Газета «БИЗНЕС Online» публикует традиционный обзор туристических предложений на новогодние праздники. Игроки рынка рассказали, что в этом году спрос значительно снизился по сравнению с прошлым. Наибольший спад продаж наблюдается на европейском направлении. Между тем кризис практически не затронул бизнес- и VIP-туризм. Спрос среди жителей Казани сохраняется в секторе пляжного отдыха. В качестве новогодних маршрутов особенно популярны ОАЭ или Таиланд. Не исключено также, что казанцы, как и прочие россияне, начнут отдавать предпочтение зимнему отдыху в России.
СПРОС СОКРАТИЛСЯ ВДВОЕ
На состояние туристической отрасли в стране в целом и столице Татарстана в частности в этом году повлиял ряд факторов, относимых к разряду форс-мажора: летний крах туроператоров (мы подробно писали об этом), резкий рост курсов евро и доллара, общая нестабильная ситуация в мире.
По оценке исполнительного директора ассоциации туроператоров России Майи Ломидзе, по сравнению с прошлым годом продажи турпутевок упали на 40 - 50%. Что касается новогодних туров,то спрос на них, по ее словам, снизился на 30 - 36%.
Участников рынка беспокоит и сокращение «глубины продаж»: клиенты стали оплачивать туры едва ли не накануне поездки, опасаясь возможного банкротства туроператора. Пик кризиса туристического рынка пришелся на лето и начало осени. Однако рецидивы случаются до сих пор. Последний пример — временное отключение от системы бронирования авиабилетов компании Tez Tour. Туроператору удалось договориться с "Аэрофлотом", но осадок остался. Эксперты отмечают рост недоверия потенциальных клиентов к организаторам турпоездок. Они все чаще предпочитают самостоятельно бронировать места в отелях и авиабилеты. Сейчас такой способ путешествий выбирает уже каждый четвертый российский турист.
Что касается направлений, то спад наблюдается практически по каждому из них. Счастливым исключением в этом году остались лишь наиболее бюджетные Турция и Египет. По данным экспертов, объем перевозок туристов из России в эти страны вырос в этом году приблизительно на 15%, между тем как в перевозки в Европу сократились на 40 - 50%. Провал на европейском направлении участники рынка прежде всего объясняют существенным ростом курса евро.
Судите сами, в конце минувшего года европейская валюта оценивалась примерно в 45 рублей. В конце этого года евро переходил рубеж в 60 рублей и сейчас находится несколько ниже него. Исходя из этого, туры в Европу увеличились в стоимости примерно на треть. Например, новогодние каникулы в резиденции Санта-Клауса в финской Лапландии стоят от 800 евро на человека. Соответственно, такой тур за год подорожал на 12 тыс. рублей. Не удивительно, что спрос на поездки в ту же Финляндию, по данным ассоциации туроператоров России, упал на 36%, а Греция и вовсе поставила антирекорд — минус 67%. Зато спрос на Новый год в Египте вырос на 31%.
Газета «БИЗНЕС Online» опросила игроков туристического рынка Казани, чтобы выяснить, насколько упал спрос на новогодние туры у жителей города, как сильно выросла средняя стоимость тура, какие направления выбирают туристы и есть ли интерес к российским курортам.
НА БИЗНЕС- И КОРПОРАТИВНОМ СЕКТОРЕ КРИЗИС НЕ СКАЗАЛСЯ
В отличие от массового туризма спрос на новогодние туры в сегменте «выше среднего» пока сохраняется. Как рассказал нашей газете генеральный директор компании AVT Азамат Сабиров, отсутствие серьезного спада продаж в премиальном сегменте объясняется психологией. «Когда происходит что-то непонятное, люди перестают инвестировать деньги, замораживают новые проекты и просто ездят отдыхать, — говорит он. — Что касается глубины бронирования, те, кто покупал туры, так и покупают их заранее. Наш клиент (а мы работаем с корпоративным сектором) — это класс средний и выше среднего, и на нем кризис не сказался».
Такую же оценку дает и Рустем Тарзиманов — директор по продажам компании «Салават Lufthansa City Center». «Мы занимаемся в том числе корпоративным туризмом, и это нас немного спасает. Деловые поездки как были, так и остаются. В основном корпоративный и VIP-сектор почти не изменился, а обычный туризм — сегмент средний и ниже среднего — сильно просел», — рассказал он.
Леонид Пресс — гендиректор и соучредитель компании «СТЕН», доля постоянных клиентов которой достигает 90%, рассказал нашему изданию, что не может сказать, что туры в этом году реализуются хуже. «Особенно хорошо в этот раз продается горнолыжка. Может быть, есть некий спад по Эмиратам, но уверен, что и по этому направлению ближе к Новому году все будет раскуплено», — сказал он.
Между тем, по словам Тарзиманова, в целом по рынку ситуация намного хуже, чем в его премиальном секторе. «Общий поток туристов серьезно упал. На днях пришла информация о том, что один из туроператоров, планировавших прямые рейсы из Казани в Финляндию, отменил их. Рейсы должны были состояться 30 декабря и 3 января — оба отменены. Видимо, это связано с низкой загрузкой, — сообщил Тарзиманов. — Стоимость туров по сравнению с прошлым годом выросла более чем на 30 процентов. И в мировой, и в российской экономике кризисная ситуация, поэтому положение дел не очень хорошее. А туризм, как правило, один из первых испытывает это на себе».
«На данный момент новогодние туры продаются очень плохо. Разумеется, это во многом связано с нестабильным курсом валюты, когда люди планировали потратить на отдых одну стоимость, а тут придется выкладывать совсем иные деньги. Спрос на новогодние туры по сравнению с прошлым годом упал более чем на 50 процентов. Сейчас в основном бронируются индивидуальные туры, массовых бронирований почти нет», — сообщает статистику Рамиль Мифтахов, гендиректор туристического агентства «Персона Грата».
Об ощутимом снижении спроса на новогодние туры говорит и Эльвира Валиуллина — заместитель генерального директора туристической компании «Интурцентр». «Летний крах операторов — это одна из причин, но не основная. Основная — рост доллара и евро, в целом нестабильная ситуация в стране и мире. И когда в СМИ говорится, что не рекомендуется выезжать за границу, народ прислушивается к этому», — объясняет она.
«Туры в этом году на новогодние праздники и январские каникулы продаются сложнее. Многие туристы прицениваются, но бронируются в итоге далеко не все, — подтверждает непростую ситуацию на рынке Алсу Исмагилова, директор туристического агентства Mr.Green. — Сейчас уже паника по поводу летнего краха туроператоров стала спадать. Туристы (да и агенты), скорее, переживают по поводу нестабильного курса валют. Увеличилось количество продаж горящих путевок на ближайшие по датам вылеты».
ТОВАР НЕ ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ
Участники рынка в один голос говорят о том, что кризис носит общеэкономический, а не отраслевой характер. «Отдых не является для людей первичной необходимостью, поэтому, когда цены высокие, кто-то предпочитает вообще не ехать отдыхать. Отдых — это то, на чем можно сэкономить, — говорит Тарзиманов. — Люди выжидают, нормализуется ли ситуация с валютами, поэтому пока предпочитают не бронировать туры».
По словам Мифтахова, глубина бронирования на новогодние праздники в этом году уменьшилась практически до минимума — люди откладывают до последнего, планируя отдых чуть ли не за два дня. «Особенно это касается безвизовых направлений — Таиланд, Гоа и прочие. Эти направления и являются самыми популярными, — говорит он и дает оценку состоянию рынка. — Сказать, что рынок успокоился после летних потрясений в сфере туристического бизнеса, нельзя. Отрасль фактически поставили на грань выживания — это и последние события с туроператорами, и курс валют, и политическая ситуация».
По мнению Тарзиманова, туристические путевки будут дорожать и дальше. «Думаю, что после новогодних праздников, когда туроператорами будут сильно урезаны программы, возможно, даже возникнет дефицит туристических путевок. Люди, может, и захотят поехать отдохнуть, но выбора особо не будет», — говорит он. По словам Валиуллиной, в связи с тем, что ездит меньше людей, бывают горящие предложения, туры, улететь можно в любом случае, народ этим пользуется, однако цены оказываются выше.
Впрочем, по наиболее бюджетным направлениям столь стремительного роста цен не отмечается. «Туры подорожали, но не сказала бы, что критично. Средняя цена, например, в Египет на двоих — в районе 60 тысяч рублей на неделю на все включено. На декабрь-февраль цены ниже, так как спрос падает. В среднем 50 тысяч рублей стоит на двоих Индия, Таиланд или Вьетнам. Эмираты стоят от 40 тысяч рублей на двоих», — подсчитала Исмагилова.
ВЫБОР КАЗАНЦЕВ — НОВЫЙ ГОД НА ПЛЯЖЕ
Что касается направлений для новогоднего отдыха в этом сезоне, то абсолютно новых предложений, каким в прошлом году был, например, Вьетнам, нет. В фаворитах у казанцев Эмираты, Египет, Таиланд, Индия, Бали.
По словам Сабирова, «в новогодние праздники популярны те направления, по которым есть прямые авиаперелеты. «Популярны Бали, Шри-Ланка, Таиланд, Эмираты. Очень много народу съездило у нас на Кубу. Абсолютно новых направлений в этом году нет. Они появляются, когда открывается прямой авиаперелет в какую-либо страну. Не все любят летать через Москву и предпочитают прямые рейсы, — Сабиров также говорит о виде отдыха, который, возможно, станет популярным. — Сейчас возникает мода на круизные туры, и я советую людям присмотреться к ним. Скоро будут круизы из Сочи».
Предпочтения жителей Казани в новогодних путешествиях определяются прежде всего стоимостью тура и погодой в выбранной для отдыха стране. «В этом году на новогодние праздники клиенты предпочитают Азию, потому что там хорошая погода, — это Таиланд, Мальдивы. На Новый год в Эмиратах и Египте достаточно прохладно. Почти нет Европы. Она часто страдает первой, — говорит Тарзиманов. — Если при определенной экономической ситуации люди могут позволить себе съездить на отдых два раза в год, то при одном разе в год выбирают только пляж. Так что при пониженном спросе Европа страдает очень сильно. В этом году хорошо бронируется Вьетнам, тем более есть прямой рейс из Казани. Карибы и Латинскую Америку выбирают все меньше. Это очень дорого».
По словам Исмагиловой, «Египет держит свои позиции как основной зимний фаворит, несмотря на то что цены на туры в эту страну далеко не низкие. Европа у нас в основном индивидуальная, пакетные туры оформляем, но гораздо меньше. Сейчас сложнее стало в плане того, что нет туров в Европу с прямым перелетом из Казани. Не все туристы готовы лететь через Москву. В этом сезоне стало больше Вьетнама. Теперь летают две «цепочки" — кроме «Пегаса» еще и «Анекс» вместе с «Коралом» и «Санмаром». «Корал» предложил Мальдивы из Казани (рейсы пересадочные)».
По прогнозу Тарзиманова, мы вернемся во времена, когда большинство вылетов были из Москвы. «Лет пять-семь назад найти из Казани прямой вылет, кроме Турции и Египта, было почти невозможно. Это сейчас мы привыкли, что есть и Греция, и Испания, и Кипр, и Вьетнам. Скорее всего, будем возвращаться к тому, что люди будут летать через Москву. Спрос небольшой, и туроператоры не будут рисковать, ставя прямые рейсы из Казани, — считает он. — Тенденция складывается так, что приходится все чаще бронировать регулярные рейсы и отдельно бронировать гостиницы, что выходит намного дороже, чем если бы это было в турпакете».
КТО ЕДЕТ НА РОССИЙСКИЕ КУРОРТЫ?
Очевидный спад на рынке выездного туризма по идее должен добавить привлекательности российским курортам. Именно на них должны обратить внимание казанцы в условиях роста курса иностранных валют. Самое привлекательное направление в плане зимнего отдыха — это, конечно, Сочи, где перед Олимпиадой был создан горнолыжный кластер мирового уровня. Проблема в том, что отдых в горах элитный. Элитный же турист часто предпочитает проверенные маршруты с предсказуемо высоким уровнем сервиса. «Появляется новое направление — Сочи, но у моих клиентов остались предпочтения по зарубежному горнолыжному отдыху», — отмечает Сабиров.
Однако и в пользу Сочи говорит немало факторов, в том числе и политических. Гласно или негласно для многих российских чиновников и сотрудников силовых ведомств горнолыжные курорты стран Запада оказались закрыты. Потому для них Красная Поляна оказывается едва ли не единственной достойной альтернативой. «Думаю, интерес к Сочи будет расти, — уверен Тарзиманов. — Я сам думаю в этом году поехать на горнолыжку в Сочи. Возможно, люди, сами того не желая, будут вынуждены переориентироваться на это направление».
Пока речь не идет о массовом туризме. По словам директора агентства Mr.Green, лишь летом был небольшой спрос на российские курорты, но в основном от невыездных туристов или тех, у кого по каким-то причинам нет заграничного паспорта. Причина нежелания пока ехать, например, в Сочи заключается в несоответствии цены качеству. «Российские курорты спрашивают, но, на мой взгляд, наш рынок пока не соответствует тому, к чему привыкли туристы за рубежом. Цены абсолютно такие же, не ниже, — говорит Валиуллина. — При одинаковости цен я считаю, что мы пока не можем предложить такой же отдых, как за рубежом».
Тем не менее в ассоциации туроператоров отмечают рост спроса на новогодние туры по России. В среднем — на 20% - 25%, на горнолыжные — и вовсе на 35%. Все последние события должны поспособствовать развитию внутреннего туризма. Например, на данный момент ряд гостиниц Казани на 70% - 80% уже забронирован, что говорит о том, что люди будут у нас отдыхать на новогодние каникулы. Если говорить о жителях Казани, то, скорее всего, большинство поедет в Питер или Москву. Но, скорее всего, большинство будет путешествовать по своей стране самостоятельно, не пользуясь услугами турфирм.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.