КАТАЛОГ В ПОМОЩЬ РЫНКУ СБЫТА

О создании электронного каталога продукции всех татарстанских производителей разговоры шли давно. Но более ясные очертания проект получил 12 сентября на экономическом совете при президенте РТ. В то время министр экономики РТ Мидхад Шагиахметов обратил внимание участников заседания на то, что ни власть, ни бизнес до сих пор в полной мере не знают, какая продукция производится в республике, и предложил создать соответсвующий электронный каталог. «БИЗНЕС Online» уже подробно писал о работе каталога в тестовом режиме. Сегодня же на пресс-конференции в агентстве «Татмедиа» объявили о том, что с ноября каталог вышел в рабочий режим. Это означает, что зарегистрировавшиеся в каталоге предприятия (таких пока 25, в том числе индивидуальные предприниматели, но число растет) показывают реальную продукцию и реальные цены. Об этом сегодня на пресс-конференции в «Татмедиа» журналистам рассказали начальник управления инвестиционной и инновационной деятельности минэкономики Борис Михайлов и генеральный директор агентства по госзаказу РТ Яков Геллер.

Участниками каталога могут стать только резиденты Татарстана, а для того чтобы в нем зарегистрироваться, необходимо лишь войти на сайт и получить инструкции у администратора. Авторы проекта заверяют, что система позволит татарстанским производителям прорваться не только на республиканский, но и на российские и даже международный рынки. Как заявил Михайлов, «это потенциал четвертой ступени (по аналогии с третьей ступенью при запуске ракеты) для вывода в дальний космос». «Это будет настоящее импортозамещение и выход в международный космос», — оптимистично заверил он. Правда, прежде чем это произойдет, предстоит проделать кропотливую работу.

Участниками каталога могут стать только резиденты Татарстана

По словам спикеров мероприятия, каталог поможет (и уже помогает) местным производителям не только найти рынки сбыта, но и выявить причины низкого спроса на ту или иную продукцию. По словам Геллера, причиной отказа от местного товара могут стать только три причины: высокая цена, низкое качество и в принципе отсутствие такого товара. А Михайлов добавил, что в третьей причине может крыться еще «подпричина»: товар может и производиться, но знать об этом могут далеко не все. Сегодня каталог как раз позволяет задавать такие вопросы: почему у такого-то предпринимателя низкое качество продукции, почему другой продает по слишком высокой цене? Их, как сообщили Михайлов и Геллер, предполагается активно задавать конкретным аутсайдерам на рынке. Вот только кто конкретно будет задавать вопросы, какие структуры будут анализировать и давать советы бизнесу, да и вообще, а не прерогатива ли рынка регулировать спрос и предложение? «Если мы этим заниматься не будем, а просто продекларируем, то все это превратится просто в профанацию, — ответил на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» Михайлов. — Но этот процесс начался совсем недавно, и пока трудно представить конкретно, как это будет выглядеть. Все детали будут формироваться в ближайшее время». Геллер подошел к ответу более конструктивно: «Ходит мысль о возрождении популярного при коммунистах постоянно действующего производственного совещания — ПДПС. Как мне представляется, в него должны входить представители министерств, малого и среднего и бизнеса. А то, что рынок себя отрегулирует, — это заблуждение. Ни в одной стране мира нет «чистого» рынка, везде есть государственный регулятор, даже в Америке. Так что, полагаю, будет и у нас центр принятия решений».

ПУБЛИЧНЫЕ ОФЕРТЫ С ФОТОГРАФИЯМИ

Более подробно о том, как идет продвижение электронного ресурса и в чем идеология проекта, в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал Геллер.

— Яков Вениаминович, экономсовет при президенте Татарстана, где рассматривался вопрос создания каталога местных производителей, состоялся 12 сентября, а уже в начале ноября вы докладывали о рабочем старте ресурса. Как удалось завлечь производителей на площадку каталога?

— Для начала ключевые ведомства — министерство строительства, министерство сельского хозяйства и министерство промышленности — определили «пилотные» предприятия для тестирования площадки каталога. К примеру, минсельхоз — три предприятия, потом их количество выросло до 20. Мы им давали на тестирование нашу площадку, а они выдавали замечания: это неудобно, эта буква не так нажимается.

— То есть сегодня в каталоге выставляется реальная продукция с реальной ценой?

— Да, все вошедшие в каталог предприятия участвуют в нем в реальном времени. Чем этот ресурс отличается от других подобных — выставок продаж, досок объявлений и так далее? Первое. Это публичная оферта. Второе. Это десятизначная кодификация, то есть полная характеристика продукции: не кирпич, а какой конкретно кирпич, не молоко, а какое молоко — как расфасовано, какой жирности и так далее. Третье. География реализации: предприятие указывает, где продает свой продукт. Вот, смотрите, суточный рапорт за вчерашний день: 543 рабочие публичные оферты — с фотографиями, характеристиками, с реальной ценой, с географической привязкой, с местом реализации мелкооптовых партий. И четвертое. Десятизначная кодификация позволила получить разброс цен. Условно говоря, одно и то же молоко в Казани стоит 28,56 рубля, а в Набережных Челнах — 31,42. Причем, так как это публичная оферта, информация подтверждается электронной цифровой подписью. И это пятое отличие.

print_42445.jpg
Министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Ахметов (второй справа)

— А в чем идеология этого каталога, ведь есть же у нас электронные площадки: иди и торгуй!

— Идеология в том, что любой производитель, который находится в Татарстане, получает свободный доступ к каталогу и должен показать свою продукцию, а руководители районов должны ее продвигать. Пользоваться каталогом — обязанность: ребята, публикуйте публичные оферты... Если посмотреть по министерствам, то сегодня у министерства строительства — 330 позиций, у министерства сельского хозяйства — 211. Мы крайне признательны Ахметову Марату Готовичу (министр сельского хозяйства и продовольствия РТавт.) и Файзуллину Иреку Энваровичу (министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТавт.) за то, что они этой работой занимались, и первые замы проводили собрания — это не спускалось на уровень рядовых сотрудников. И министр экономики Артем Алексеевич Здунов, никому не перепоручая, занимался этой темой. Отдельно отмечу руководство компании «Просто молоко», которая первой по своей инициативе вошла в каталог.

— Какого результата ожидаете?

— Ожидаем выхода на второй этап. Этот каталог будет нужен только тогда, когда будет реализована формула: если регулируемому заказчику (мы же не можем в домохозяйства лезть!) нужна продукция, которая поименована в этом каталоге, он должен ее закупать на конкурентной основе. Для чего? Мы опять-таки не можем сказать: «Купи только татарстанский хлеб, трубу, кирпич». Нет у нас такого права. Но мы понимаем, что если наш производитель будет допущен к этой конкурентной закупке, то за счет дешевой логистики станет ясно: из Казани в Казань привезти дешевле, чем, к примеру, из Уфы. Есть только три причины, по которой нельзя покупать нашу продукцию: она хуже по качеству, дороже либо ее нет вообще. Почему не покупаешь нашу колбасу? Потому что она дороже. Почему она дороже? Вот здесь уже появляется тема для аналитики.

— Ну проанализируем, выявим мы причины. А что толку?

— Значит, у нас появятся точки воздействия. А как иначе, если мы заняты проблемой импортозамещения в пределах страны? Это то же, что и в пределах республики или в пределах любого города.

print_42453.jpg
«Покупай татарстанское!»

«ИВАН ИВАНОВИЧ, ПОЧЕМУ У ТЕБЯ ПРОДУКЦИЯ ХУЖЕ?»

— Вы говорили, что в каталоге планируете запустить форум — площадку для общения...

— Да, и он уже работает. Пока наши пользователи чаще задают вопросы администраторам ресурса о том, как и что работает. Но участники каталога могут и «посплетничать» друг с другом. Мы хотим сделать так, чтобы те люди, которые свою продукцию выставляют, имели возможность видеть, у кого купили аналогичный товар, советоваться, предлагать, делиться проблемами. Думаю, в дальнейшем появится возможность вносить в каталог сделки. Тогда производитель увидит, что вот у этого товарища купили кирпич, а у другого почему-то — нет, хотя и десятизначный код один и тот же, и цена ниже. Почему не купили у него? Вот он свои претензии и напишет в форуме.

— Но насколько это все будет работать?

— Это должно работать. Конечно, это еще не биржа, еще мы не запустили биржевую площадку, но все равно мы к этому подходим. Сейчас возник еще очень важный вопрос о том, что многие предприятия торгуют не напрямую, а через дилеров. В наш каталог информацию лично производители вносят, теперь возникла необходимость в системе дилеров, чтобы эти дилеры не возили сюда под маркой, например, «Алексеевской керамики» «чужую» продукцию. Думаю, до конца этой недели появится дилерская регистрация. Дилер — это тот же малый бизнес, ему тоже надо дать доступ... Также обязательно должно былть видно, какое министерство или какой район сколько закупили нашей продукции с использованием каталога. Это инструмент для анализа и в том числе для патриотизма. Можно с любой трибуны говорить: «Покупай татарстанское!» — а тем не менее наши регулируемые заказчики везут продукцию откуда угодно, но только не из Татарстана.

— Так это же рынок: где лучше, там и покупают...

— Вот мы и возвращаемся к конкуренции на рынке нашей продукции. Три причины: либо она дороже, либо она хуже, либо ее нет. А может, она дороже и хуже. Но тогда надо спросить у директора компании: «Скажи, пожалуйста, Иван Иванович, почему ты выпускаешь продукцию дороже и хуже...»

— «Да, а потом плачешься ходишь, что продукцию не берут...»

— Верно! И где твои налоги в бюджет? Где твоя зарплата рабочим? Где инвестиции во внутренний капитал? Экономика! Это все называется экономикой! Есть статистика, которая говорит, что в прошлом году мы завезли на 300 миллиардов продукции извне, причем аналогичной той, которую мы выпускаем в Татарстане. Внутри Татарстана это та же программа импортозамещения — это развитие экономики. Это же ответ на вопрос о том, почему наша продукция неконкурентна. А дальше? Если наша продукция конкурентна на рынке в Татарстане, то дальше должна идти экспансия на внешние рынки. Вот в этом задача! Нельзя замкнуть республику, границы нельзя закрыть. Вы посмотрите на полки магазинов! Когда-то мы мечтали о таком разнообразии. Но вот лежат 30 сортов колбасы, сколько из них татарстанских? Какую колбасу берут домохозяйки? Какое мясо берут для обедов в школе? Для больниц? Это мясо откуда? Наше — не наше? Картошка? Капуста? Если наша — хорошо, если не наша — почему? Дожили: израильскую морковку покупаем, пакистанскую картошку — это уже предел!.. Словом, огромный пласт работы под названием «Импортозамещение». Хотя на самом деле все это называется управлением экономикой.