В ЭФИР ЧЕРЕЗ MEMENTO MORI

— Илона, как начался ваш роман с «БИМ-радио»?

— Первая станция в казанском FM-диапазоне появилась в ноябре 1994 года, а я пришла на нее спустя 9 месяцев. У меня никогда не было мечты работать на радио. В то время я закончила режиссерский театральный факультет Института искусств и культуры. Театры в тот момент находились не в лучшем состоянии. Было понятно, что проявить себя как режиссера можно было только на камерных площадках, и на большой успех рассчитывать не приходилось. Увлечение театром после института не пропадало, тем не менее нужно было как-то зарабатывать на жизнь. Я услышала, что в Казани появилась музыкальная радиостанция «БИМ-радио». Я меломан, у меня есть музыкальное образование, училась играть на скрипке. Также немного владею гитарой и фортепьяно, поэтому любовь к музыке у меня была с детства. Как и у многих сверстников в те времена, у меня была большая коллекция кассет с музыкой разных стилей и направлений. Тогда в стране ощущался музыкальный голод. Музыка, которую транслировали на ТV, не удовлетворяла вкусы молодежи. Появление музыкальной станции, транслирующей с утра до вечера песни, которые мы собирали годами, общение ведущих в свободном формате, а не в классическо-дикторском, как из работающей на кухне радиоточки, воспринималось как нечто сверхъестественное. Тогда «БИМ-радио» вещало не круглые сутки, с 6 утра и до часа ночи.

Послушав эфир, я поняла, что смогу работать на радио и получать от этого удовольствие. Я узнала, что студия находится на 14-м этаже физфака КГУ, и решила позвонить на студийный телефон в начале утреннего эфира. Позже дозвониться было невозможно. Мне тогда представлялось, что если радио начинает работать в 6 утра, то и директор в это время уже на работе. Я готова была сразу прийти в студию и выйти в эфир, поэтому и телефонный автомат я выбрала поближе к университету, так как сотовой связи тогда не было. Естественно, директора там не оказалось.

Офис станции находился в Соцгороде. В этот же день я туда добралась, и как сейчас вспоминает основатель «БИМ-радио» Вячеслав Долгополов: «Пришла Илона и заявила: «Где тут студия? Я буду у вас работать». Мне предложили придумать концепцию передачи, и через 10 дней я принесла три проекта программ, один из которых был утвержден. Это была программа Memento mori: все о смерти от великого до смешного.

— Атмосфера середины 90-х на вас так повлияла?

— Мне было понятно, что экзистенциальная тема смерти, как и жизни после смерти, касается каждого человека вне зависимости от возраста. И я не прогадала. Я проводила для слушателей небольшой экскурс в историю, рассказывала, где какие казни существовали, рассказывала про самые нелепые случаи, также в программе была рубрика о том, как великие люди закончили свой жизненный путь. Передача шла в прямом эфире, в ней даже были конкурсы, вручались подарки.

— Тематические?

— Нет, конечно (смеется). Хотя сегодня, при развитом рекламном рынке, можно было бы найти спонсора, который мог бы подарить слушателям сертификат на покупку места на кладбище, либо на какие-то эксклюзивные ритуальные услуги, несмотря на то, что данная отрасль в рекламе не нуждается, особенно в кризисные времена. Несмотря на мрачную тему, сама программы была жизнеутверждающий и несколько лет успешно выходила в эфир. До сих пор есть люди, которые меня спрашивают, не хотела бы я возобновить подобный проект.

Через два месяца мне доверили вести линейный эфир. И 16 лет я честно отработала перед микрофоном.

КАЖДОМУ ВРЕМЕНИ — СВОИ ГЕРОИ

— Для России коммерческое радиовещание в то время было в новинку. Кто вас учил, как нужно вести себя перед микрофоном, были ли кумиры, на которых хотелось равняться?

— Все обучение заключалась в том, что я наблюдала, как работают коллеги. С аппаратурой я дружила с детства, в музыке разбиралась достаточно, голосоречевой постановкой владела. Музыку в эфир мы ставили сразу с компакт-дисков. В то время они были очень дорогие и в быту только начинали использоваться. С кассет выходила только реклама, да и то первое время. Довольно быстро была написана специальная компьютерная программа для выпуска рекламы. Мое обучение среди прочего заключалось в том, что я критически прослушивала записи своего эфира и в следующий раз старалась сделать лучше. Плюс критика коллег и близкого окружения.

Кумиров у меня не было, профессия радиодиджея была новой для нашей страны. А вот у первых слушателей нашей школы диджеев они уже появились. Это были и ведущие «БИМ-радио» первой плеяды, и диджеи московских станций, которые поочередно вошли в FM-диапазон Казани. Уже были яркие имена. Николай Фоменко, который по манере ведения эфира напоминал нашего Махмуда Аракаева, наверняка свой радийный образ отчасти «списал» с нашего казанского ведущего. Также очень популярны были ведущие питерской станции «Модерн» — Рост и Нагиев и диджеи московских радиостанций Бачинский, Стилавин, Соловьев, Гордон и, конечно, Ксения Стриж. Время с конца 90-х по 2003 год было эпохой ярких личностей на радио. Впоследствии многие их них «перекочевали» в телевизионный эфир.

Да, в Казани не было радио «Модерн» и других профессиональных FM-станций, но люди ездили по стране, слушали, перенимали опыт. В моей же голове кумиры просто не успели сформироваться. Когда в Казани появились московские станции, то стало возможным слушать и сравнивать наш и их эфир. У «БИМ-радио» был свой образ, свое лицо, ведущие работали высокопрофессионально и не уступали москвичам.

f48f9c362e90b06ed97832b11f33c344.jpg

— Но ведь в 90-х годах ведущие «БИМ-радио» были настоящими звездами у местной аудитории. Если вас не знали в лицо, то по голосу на улице точно распознавали. Сегодня такого нет. С чем, по вашему, это связано?

— Тогда медийное поле было не настолько конкурентным и разнообразным, как сейчас. После открытия «БИМ-радио» в течение года-двух в казанском FM-диапазоне появились сразу несколько станций: «Татурос», «Пульс», «Пассаж», «Волга». Подключились и федералы — «Европа Плюс» и «Русское радио». Рост радиорынка и заполнение частот музыкальными коммерческими станциями был очень быстрым. Борьба за рекламодателя и слушателя стала диктовать свои условия. Тот формат, в котором «БИМ-радио» работало пять первых лет, на сегодняшний день невозможен в силу ряда причин. Помимо развития рынка и образования больших сетевых радиохолдингов, в процессе роста в отрасли возникли новые правила и изменения в законодательстве.

Когда на FM-частотах работало 3 - 5 станций, диджей «БИМ-радио» мог ставить в эфир в ту музыку, которая ему самому нравится. И по музыкальному наполнению часа, даже без голоса ведущего, можно было определить, кто сейчас в эфире. Сегодня такое представить невозможно. Наличие в городе-миллионнике 25 - 30 радиостанций заставляет бороться за внимание радиослушателей каждую минуту. Когда слушатель едет в машине и понимает, что звучит песня, которая не попадает в его настроение и не резонирует с его внутренним состоянием, он одним движением пальца меняет волну. Поэтому программирование современных радиостанций решает задачу удержания слушателя на своей частоте. Соответственно, подход к музыке и выбор музыкального листа стал более универсальным и в то же время нишевым. Сегодня владельцам радиостанций на место диджея выгоднее поставить говорящую голову, а не личность, или вообще убрать ведущих, потому что это сокращает затраты на производство. Мы же стремимся, чтобы на «БИМ-радио» ведущие по-прежнему проявляли свою личность во время эфиров и были узнаваемы в череде голосов других задорных парней и девушек. Мы локальная станция со своим уникальным торговым предложением, и нам это удается. Системы медиаходлингов и сетевых радио, которые вещают на большую аудиторию в разных часовых поясах, для слушателей с разным менталитетом, заставляет производителей делать более унифицированный продукт. Это закономерный процесс роста любого бизнеса и рынка.

— Но многие скучают по старому «БИМу». По ночному «Золоту Маккены» и другим проектам...

— Та станция, которая была в первую пятилетку, это было что-то безбашенное и по-хорошему хулиганское. Радио делали люди, средний возраст которых был 20 - 25 лет, некоторые ведущие у нас работали со школьной скамьи. Тогда была полная свобода в хорошем смысле слова. И мы жили в другой стране. Многое из того, о чем мы говорили в то время в эфире, сегодня в связи с изменениями в законодательстве за прошедшие 20 лет, обсуждать просто нельзя. А тогда говорили на любые темы в рамках здравого смысла, конечно. И это понятно, что многие сейчас скучают по свободному проявлению молодой энергии, которая была возможна в 90-х на радио и на ТV. Сейчас больше профессионализма, технологичности, новых цифровых возможностей, и это по-своему интересно.

Сегодня мало кто из молодежи мечтает стать радиодиджеем, как это было тогда. Сейчас молодые чаще хотят быть стивами джобсами или попасть на государственную службу. У каждого времени свои герои и свои ценностные ориентиры.

ЗАЧЕМ ЕХАТЬ В МОСКВУ, КОГДА МОЖНО БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ И ТУТ?

— И все-таки, в чем феномен «БИМ-радио»? Вы остались местными «последними из могикан», кто сохранился в казанском FM-диапазоне с 90-х годов. При этом постоянно находитесь в тройке самых популярных станций в городе.

— Это не феномен, а осознанная работа. Мы всегда ориентируемся на ценности нашей целевой аудитории и на потребности наших клиентов. Своевременный ответ на их запросы, предугадывание того, что будет резонировать с их интересами и положительными эмоциями — наша повседневная деятельность. Суть нашего движения — постоянное улучшение услуг и продукта в соответствии с изменениями во внешней среде. Мы в хорошем смысле предсказуемы, надежны как для слушателей, так и для клиентов. Мы дарим нашей аудитории ощущение стабильности. За 20 лет менялись президенты, государства, были кризисы и периоды роста, сейчас третий экономический виток идет, а «БИМ-радио» остается основательным с точки зрения именно содержательного наполнения и эффективных рекламных решений для клиентов. Наши рекламодатели знают: то, что мы предлагаем, чаще совпадет с его ожиданиями в плане качества контента и услуг, ориентира на ценности слушателей с местным менталитетом. Во многих странах крупные сетевые станции отхватывают большие доли рынка, но на каждом локальном рынке есть своя местная станция. Потому что даже в глобальном мире людям все равно интересно, что происходит в их родном городе. Мы направлены на интересы аудитории Казани и Татарстана. Мы знакомы с менталитетом наших слушателей лучше, чем те, кто производит продукт в Москве. Мы ходим в те же магазины, болеем за те же спортивные команды, пользуемся теми же услугами, которые доступны среднестатистическому жителю города. Поэтому мы лучше понимаем их интересы и стремимся быстро отвечать на их запросы.

Дело в том, что люди, которые работают на радиостанции, — настоящие профессионалы. Основной состав сотрудников работает у нас в компании на протяжении 15 - 20 лет. Есть сотрудники, представляющие новое поколение 20-летних, которые обучаются на практике и растут в профессии. Мы стремимся повысить эффективность нашей команды. На сегодняшний день у нас есть стабильный продукт, который, без ложной скромности, является одним из лучших среди региональных радио Российской Федерации. Это доказало само время и наши результаты — экономические показатели и данные рейтингов. Я повторюсь: «БИМ-радио» — одна из самых сильных региональных станций, востребованных слушателями и клиентами на локальном рынке. Это, конечно, немалое достижение, но все познается в сравнении. Я не считаю, что достижения на уровне региона — это сверхдостижения.

Я думаю, что формат «БИМ-радио» был бы интересен не только казанцам, но и слушателям других российских городов. В Татарстане мы вещаем еще в Альметьевске и Чистополе. Пытались прийти в Набережные Челны. Весь вопрос в частотных ресурсах. Мы участвуем в федеральных конкурсах по распределению частот. У нас есть большое желание открывать именно «БИМ-радио» в других городах, потому что для клиентов это востребованный и эффективный канал продвижения.

— Психологи говорят, что раз в 5 лет нужно менять работу. Вы же 19 лет работаете на одной станции, что для современного медиарынка совсем нетипично. При этом начинали с обычного диджея, а теперь являетесь директором «БИМ-радио». Неужели не было соблазна сменить работу или просто перейти с одной станции на другую, как это было модно в 90-х? Или вовсе уехать в Москву?

— На другую станцию перебирались те, кто не нашел себя на прежнем месте работы. У меня такого желания не возникало. Потому что я себя относила и отношу к тем людям, кто это радио создает. Когда я выходила в эфир, то отчетливо понимала: я создаю радио в реальном времени, здесь и сейчас. Мы и сейчас его создаем со своими коллегами. Если наш коллектив может ежедневно на протяжении 20 лет производить конкурентноспособный продукт, сравнимый с лучшими программами больших сетевых радиостанций, где ресурсов как денежных, так и людских на порядок больше, это хороший показатель эффективности. Всегда интереснее работать с эффективной командой. И потом, чтобы сохранять психическое здоровье, можно раз в пять лет менять работу в рамках одной компании.

Вообще, прямой эфир, не важно телевидение это или радио, дает ощущение аудитории, на которую ты можешь воздействовать, и получать обратную связь в реальном времени. Это дает большой заряд энергии и приносит большое удовольствие.

А переехать в Москву мне никогда не хотелось. Было желание поступать после института на режиссерский в столице, но на тот момент не оказалось достаточной внутренней мотивации это сделать. А когда пришла на только что открывшееся радио, поняла, что тут поле непаханное для творчества и самовыражения, начиная от эфира и заканчивая всем остальным.

Чтобы можно было компенсировать все неудобства жизни в таком мегаполисе, как Москва, нужно быть высококвалифицированным специалистом, за которого бьются успешные компании. Возможно, тогда это позволит создать свой микроклимат в рамках большого города, сохранить здоровье, иметь свободное время и не терять ежедневно четыре часа своей уникальной жизни на просиживание за рулем автомобиля в пробках или дышать воздухом метро и электричек. Но зачем тратить столько жизненной энергии, если можно быть счастливым и здоровым тут?

ПОКА «БИМ» СЛУШАЮТ БОЛЬШЕ КЛАССИЧЕСКИМ СПОСОБОМ

— Вы уже года три, как не выходите в эфир. Не хотелось бы вернуться к слушателю?

— Конечно, я скучаю по прямому эфиру. Но невозможно эффективно совмещать две разные профессии. Если раньше мне удавалось и руководить радиостанцией, и встречаться со слушателями в эфире, то с ростом компании это стало сложнее. Меня не оставляет мысль сделать свою программу, но пока это все на уровне идей. Элементарно не хватает времени.

— Вы 9 лет на руководящей должности. Что вам нравится больше, властвовать микрофоном или управлять коллективом?

— Сфера управления тоже очень интересна, но это совсем другая профессия. В эфире ты создаешь передачу, на руководящей должности — компанию, продукт. От одного и другого получаешь удовольствие, как от разного вида еды, разного направления в музыке. Сейчас я там, где приношу больше пользы и где есть что познавать, чему учиться.

z_411dc8e2.jpg

— Сегодня современные технологии позволяют слушать «БИМ-радио» в любом гаджете, в любой точке мира. И вовсе необязательно проживать при этом в Казани, главное, чтобы продукт был качественным и востребованным. У вас есть статистика, где вас слушают больше всего?

— Не все приложения и агрегаторы дают статистику. Но по тем вопросам и обратной связи, которые к нам поступают, я могу сказать, что география широкая, хотя пока количество слушателей вне Татарстана не такое большое. Слушают нас в Российской Федерации, на Украине, в Европе и даже в Америке. Конечно, интернет стирает границы, и это расширяет аудиторию, но основная монетизация по-прежнему идет через FM-диапазон. Поэтому сейчас наши основные усилия направлены на то, чтобы обслуживать клиентов и аудиторию в Казани. Мы осваиваем новые площадки, стараемся увеличить их доходность, но пока основную долю нам приносит привычное классическое вещание.

— Каким вы видите «БИМ-радио» через 20 лет?

— Трудно сегодня что-то прогнозировать и планировать на столь долгий период, Ко времени, когда само понятие «радио» в сознании людей уже никак не будет связано с FM-диапазоном, мы бы хотели также быть интересными для наших слушателей и полезными для наших клиентов, увеличивать аудиторию пользователей, взаимодействующих с продуктами нашего бренда, и развивать компанию на новых рынках.