Заседания совета по противодействию коррупции при президенте РТ всегда отличаются жесткой критикой конкретных чиновников. Вот и на этот раз без этого не обошлось

«ПОТЕРИ РЕЗЕРВОВ НЕДОПУСТИМЫ»

В казанском Кремле накануне состоялось очередное заседание совета по противодействию коррупции при президенте Татарстана. Эти заседания и раньше отличались откровенной и порой жесткой критикой конкретных чиновников. Вспомнить хотя бы заседание, состоявшееся 26 марта, после которого начались кадровые чистки в мэрии Набережных Челнов.

К слову, за это время в составе совета произошли изменения — из него вполне логично был выведен заместитель премьер-министра Василь Шайхразиев. Зато в состав совета вошли нынешний руководитель исполкома Набережных Челнов Наиль Магдеев, новый руководитель АИР РТ Талия Минуллина и президент общественной организации «Академия творческой молодежи РТ» Валентин Шихобалов.

— В настоящее время у нас, конечно, не те темпы роста, которые мы запланировали. В этих условиях недопустимы потери резервов в росте экономики, — заявил президент РТ Рустам Минниханов, открывая своим выступлением заседание.

ВОСПИТАННИКОВ «АЛГАРЫША» УЧАТ СУДАМИ

По традиции гвоздем программы стал доклад начальника управления президента РТ по вопросам антикоррупционной политики Марса Бадрутдинова. Чтобы продемонстрировать полезность своей критики, он остановился на положительных примерах, когда после вскрытия нарушений были сделаны выводы.

По традиции гвоздем программы стал доклад начальника управления президента РТ по вопросам антикоррупционной политики Марса Бадрутдинова
По традиции гвоздем программы стал доклад начальника управления президента РТ по вопросам антикоррупционной политики Марса Бадрутдинова

Так, после скандала с семейной «фирмой-присоской», действовавшей при республиканском бюро судмедэкспертизы, зарабатывающей на ритуальных услугах, минздравом РТ были приняты меры, и государственный доход за один год вырос более чем на 40% или на 8,5 млн. рублей. О том, что в феврале этого года в бюро сменился руководитель, Бадрутдинов скромно умолчал.

С мертвой точки сдвинулась и работа по разгребанию наследия программы «Алгарыш», скандал вокруг которой во многом стоил кресла бывшему министру образования Альберту Гильмутдинову. На стажировки участников программы за рубежом за 6 лет было потрачено 630 млн. рублей, но многие из них и не думали после этого отрабатывать положенные три года в учебных заведениях Татарстана.

На сегодня к выпускникам программы подано 23 иска о возврате средств. Уже есть 6 решений судов о взыскании расходов на обучение на сумму почти 4 млн. рублей.

Еще один позитивный, по мнению Бадрутдинова, пример — работа еще недавно самого критикуемого подразделения исполкома Казани — КЗИО.

Благодаря кипучей деятельности нового шефа комитета Ратмира Шайдуллина неналоговые доходы бюджета от аренды и продажи земли и имущества увеличились на 18% или почти на 100 млн. рублей.

Были подведены итоги нескольких рабочих поездок республиканской экспертной группы по вопросам противодействия коррупции, в частности, в Заинский и Лениногорский районы

«НА ЧИНОВНИКОВ, ПОДПИСАВШИХ АКТЫ, МОЖНО ЗАВОДИТЬ УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА»

Далее Бадрутдинов коснулся интригующей темы госзакупок. Он рассказал, как управление строительства, транспорта, ЖКХ и дорожного хозяйства аппарата кабмина пожаловалось Минниханову на большую задолженность перед генподрядчиком, поставляющим технические средства безопасности, необходимые для проведения массовых мероприятий.

— Изучая обоснованность этой суммы, специалисты Счетной палаты установили, что только по двум позициям можно было сэкономить более 10 миллионов рублей, если бы оборудование приобреталось без посредников сразу у производителей, — заявил Бадрутдинов.

Например, при поставке систем охранного телевидения было задействовано два посредника. Первый продал второму оборудование за 18 млн. рублей. Второй на него «накрутил» свою наценку и продал государству за 26 миллионов. Обе фирмы оказались казанскими и тесно аффилированными между собой через «авторитетного республиканского предпринимателя», имени которого, впрочем, не прозвучало.

Но еще печальнее обстоят дела с тем, как впоследствии было использовано закупленное оборудование.

— На бумаге по распоряжению минземимущества и актам приема-передачи все было распределено между муниципальными образованиями и различными учреждениями, — продолжал Бадрутдинов. — На деле картина обратная — более года почти половина имущества находится на спортивных и иных объектах, хотя имеются подписанные муниципальными районами и учреждениями акты приема-передачи.

Например, еще в конце 2013 года муниципальными районами были подписаны акты приема-передачи противотаранных блоков и ограждений. Но большинство районов так и не получили их до сих пор. Теперь, подчеркнул Бадрутдинов, в отношении чиновников, подписавших акты, можно возбудить уголовные дела, ведь на бумагах имущество передали, а по факту — нет.

КАК ГЛАВА ИСПОЛКОМА СДАВАЛ БРАТУ 8 СОТОК ЗА 60 РУБЛЕЙ

Самый захватывающий раздел доклада по традиции касался земельных и имущественных отношений. На заседании совета были подведены итоги нескольких рабочих поездок республиканской экспертной группы по вопросам противодействия коррупции, в частности, в Заинский и Лениногорский районы.

Выяснилось, что в Лениногорске с 2010 года местная Земельная палата вообще не проводила торгов по продаже земель в собственность — все участки предоставляются только в аренду, причем без аукционов. В результате годовая арендная плата по многим договорам составляет не более 1 тыс. рублей. Через некоторое время арендаторы тихо оформляют в собственность или строят на участке сооружения. Это по закону дает им право приобрести землю по льготной цене. В итоге участок, рыночная цена которого доходит до 1,5 млн. рублей, уходил за 20 тыс. рублей. Нетрудно догадаться, что среди счастливых получателей участков были обнаружены сотрудники администрации района, их родственники и крупные управленцы города.

Айдар Хисматуллин
Айдар Хисматуллин заключил с родным братом договор аренды, по которому плата за участок площадью 8 соток составила всего 60 рублей в месяц

Яркий пример — договор аренды, который руководитель исполкома Айдар Хисматуллин заключил с родным братом. Размер арендной платы за участок площадью 8 соток в Лениногорске составил всего 60 рублей в месяц. Торгов на право аренды не проводилось, а после регистрации на участке незавершенного строительства (хотя, по сути, на «стройплощадку» были просто свезены бетонные блоки) он был выкуплен. Брат Хисматуллина заплатил за него около 4 тыс. рублей.

И договор аренды, и продажа в собственность этого участка были оформлены на основании распоряжений, подписанных руководителем исполкома.

Впрочем, силовики заинтересовались Хисматуллиным еще в мае — тогда было объявлено, что он подозревается в том, что подписал акт о приемке якобы выполненных работ по ремонту ограждений скотомогильников и биотермических ям. По факту работы были не выполнены, ущерб оценивается в 1,4 млн. рублей.

КАК ПЛЕМЯННИЦА ЭКС-ГЛАВЫ СТРОИЛА «ПАРК БУДУЩЕГО» НА ДЕНЬГИ АЛЕКПЕРОВА

Наконец, довольно фарсовая история приключилась в Новочершилинском сельском поселении Лениногорского района. Два года подряд поселение получало гранты от благотворительного фонда «Лукойла» в Татарстане: в 2012 году — на реализацию проекта под названием «Парк будущего», в 2013 году — на обустройство родника. Сертификаты главе поселения Айрату Рашитову вручал сам гендиректор нефтяной компании Вагит Алекперов при участии сначала Минтимера Шаймиева, а затем Минниханова.

Сертификаты на получение грантов Айрату Рашитову (в центре) вручал сам гендиректор нефтяной компании Вагит Алекперов (справа)

Денежные средства были перечислены на счет благотворительного фонда «Лениногорск», учрежденного местным райсоветом, который заключал договоры с подрядными организациями. Например, на строительство «Парка будущего» договор был заключен с предпринимателем Загировой, которая оказалась не только дочерью директора местной фирмы «Благоустройство и озеленение», но и племянницей экс-главы района.

В парке подрядчик установил лишь небольшую сцену и обустроил калитку. Согласно актам выполненных работ, которые подписал глава сельского поселения, на это ушло 500 тыс. рублей. К слову, пока специалисты изучали объемы работ, подрядчик добровольно вернул в благотворительный фонд почти 180 тысяч. Вот такой «Парк будущего» получился в Лениногорске.

ЗАИНСК: ЗОЛОТЫЕ УЧАСТКИ МНОГОДЕТНЫМ VIP'АМ

Завесу над результатами проверки в Заинске несколько недель назад на пресс-конференции приподнял главный советник управления президента РТ по вопросам антикоррупционной политики Иван Гущин. Было установлено, что с 2010 года по февраль 2014-го местная Палата земельных и имущественных отношений провела 28 аукционов по продаже муниципального имущества, но при этом в бюджет было получено всего 2,4 млн. рублей. Аукционы проходили подозрительно вяло: за все 3 года сумма превышения продажной цены над стартовой составила 200 тыс. рублей.

На заседании антикоррупционного совета всплыли новые подробности. По словам Бадрутдинова, рабочая комиссия столкнулась в Заинске с избирательным подходом при бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям. Всего по этой программе было выделено 317 земельных участков в микрорайонах Мирный, Воздвиженка и Старый Заинск. Но есть еще один очень живописный участок, окруженный лесом и водохранилищем, который бы выделен в 7 км от всех остальных — около спортивного комплекса «Ялта-Зай». И как бы случайно, в порядке общей очереди он достался семье сына директора комплекса, вице-президента федерации лыжных гонок и биатлона РТ, члена президиума федерации лыжного спорта РФ Эдуарда Галеева. Поскольку закон о раздаче земель многодетным действует повсеместно, схема получается довольно перспективной.

Кроме того, в районе заключено более тысячи договоров аренды земли общей площадью 12 гектаров. Средняя стоимость аренды составила около 23 рублей за сотку в год. Не удивительно, что среди счастливчиков, арендующих землю по льготной цене, — должностные лица органов власти и их близкие родственники, которые не стесняются делать на этом бизнес.

Комиссией были установлено 50 фактов сдачи арендованной земли внаем третьим лицам. Например, начальница земельного отдела взяла участок в аренду за 700 рублей, а переуступила его более чем за 200 тысяч. Фамилия удачливой чиновницы в докладе не прозвучала, но, по данным сайта района, пост начальницы отдела земельных отношений в районе занимает некая Анна Кудряшова.

Не исключено, что результаты работы комиссии сыграли определенную роль в сентябрьской отставке Татьяны Воропаевой, которая была единственной женщиной среди глав районов в Татарстане.

«ПРИДЕТСЯ РАЗГОВАРИВАТЬ С ВАМИ НА УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ЯЗЫКЕ»

Кстати, поднятую Бадрутдиновым больную тему земельных отношений в районах позже по ходу совещания поддержал прокурор РТ Илдус Нафиков. По его словам, в Куйбышевском Затоне без аукциона некоему гражданину Валиеву в аренду предоставили землю в 7 тыс. кв. метров. Арендную плату этот гражданин не платил вообще, а исполком Камско-Устьинского района воспринимал это как должное. Но самое главное — в участок входил береговой причал для разгрузки инертных материалов, к которому предприниматель, завладев землей, никого не подпускал.

— Руководство района обнаглело до того, что проигнорировало даже представление прокурора, оставив его без удовлетворения. Прокурор района добился решения вопроса в пользу муниципалитета через судебные инстанции, в результате чего договор аренды все-таки был расторгнут, а в местный бюджет перечислено 88 тысяч рублей, — заявил Нафиков.

Таким же образом исполком района незаконно отклонил представление и протест прокурора о предоставлении без торгов в аренду 168 га земли еще одному лицу. Прокурор в итоге добился удовлетворения своих требований опять-таки лишь через суд.

«Зуфар Галимуллович (Гарафиев, глава районаприм. авт.)! Если ситуация у вас не исправится, придется разговаривать с вами на другом, уголовно-процессуальном языке!» — погрозил с трибуны Нафиков.

ГНИЛАЯ МОРКОВЬ В ХОЗЯЙСТВЕ ШАФИГУЛЛИНА

Но вернемся к выступлению Бадрутдинова. В июне, по его словам, антикоррупционная комиссия наведалась в министерство труда, занятости и социальной защиты. В итоге, отметим, это стало предвестием сентябрьской отставки министра труда и соцзащиты РТ Айрата Шафигуллина.

По мнению проверяющих, работу собственного антикоррупционного совета в министерстве подменяла деятельность некой рабочей группы, которую возглавлял первый заместитель министра (видимо, речь идет о сохраняющем свой пост и поныне Айрате Хасанове). Однако и он оказался небезупречен. В вину Хасанову поставили то, что он подрабатывал заведующим кафедрой «Охрана труда» в ИЭУПе и при этом от имени министерства заключал с институтом госконтракты, подписывая акты выполненных работ. Сумма, впрочем, не так уж велика: за 2013 год она составила 227 тыс. рублей.

— Получается, что он как бы сам себе работы заказывал и сам же принимал, — пояснил претензии Бадрутдинов. — Замминистра привлечен к дисциплинарной ответственности.

Кроме того, многие начальники отделов и другие сотрудники министерства были уличены в недостоверном заполнении деклараций о доходах. А директор подведомственного министерству комплексного центра подготовки кадров и развития отрасли скрыл при трудоустройстве свое участие в деятельности коммерческих организаций.

Этот центр, призванный ковать и совершенствовать кадры для социальной сферы, вообще оказался эпицентром нарушений. Например, один из сотрудников похитил более 250 тыс. рублей путем фиктивного оформления документов о парковке служебного автомобиля на частной автостоянке. Фигурантами другого расследования стала теперь уже бывший заместитель директора центра, которая незаконно оформляла себе премии, «заработав», таким образом, 270 тыс. рублей. Незаконные начисления премий имелись и у другого заместителя директора — более 1,5 млн. рублей. В итоге его доходы оказались выше зарплат рядовых специалистов почти в 27 раз.

Президент РТ сделал чиновникам последнее предупреждение: «Надо адаптироваться под то законодательство, которое есть, и постараться вписаться. Если вы не вписались, то наши дороги расходятся»

Деньги на премии появлялись у центра за счет того, что он помимо всего прочего осуществляет технический надзор за строительством, реконструкцией и ремонтом объектов отрасли, получая 1% от стоимости работ.

Докладчик отметил, если бы этот надзор действительно проводился, премии еще можно было бы рассматривать как разумное поощрение. Но на практике к этим работам возникает масса вопросов.

Например, согласно выводам проверки, в зданиях Чистопольского психоневрологического интерната объем при проведении ремонта был завышен почти на 350 тыс. рублей.

— При этом на кухне интерната члены экспертной комиссии обнаружили гнилую морковь, из которой готовили блюда для подопечных. Сотрудники интерната пояснили, что овощи гниют из-за того, что склад учреждения не имеет условий для длительного хранения овощей, — не отказал себе в колоритной детали Бадрутдинов.

print_598141_662714.jpg
«Коррупция — это, например, когда мы строим ненужные объекты или объекты с немыслимыми объемами. Ирек, пора кончать с этими делами!» — заявил глава республики министру строительства Файзуллину

В казанском доме-интернате для престарелых и инвалидов в результате лишь выборочного изучения проводимой реконструкции и ремонта здания выявлено завышение объемов на 3,6 млн. рублей. Ремонт объекта проводился с 2008 года, в него вложено более 240 млн. рублей, однако интернат так и не введен в эксплуатацию. Некоторые отремонтированные помещения уже требуют повторного ремонта.

Эти и другие примеры побудили Минниханова поднять с места министра строительства и ЖКХ Ирека Файзуллина:

— Коррупция — это не всегда то, что украли, — заявил глава республики. — Коррупция — это, например, когда мы строим ненужные объекты или объекты с немыслимыми объемами. Мне дали один объект на реконструкцию — там «цена» одного квадратного метра составляет 70 - 80 тысяч рублей. Это реконструкция! А новый объект построить с хорошим оснащением — 40 - 50 тысяч рублей. И такое происходит повсеместно! Ирек, пора кончать с этими делами!

БУФЕТ ОТ СЕСТРЫ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СПОРТКОМИТЕТА

Напоследок своеобразный привет послал Бадрутдинов и еще одному теперь уже бывшему министру — Рафису Бурганову, покинувшему пост главы минспорта. Оказывается, мониторинг МВД и Счетной палаты выявил откровенные факты хищения в детских-юношеских спортшколах.

В следственных органах заведено сразу несколько уголовных дел по фактам хищения бюджетных средств, выделенных для проведения тренировочных сборов спортсменов, а также по фактам получения взяток при заключении контрактов. Также в спортшколах обнаружились «фирмы-присоски», организованные с участием родственников чиновников.

К примеру, родная сестра председателя комитета физической культуры и спорта исполкома Казани Ильгиза Фахриева организовала в спортшколе «Смена» свой буфет. При этом ее фирма имеет долги по арендной плате и не платит коммунальные платежи. В других спортшколах были трудоустроены как совместители сыновья главбуха спорткомитета. В настоящее время они оба уволены и продолжают работать на основной должности: один — в Сбербанке, другой — на «Казаньоргсинтезе».

***

«Я не буду комментировать эти факты, думаю, это работа МВД и прокуратуры», — многозначительно сказал Минниханов, выслушав доклад Бадрутдинова, но в конце заседания все же сделал чиновникам последнее китайское предупреждение. — Те формы работы, которые действовали 5 - 10 лет назад, сегодня уже неприменимы. Надо адаптироваться под то законодательство, которое есть, и постараться вписаться. Если вы не вписались, то наши дороги расходятся, каждый выбирает свой путь.