек. В декабре 2012 года в отдельное производство было выделено дело Ильгизара Шайхутдинова, заключившего досудебное соглашение о сотрудничестве. Судом установлено, что Шайхутдинов причастен к убийству одного из лидеров ОПГ «Юдино» Бориса Артемьева (Борька), а также к убийству двух таджиков-предпринимателей. Свою вину он признал полностью, и в результате был приговорен к 11 годам колонии строгого режима.

В особом порядке также рассматривалось дело Романа Фролова – родного племянника Александра Фролова, также причастного к убийству Борька. 30 января 2013 года Фролов-младший получил 10,5 лет колонии особого режима. 14 лет особого режима также получил Дмитрий Васильев, организовавший одну из банд, входивших в ОПС «Фроловские». Осужденный создал на территории Зеленодольского района группировку, участники которой совершили серию разбойных нападений на магазины и автозаправочные станции в Татарстане.

В сентябре 2013 года прокуратура РТ утвердила обвинительное заключение в отношении оставшихся 12 членов «бригады Фрола», дело передали в Верховный суд РТ.

27 октября 2014 года коллегия присяжных заседателей Верховного суда РТ вынесла вердикт участникам «бригады Фрола», единогласно признав их виновными в инкриминируемых им преступлениях. За время судебного рассмотрения были допрошены более 100 свидетелей как со стороны обвинения, так и со стороны защиты. Объем уголовного дела составил более 60 томов.

КОММЕРСАНТ С БОЛЬШОЙ ДОРОГИ

Криминальная биография Александра Фролова как лидера ОПС началась в 1993 году, когда он вернулся из мест лишения свободы, где отбывал наказание за хищение государственной собственности. К тому времени тюремная жизнь Фролу надоела, и он решил собрать в Юдино рэкетирскую группировку, чтобы совершать преступления «чужими руками». До 1995 года люди Фролова предпринимали безрезультативные попытки взять под контроль зеленодольскую фанерную фабрику и завод «ПОЗиС». Но в Зеленодольске были свои «братки» – «Курицынские» и «Азатовские». Поэтому долгое время люди Фролова занимались преимущественно нападениями на междугородние автобусы и дальнобойщиков, а большую часть денег отдавали в общак. С добычи, полученной на «большой дороге», Фрол открыл несколько торговых точек в Юдино, Беляево, Осиново и Залесном.

Согласно материалам следствия, Фролов занимался коммерцией и создал банду для охраны своего бизнеса. Благодаря этому «Фроловские» могли конкурировать со многими группировками конца 1990-х. Банда состояла из неоднократно судимых махровых уголовников. Фролов подбирал крепких людей – у него в «спецподразделении» были ветеран войны в Афганистане и бывший десантник.

КРОВАВЫЙ СЛЕД: УБИЙСТВА, ОГРАБЛЕНИЯ, РАЗБОРКИ

Кровавый след тянется за людьми Фролова с 21 апреля 1999 года. В этот день произошло первое убийство – во дворе своего дома был застрелен лидер ОПС «Юдино» Артемьев по кличке Борек, который планировал «крышевать» бизнес Фролова и взять его под свой контроль. По всей видимости, Борек даже не догадывался, что телохранители, которые защищали бизнес Фрола от вмешательства криминала, сами стали его олицетворением. Они тщательно спланировали убийство Артемьева. Зная распорядок дня жертвы, киллеры спрятались в подвале его дома. Смерть настигла Борька в салоне машины – сотрудники МВД тогда поражались, как киллеру с большой дистанции двумя точными выстрелами удалось убить криминального авторитета.

После гибели Борька люди Фрола стали полноправными хозяевами Юдино и постепенно предприняли попытку экспансии в Казани и ее пригородах. В сентябре 2000 года бандиты совершили разбойное нападение на квартиру предпринимателя из поселка Балтаси. Он торговал на Московском рынке. Путем слежки преступники выяснили, когда у бизнесмена на руках окажутся крупные деньги. Они ворвались к нему в дом, связали членов его семьи и уложили их на пол, а самого хозяина пытали, пока тот не показал, где хранятся сбережения. Бандиты забрали деньги, машину и скрылись.

А уже в декабре эти же люди ворвались в дом директора арской нефтебазы, ранили его выстрелом в бедро, связали его вместе с женой и бросили в подвал дома, заперев дверь на замок. Жертвы истекали кровью и остались живы только потому, что их дети вовремя вернулись домой.

В октябре 2001 года преступники в масках-чулках, вооружившись пистолетом Макарова, проникли в одну из казанских квартир, где проживали 6 жителей Таджикистана, занимавшихся предпринимательством. Ворвавшись в квартиру, бандиты стали требовать деньги, но два брата-торговца с Московского рынка оказались не из робкого десятка и попытались оказать сопротивление. Преступники хладнокровно расстреляли предпринимателей, одному из них выстрелив в грудь, а второму – в грудь и в пах. Тщательно обыскав квартиру, бандиты были разочарованы – крупных денег в ней не нашлось.

В декабре 2002 года люди Фролова совершили ряд дерзких нападений на АЗС ОАО «Татнефтепродукт» в Болгаре и на трассе Казань – Ульяновск в Апастовском районе. Бандиты избивали охранников, отбирали служебное оружие и похищали выручку кассиров. Они всегда совершали разбойные нападения в масках и после себя не оставляли практически никаких следов.

ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ ФРОЛОВА: «КУРАЛОВСКИЕ»

В начале нулевых Фролов переехал в село Куралово, что в Верхнеуслонском районе. Ходили слухи, что он ожидает неминуемого ареста, поэтому часть торговых точек в то время решил переоформить на свою сестру. На новом месте жительства Фролов, по версии следствия, решил создать еще одно криминальное подразделение помимо тех, что у него уже были, – он поручил возглавить его местному жителю Алексею Агееву (по всей видимости, Фрол вновь не хотел марать руки). К 2011 году бригада «кураловских» разрослась и уже имела на своем счету ряд весьма тяжких преступлений.

1 января 2011 года отец жительницы Куралово Олеси Бадретдиновой попал под горячую руку участников бригады Фролова. Как рассказывает девушка, в тот вечер ее отец просто пошел в сельский клуб на концерт, где «Кураловские» жестоко избили мужчину. Впоследствии жизнь в многодетной семье Бадретдиновых пошла совсем по-другому: Олесе и ее маме пришлось устроиться на работу в нескольких местах, чтобы хоть как-то обеспечить своих близких.

В том же 2011 году «кураловские» были задержаны вместе со своим лидером. Первоначально были арестованы 13 человек, еще двое находились под подпиской о невыезде. Правоохранительными органами были изъяты огнестрельное оружие и боеприпасы к ним, а также гранаты и наркотические средства. 29 мая 2011 года СУ СКР по РТ в отношении Александра Фролова и участников его формирования возбудило уголовное дело по ст. 209 УК РФ «Бандитизм». 30 марта 2012 года возбуждено еще одно уголовное дело по статье «Бандитизм» в отношении его бригады «Осиново-Залесновские».

Между тем в селе Куралово по-прежнему испытывают страх перед уцелевшими после разгрома членами группировки.

«До нас доходят слухи, что Фролов, долго живший в селе Куралово, и участники его банды хотят уйти от ответственности, пишут жалобы, обвиняют сотрудников МВД без всякого повода, – рассказывала в одном из предыдущих материалов Бадретдинова. – А оставшиеся на свободе участники банды угрожают, что после того, как они расправятся с «ментами», тех, кто давал показания против них, ждет расправа».