На Голубом озере под Казанью накануне прошла тренировка казанских дайверов Русского географического общества перед экспедицией в Антарктиду. Несколько человек проверили подводное оборудование и специальные костюмы — они должны будут сохранять тепло при минус 2 градусах под водой и 15 - 20 — на поверхности. В Антарктиде дайверы проверят возможности человеческого организма на глубинах в экстремальных ситуациях. А также передадут полярникам станции Беллинсгаузена Коран и икону Казанской Божьей матери. Как убедился корреспондент «БИЗНЕС Online», тренировка на озере не прошла гладко.
«С УЧЕТОМ ТОГО, ЧТО ЛЕТО, БУДЕТ 15 - 20 ГРАДУСОВ МОРОЗА»
Сегодня под Казанью пять участников стартующей 27 ноября экспедиции в Антарктиду — дайверов Русского географического общества — провели тренировку с погружением под воду, проверили подводное оборудование и специальные костюмы. У берегов южного материка им предстоит погрузиться на глубину до 100 метров. «У нас есть ряд задач, поставленных различными научными институтами — это и тестирование возможностей человеческого организма на глубинах в экстремальных ситуациях, в агрессивной среде для человека, и другие. Под водой будет до минус двух градусов, — рассказал газете «БИЗНЕС Online» участник экспедиции Рустем Гильмутдинов. — А на поверхности — с учетом того, что лето — градусов 15 - 20 мороза, как наша зима».
Кроме того, дайверы передадут полярникам станции Беллинсгаузена Коран и икону Казанской Божьей матери. Впервые в Антарктиде прозвучит азан, а в церкви святой Троицы, расположенной неподалеку от станции, прочитают молитвы. «Мы хотим попросить у Всевышнего мира во всем мире и на примере Татарстана показать, как дружно живут представители разных национальностей и вероисповеданий», — добавил Гильмутдинов. Свое путешествие дайверы РГО посвятят бывшему ректору Казанского университета Михаилу Симонову — единственному ученому в составе Первой русской антарктической экспедиции 1819 - 1821 годов.
Напомним, президент Татарстана Рустам Минниханов идею дайверов о погружении в воды Антарктиды поддержал на встрече представителей РГО после их весенней экспедиции на полюс холода. Тогда они совершили погружение в одно из самых холодных озер мира — Лабынгыр и Ворота — близ Оймякона в Якутии. Гильмутдинов рассказал, что президент РТ свое обещание сдержал и выделил финансирование, сумму, впрочем, представитель РГО раскрывать не стал. В экспедиции примут участие 10 человек. «Но сумма совсем немаленькая», — отметил наш собеседник.
«В ЯКУТИИ, К СОЖАЛЕНИЮ, КОСТЮМОВ С ПОДОГРЕВОМ НЕ БЫЛО»
Процесс одевания для дайверов довольно сложный и очень ответственный. Они помогают друг другу застегнуть все замки, присоединить многочисленные трубки и шланги. «Это сухой костюм (водонепроницаемый, обычно подводники используют проницаемый — «мокрый» — прим. ред.), — комментирует другой «экспедиционер» Владимир Алимпиев. — Под него можно надеть теплые вещи и сохранить температуру тела. В противном случае, думаю, сложно будет выжить. Еще есть внутренний костюм — поддева — она будет электрически подогреваемая. С собой у нас будет дополнительная батарея. Вообще, мы учимся на своих ошибках. В Якутии, к сожалению, костюмов с подогревом не было».
По грустной улыбке подводника понятно — на полюсе холода казанцам пришлось несладко. А вот местные температуры — 42 - 43 градуса воспринимали более чем спокойно — мол, когда же зима начнется? Главная проблема, которой опасаются даже опытные дайверы, «что воздух начнет травить». Из-за низкой температуры может замерзнуть регулятор подачи воздуха, в результате включится постоянная подача, и драгоценный газ может улететь в трубу за считанные секунды.
Подобная ситуация возникла и на сегодняшней «репетиции». Один из водолазов уже подплывал к берегу, как вдруг послышалось шипение и бульканье. «Это у нас был явный признак отказа оборудования, — объяснил другой представитель РГО Андрей Агарков. — Регулятор встал на постоянную подачу воздуха. Здесь у нас температура плюс 5 - 6 градусов, там будет минус 1 - 2... Это то, к чему придется готовиться».
Самая уязвимая часть тела дайвера — это руки. Они замерзают в первую очередь, и тогда что-то поправить, соединить в сложном оборудовании становится невозможно. Поэтому под водой так важна взаимовыручка. «Когда замерзают руки, мы уже не можем себе помочь, — подчеркнул Агарков. — Поэтому будут еще дайверы, обеспечивающие безопасность, которые будут встречать глубоководников на различных глубинах». Именно эти «страховщики» и тренировались сегодня на Голубом озере. Трое смельчаков, которые возьмутся покорить 100-метровую отметку, — руководитель общества Дмитрий Шиллер, а также Максим Астахов и самый молодой участник экспедиции Валерий Салеев — сейчас репетируют погружение в египетском Шарм-эль-Шейхе.
ДЫШИМ «ОПРЕДЕЛЕННОЙ ГАЗОВОЙ СМЕСЬЮ»: САМОЕ СЛОЖНОЕ — НЕ СМЕЯТЬСЯ
Глубоководники погружаются аж с пятью баллонами. Внутри не обычный воздух (он на такой глубине становится ядовитым), а «определенная газовая смесь», как рассказал Агарков. «Если мы погрузимся с обычным воздухом, то уже на глубине в 40 метров мы, можно сказать, будем дышать 100-процентным кислородом. Остальной газ также увеличится в пропорциях. На глубине 100 метров это будет уже 11 атмосфер, то есть 200 процентов кислорода. А токсичным для организма является доля кислорода 140 - 160 процентов. Это гарантированная смерть. Поэтому используются газовые смеси, в которых доля кислорода меньше. Есть и другие газы — гелий и азот».
Услышав про гелий, невозможно не спросить, что у «надышавшихся» происходит с голосом. Водолаз объясняет — под водой дайверы не разговаривают, что логично. А вот при тренировках в других условиях иногда невозможно сдержать смех. «Ребята ездили в Петербург, тренировались в барокамере, — увлеченно рассказывает он. — Была имитация погружения, дышали этой газовой смесью. Та же самая ситуация — голосовые связки сжимаются. Главная проблема — не смеяться. А то когда слышишь свой голос, невозможно сохранить серьезность. Надо просто молчать!»
«В ЭТОМ ДЕЛЕ НЕЛЬЗЯ БЫТЬ НЕВЕРУЮЩИМИ»
В «свободное время» молодежный отряд Русского географического общества занимается поиском святынь под водами Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ — в результате поднятия уровня воды в Татарстане «затонули» больше 200 храмов. «Неужели все ваши — верующие?» — поинтересовались мы у водолаза Агаркова.
«В этом деле нельзя быть неверующими, — разводит он руками. — Под водой происходит очень много ситуаций, которые можно назвать либо уроком, либо помощью. Уже много лет назад я погружался в марийском озере. И на глубине 40 метров получилось так, что весь воздух из баллона вышел. Нужно было аварийно всплывать, а максимальная скорость всплытия — 18 метров в минуту. Могло получиться, а могло и нет. Слава богу, получилось». Старт экспедиции «Антарктида 100» будет дан 27 ноября.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.