САДЫКОВ ПРИХОДИТ В СЕБЯ АЖ НА СЕЙШЕЛАХ

Сегодня газете «БИЗНЕС Online» стали известны подробности смены руководства в челнинском филиале медиахолдинга «Эфир». Пост директора оставил Шамиль Садыков. Отныне телекомпанией руководит Олеся Белоус, которая теперь официально является исполнительным директором. Белоус — один из старожилов «Эфира», она много лет возглавляет тут коммерческую службу. Как она пояснила корреспонденту «БИЗНЕС Online», ее работа по-прежнему связана с коммерческой деятельностью, плюс к этому добавилась еще работа исполнительного директора.

Садыков, комментируя ситуацию корреспонденту «БИЗНЕС Online», подтвердил, что со вчерашнего дня прекратил свои полномочия исполнительного директора в челнинском филиале «Эфира».

«Ключевые посты в челнинском филиале теперь заняли «собственные кадры». Они знают свою работу от и до, а мою миссию я считаю выполненной, — сказал он. — При моем назначении в Челны еще год назад мне были поставлены задачи реформирования телекомпании и перезагрузки новостей в Челнах и Нижнекамске. По мнению руководства, задачи выполнены — проведен капитальный ремонт офиса телекомпании, произведено полное техническое переоснащение, коллектив прошел легкую оптимизацию и изменил философию работы, и, самое главное, новости в регионах получили новое дыхание, перешли на новый уровень. Поэтому руководством принято решение о моем возвращении в Казань для реализации новых проектов».

Новый руководитель челнинского филиала медиахолдинга «Эфир» Олеся Белоус много лет возглавляла коммерческую службу
Новый руководитель челнинского филиала «Эфира» Олеся Белоус много лет возглавляла коммерческую службу (фото: vk.com)

Садыков возвращается в Казань в качестве заместителя генерального директора — медиадиректора «Эфира».

«Что касается моего перевода в Казань, то комментировать дальнейшие планы, задачи и прочее сейчас не хотелось бы. Предпочитаю говорить об уже достигнутом. Сейчас нахожусь в давно запланированном мной отпуске, назначение случилось еще до ухода в отпуск», — пояснил Садыков «БИЗНЕС Online». Кстати, судя по его фотографии, опубликованной в Facebook, отдыхает Садыков на Сейшелах.

Садыков руководил телеканалом чуть больше года — с августа 2013-го. Белоус в числе положительных событий, которые произошли за этот период, назвала «долгожданный ремонт в офисе». «Это очень необычный ремонт, по типу западных офисов, где нет стен, а есть только открытое пространство, — поясняет исполнительный директор челнинского «Эфира». — Думаю, этот шаг поможет изменить и восприятие людей. Это еще больше объединяет сотрудников, повышает командный дух, помогает и свои рамки сознания расширить».

По поводу планов на будущее Белоус пока говорит осторожно, считая, что ее основная задача по большому счету не изменится. «Я и будучи руководителем коммерческого отдела ставила для себя целью изменить систему продаж, потому что прежняя система устарела и не дает увеличить доходы телекомпании, — считает новый руководитель челнинского филиала. — Остальные задачи — это те, которые, наверное, стоят перед любой телекомпанией. Это вопросы технического оснащения, улучшение качества программ». А вот что касается кадровой политики, то тут Белоус заявляет однозначно: «Кадровых изменений в телекомпании не будет. Они уже все произошли до меня. Надеюсь, мне не придется этим заниматься. У нас команда сработавшаяся, все на своих местах».

Судя по фотографии, опубликованной в фейсбуке, отдыхает Шамиль Садыков на Сейшелах
Судя по фотографии, опубликованной в Facebook, отдыхает Шамиль Садыков сейчас на Сейшелах

По словам Белоус, ее предшественник Садыков вернется в Казань, его назначат медиадиректором сайта телекомпании «Эфир-24». «Это его главная задача, ради которой он и ушел на казанский «Эфир». Думаю, это будет крутой сайт, который объединит все подразделения холдинга», — считает руководитель челнинского филиала.

Получить комментарий руководства медиахолдинга газете «БИЗНЕС Online» пока не удалось, его пообещали предоставить позже.

ДВЕ КОМПАНИИ — ЧЕТЫРЕ ОТСТАВКИ ЗА ПОЛТОРА ГОДА

Напомним, Садыков возглавил челнинский «Эфир» в августе 2013 года. На эту должность он пришел с поста руководителя казанской службы новостей, сменив 41-летнего Армандо Диамантэ. Для Казани и всего «Эфира» его перемещение стало отчасти сенсационным, так как именно с Садыковым многие связывали запредельные рейтинги программы «Город», флагманской программы «Эфира», обеспечивающей как рекордное количество зрителей, так и кэша. Репортерский нюх и бескромиссный характер Шамиля — вот составные части успеха. Однако на второй половине весов, как рассказывают источники из «Эфира», была некая «неуправляемость героя», которая раздражала топ-менеджеров компании. В конце концов после очередного звонка сверху, как рассказывают инсайдеры, терпение Андрея Григорьева, основного акционера ТК, лопнуло, и Садыков был «отправлен в ссылку»...

Что касается ситуации в Челнах, то тогда, кстати, говорилось, что Диаманте покинул место директора «ТНТ-Эфир» по обоюдному согласию с руководством холдинга. «Никаких претензий со стороны руководства к качеству выполняемой им работы не было, — отметила тогда газете «БИЗНЕС Online» Марина Оганисян, директор по связям с общественностью ТК «Эфир». — Руководство холдинга высоко оценивает результаты работы бывшего директора «ТНТ-Эфир». Финансовые показатели «Эфира» в Набережных Челнах говорят о том, что это преуспевающая, успешно развивающаяся телекомпания...» По словам Оганисян, назначение Садыкова на должность директора филиала «ТНТ-Эфир» было связано с тем, что телекомпания «планировала усилить информационное вещание в этом городе».

«Набережные Челны — второй по величине и значимости город Татарстана, и мы заинтересованы в том, чтобы иметь здесь сильный штат службы новостей. Шамиль Садыков — опытный новостник. Именно поэтому было принято решение о его повышении и назначении на должность руководителя челнинского филиала «Эфира», — продолжила Оганисян.

Отметим, что челнинский «Эфир» конкурирует в городе с государственным «Челны-ТВ» (сетевой партнер ТВЦ) и частным СТВ (партнер — «РЕН-ТВ»). «Фишкой» «Эфира» можно назвать авторские программы, по их числу и качеству равных «Эфиру» в городе нет.

Более того, в эксклюзивном интервью «БИЗНЕС Online» Садыков говорил, что челнинский «Эфир» — самый успешный в сети холдинга. «Он является образцово-показательным по всем направлениям, — сказал теперь уже бывший директор филиала. — В сети ТНТ наш телеканал является одним из самых передовых региональных телекомпаний. Мы признавались лучшими по продажам среди 200 городов-участников, наша коммерческая служба становилась самой эффективной. Программа «Инструкция по применению» тоже стала победителем в одной из номинаций. Кроме того, челнинский «Эфир» получил высшую награду ТНТ — «Золотой кирпич».

В начале ноября стало известно о кадровых перестановках в «Чаллы ТВ» - вместо прежнего директора Алсу Валеевой (справа) возглавил рекламщик Раис Фархутдинов (слева)
В начале ноября стало известно о кадровых перестановках в «Чаллы-ТВ» - вместо прежнего директора Алсу Валеевой (справа) возглавил рекламщик Раис Фархутдинов (слева)

Анонимные источники, знакомые с ситуацией в телекомпании, не видят иной подоплеки смены руководства челнинского филиала медиахолдинга. «Я знаю Садыкова как хорошего специалиста и умелого управленца, — заявил нам источник, пожелавший остаться неизвестным. — Раз его вернули в Казань, значит, там его знания и опыт в данный момент наиболее востребованы. Это, на мой взгляд, только новая ступень его развития как специалиста в области СМИ. Что касается положения челнинского «Эфира» за период, когда Садыков руководил телекомпанией, то оно не ухудшилось сколь-нибудь заметно, а в плане качества работы улучшилось». Однако общее мнение наших источников, пожелавших остаться анонимными, если их свести к общему знаменателю, следующее: Садыков «реабилитировался, поэтому его вернули, мол, толковые ребята нужны «Эфиру» и в Казани».

Интересно, что смена руководства в филиале медиахолдинга не первая, случившаяся в Набережных Челнах. В начале ноября стало известно о кадровых перестановках и в «Чаллы-ТВ». Крупнейшую телерадиокомпанию Закамья вместо прежнего директора Алсу Валеевой возглавил известный в автограде рекламщик 47-летний Раис Фархутдинов. Руководство «Татмедиа» тогда объяснило перестановку желанием усилить управленческую составляющую. В «Чаллы-ТВ» впервые была сделана ставка не на журналиста-телевизионщика («творца»), а на специалиста, имеющего большой опыт работы в рекламной сфере («продажника»). А ранее, в апреле 2013 года, телекомпанию покинул известный челнинский тележурналист Абдулхак Батюшов, как раз уступив свой пост Валеевой. В связи с тем, что «Эфир» в автограде также возглавила рекламщица, можно говорить о новом этапе развития ТV в Закамье, когда деньги становятся важнее творчества во главе управленческой пирамиды. Видно, со вторым уже все хорошо.

«СВЯЗАНО ЛИ ЭТО С ТЕМ, ЧТО СЕЙЧАС СТАВИТСЯ ПРИОРИТЕТ ПРОДАЖ?»

Как мы видим, в обеих телекомпаниях к руководству пришли специалисты в области продаж. Однако эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», сомневаются, что можно говорить о тенденции.

Армандо Диамантэ — экс-директор телекомпании «Эфир» Набережные Челны:

— Понятно, что Шамиль — в первую очередь новостийщик. И то, что с его приходом уклон в развитии канала будет именно в сторону новостей, тоже было очевидно. И мы это заметили и оценили. Еще я заметил, что в сетке вещания стало очень много казанских программ. Не скажу, что это плюс или минус. Но я в свое время был против этого. Челны — это Челны. С производственной точки зрения использование казанских программ выгоднее. Но это превращает Челны не совсем в самостоятельный город, а как бы отодвигает его на второй план.

Мне вообще сложно оценивать работу Шамиля, потому что мы с ним работаем в совершенно разных направлениях. Я больше пытался работать на креатив, чтобы зрителю было интересно, он — на оперативность, на насыщенность новостей. Конечно, он поднял новости. Хотя как-то недавно я смотрел выпуск и увидел определенные технические накладки, которые и при мне были. Поэтому, видимо, ряд вопросов так и остался нерешенным.

Я не связываю смену руководства на «Эфире» и ранее на «Чаллы-ТВ». Думаю, это не больше чем случайность. Потому что эти кадровые перестановки практически ни в чем не пересекаются. Это абсолютно разные компании со своей структурой, политикой, со своим зрителем и так далее.

Что я могу сказать про Олесю, то она ветеран телекомпании. Я ее оцениваю достаточно высоко с точки зрения продаж. И сейчас, я так думаю, приоритетным станет направление продаж. Насколько это сейчас важно, сказать сложно. Я руководил компанией в кризис 2008 года. И мы его пережили благодаря как раз креативу. Что будет делать «Эфир» сейчас, с трудом представляю.

Фарида Абдуллина — куратор проектов IT-парка, бывший сотрудник ТК «Эфир»:

— Однозначно могу сказать, что за тот период, когда телекомпанией руководил Шамиль Садыков, новости на канале шагнули далеко вперед. Они стали более оперативными, более осмысленными, сюжеты стали более качественными. То есть Шамиль сумел донести до зрителя позицию телекомпании, позицию журналистов в плане подачи информации.

Количество рекламы на канале, на мой взгляд, стало больше. Для телекомпании это, конечно, хорошо. Потому что надо понимать, что «Эфир» не имеет дотаций, должен кормить себя сам. Насколько это раздражало зрителей… Ну наверное, раздражало, реклама всегда раздражает зрителей. Но с точки зрения руководства телекомпании, движение в плане увеличения продаж очень желательно. И в период работы Садыкова в челнинском «Эфире» это движение имело место.

Наверное, не стало меньше всяких накладок. Но надо понимать, что они при работе в прямом эфире есть всегда. Будь это Первый канал или провинциальная телекомпания, накладки были, есть и будут. Так что не думаю, что это какие-то упущение Шамиля. Кроме того, на что можно обратить внимание, так это то, что качество местных тематических программ не улучшилось. Но Садыков в этом плане сделал очень грамотный стратегический шаг. В случае необходимости он частично заменял местные телепрограммы казанскими. Тематические программы делать очень сложно. Тут нужно иметь очень грамотный персонал, сильных специалистов, хорошие контакты с экспертами. И улучшить качество таких программ очень сложно. И наверное, если бы у Садыкова было больше времени, постепенно он бы и этого добился. Возможно, на челнинском «Эфире» стало бы больше выходить именно местных программ, по уровню не уступающих столичным. Но он сделал упор на развитие службы новостей, для чего, наверное, его и сделали директором телекомпании, и добился серьезного рывка в этом плане. И когда я возглавляла службу новостей «Чаллы-ТВ», видела, что на рынок пришел очень сильный игрок, большой профессионал, серьезный конкурент. И это для меня было даже хорошо. Потому что конкуренция заставляет двигаться вперед.

Денис Шишканов — руководитель отдела по связям с общественностью «Просто молоко», ранее репортер телеканала «Эфир»:

— Шамиль — молодец на самом деле. Он очень хваткий журналист и очень хороший администратор. Зная его, считаю, что он не зря поработал руководителем челнинского «Эфира». Этот опыт пойдет ему на пользу. Я знаю, что его и коллектив очень сильно любил. Я считаю, что он хороший руководитель, очень грамотный человек — прошел все ступени телевизионной лестницы, начиная с корреспондента и заканчивая директором. Насчет Олеси Белоус ничего сказать не могу, не сталкивался с ней. Связано ли это с тем, что сейчас ставится приоритет продаж, не знаю, а гадать не хочу. Да, «Чаллы-ТВ» недавно тоже возглавил Раис Фархутдинов, который специализируется на продажах. Но не могу сказать, что это тенденция, для этого нужно знать структуру телеканалов.

Айгуль Мирзаянова — PR-директор Nefis Group, ранее телеведущая, заместитель директора ТСН ТК «Эфир»:

— Я знакома с Шамилем Садыковым, мы работали с ним в головном офисе ТК «Эфир» в Казани. Он пришел к нам начинающим журналистом и очень быстро вырос профессионально. Специальные репортажи и работа в аналитической программе «Республика» были его коньком. Какое-то время он, по-моему, возглавлял программу «Город», и уход на челнинский «Эфир» уже тогда вызывал множество вопросов. Не всегда получается, что талантливый журналист и руководитель творческого коллектива может стать топ-менеджером, который приносит именно коммерческие результаты. Тем более за короткие сроки. У Шамиля хорошая журналистская школа, но настоящая журналистика как жанр сейчас вообще невостребована. Увы, цензура приводит к тому, что местные телеканалы вынуждены привлекать зрителей криминалом и натянутыми утренними «шоу», так как нынешние информационные программы больше напоминают пропагандистские, а аналитических программ на местных каналах нет вообще. На качественный же развлекательный контент владельцы каналов раскошеливаться не хотят и не могут. Зрителей становится меньше, денег, соответственно, тоже.

Коммерческие директоры в таких условиях начинают говорить, что «на канале смотреть нечего», давайте делать только «коммерческие программы», а это путь в никуда, потому что рынок на экране вообще никому не нужен. Это тупик — ставить во главе канала коммерческих директоров исключительно. Однако эту стадию развития (или деградации?) ТV, видимо, надо пережить. Телевидение, чтобы привлечь зрителя, должно удивлять, поражать воображение. Смогут ли это сделать директоры по продажам? Смогут ли они обеспечить «ВАУ-контент»? Думаю, нет. Единственный выход для телеканалов, на мой взгляд, — искать свою фишку и по-крупному вкладываться в создание эксклюзивных программ.