Юрий Казакулов подозревается в покровительстве наркосообществу

7 ЛЕТ БЕЗ ОТПУСКА ЗА ГРАНИЦЕЙ

Сегодня Верховный суд РТ рассмотрел апелляционную жалобу адвоката Игоря Гатауллина — защитника экс-начальника оперативной службы УФСКН РФ по РТ 35-летнего Юрия Казакулова, который 30 октября 2014 года оказался за решеткой по решению Советского районного суда Казани. Подполковник, напомним, обвиняется в покровительстве преступному наркосообществу. В настоящее время ему вменяются взяточничество (пункт «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями вопреки интересам службы в корыстных целях (п. 1 ст. 285 УК РФ), соучастие и организация преступного сообщества (ч. 3 ст. 33), незаконное хранение и перевозка наркотиков (ч. 2 ст. 228 УК РФ).

Первым в суде слово взял защитник Казакулова Айдар Сайтумеров. Он эмоционально заявил, что следствие всего-навсего формально сослалось на УПК, приводя стандартные доводы в пользу ареста Казакулова: может скрыться от органов следствия, оказать давление на свидетелей, иным образом воспрепятствовать расследованию уголовного дела. А вот реальных оснований для ареста подозреваемого следствие так и не привело, считает адвокат. В материалах дела следователь, по словам Сайтумеров, даже не указал, на кого из свидетелей оказывает давление Казакулов. «Я не считаю это ходатайство следствия обоснованным», — заявил адвокат.

По словам защитника, Казакуловым «никаких таких действий не было совершено». «Но необходимо было пенсионера УФСКН, неоднократно награжденного, поощренного и вышедшего на пенсию, который боролся с преступностью города Казани, арестовать. Разве это справедливо?» — взывал к суду Сайтумеров. Более того, по данным защиты, Казакулов, согласно закону о государственной тайне, еще 7 лет не сможет выехать за границу — его заграничный паспорт находится в УФСКН.

Сайтумеровтакже сообщил, что Казакулова в суд доставили из больницы, где он лежал после микроинсульта. Следственные действия, по мнению адвоката, можно было провести в больнице, а от запланированного следствием испытания на полиграфе Казакулов, мол, не отказывался, но просил, чтобы его провели после лечения. Адвокат обратил внимание суда на то, что в материалах дела фигурируют свидетели, которые, по его словам, неоднократно судимы и оговаривают подполковника. К их показаниям нужно относиться критически.

САЖАЛ ПО 400 ЧЕЛОВЕК В ГОД

«Казакулову вменяются статьи Уголовного кодекса, которые он мог совершить, находясь на службе. Но все-таки он сейчас находится на пенсии. Он с 10 октября уволен из органов УФСКН в связи с выходом на пенсию», — рассказал адвокат, добавив, что при избрании меры пресечения суд не учел болезни пенсионера УФСКН. В конце концов адвокат попросил изменить меру пресечения для своего подзащитного на домашний арест.

«Хотел бы добавить, что моим подразделением ФСКН в момент занимаемой мною должности в год свыше 400 человек мы отправляли в места лишения свободы, — заявил суду Казакулов. — Я попрошу это учесть, если вы изберете в отношении меня меру пресечения в виде домашнего ареста».

«В связи с чем на пенсию в 35 лет-то?» — удивился судья.

«У меня появилась возможность устроиться на новый вид работы. У меня пенсия, выслуга подошла. Я хотел себя попробовать на новом поприще, быть ближе с женой и детьми. Общая выслуга — свыше 20 лет. Для семьи это было тяжело, и хотелось бы больше проводить время с ними», — объяснил обвиняемый.

Гособвинение, в свою очередь, традиционно поддержало заключение подозреваемого под стражей, а судья, выйдя из совещательной комнаты буквально через минуту, оставил решение Советского районного суда без изменений.

Как заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Сайтумеров, апелляция — последний вопрос, которым он занимается по делу Казакулова. В дальнейшем интересы подполковника в суде будет представлять адвокат Павел Коган.

КАК СЛЕДСТВИЕ НАКРЫЛО «ГОВОРЯЩУЮ ГОЛОВУ» ГОСНАРКОКОНТРОЛЯ

Казакулов был задержан 29 октября — следователи нагрянули в больницу, где он в то время находился, и доставили его на арест в Советский райсуд. К тому времени он уже был уволен — в Госнаркоконтроле сообщили о том, что подполковник полиции ушел по собственному желанию 10 октября. Напомним, что Казакулов в качестве начальника оперативной службы часто фигурировал в СМИ и был своеобразной «говорящей головой» управления.

Казакулов, по версии следствия, оказывал покровительство преступному наркосообществу. Основной костяк эпизодов, по которым подозреваемым проходит Казакулов, касается деятельности некоего Деткова, который, по версии следствия, пользовался покровительством главного оперативника УФСКН. Казакулов, согласно постановлению СК, «осуществлял общее покровительство и попустительство незаконной деятельности Деткова, создавая ему условия для незаконной деятельности, направленной на приобретение и последующий сбыт наркотических средств на территории Казани в период с 2010 по 2014 год».

Пока следователи оперируют тремя эпизодами противоправной деятельности Казакулова в этой части. Дважды из Санкт-Петербурга наркодилеры привозили в столицу Татарстана гашиш, о чем начальник оперативного отдела узнавал от Деткова, но не предпринимал никаких действий, доводя при этом дело до стадии оперативного наблюдения. На третий раз, в августе 2010 года, история повторилась — из Санкт-Петербурга снова привезли 20 кг гашиша. При этом Казакулов знал, что Детков получил 8 кг от общего объема и собирается сбывать наркотическое средство, считает следствие. Никаких мер он не предпринял.

За крышу Деткову приходилось с Казакуловым рассчитываться. В конце концов дилеры, поставлявшие в Казань гашиш из Северной столицы, были задержаны, но Детков при этом не был привлечен к уголовной ответственности. Следствие полагает, что за это осенью 2012 года он передал Казакулову взятку в размере 500 тыс. рублей на парковке ТЦ «Новинка» в Ново-Савиновском районе Казани. В это же время, по данным следствия, Казакулов попросил Деткова приобрести ему автомобиль «ГАЗ-24» 1987 года выпуска, который был приобретен на деньги Деткова — 100 тыс. рублей — и передан Казакулову в качестве взятки за покровительство.

Еще несколько эпизодов дела связаны с искусственным улучшением статистических показателей. Для этого, по версии следствия, Казакулов организовал схему «незаконного приобретения, хранения, перевозки и изготовления наркотических средств в особо крупных размерах». Так, осенью 2011 года некий Фатыхов, действуя на основе разработанного Казакуловым плана, приобрел в Казани героин в размере около 500 граммов. На съемной квартире Фатыхов смешал в блендере героин с сахарной пудрой и чаем, а полученную смесь расфасовал по сверткам. Затем сумку с фасованным товаром передали некоему Фролову, который отвез ее на территорию Вьетнамского рынка. Там сумку оставили в укромном месте и доложили об этом Казакулову.

5 ноября следственно-оперативная группа приехала на рынок, где сумка была «неожиданно» найдена и изъята. На основании справки эксперта, который установил, что найденное средство является наркотическим веществом (героин массой 10 кг), было объявлено о том, что это «особо крупный размер». 6 ноября было возбуждено уголовное дело в отношении «неустановленных лиц». Впрочем, вскоре пресс-служба Госнаркоконтроля рапортовала о том, что был найден владелец сумки — им оказался приезжий из Таджикистана, продававший на рынке горячие булочки. В УФСКН заявили, что мужчина таким образом лишь конспирировался, а на самом деле поставлял со своей родины героин.

Известно, что в настоящее время наркодилер Детков, работавший, по предварительной версии, под опекой Казакулова, задержан.