6_278-1.jpg
Депутат Госдумы от РТ Ильдар Гильмутдинов (второй справа): «Действия так называемых «черных копателей» приводят к безвозвратной потере ценных сельскохозяйственных угодий»

ПОТЕРИ НЕСУТ МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ

Как стало известно «БИЗНЕС Online», депутат Госдумы от Татарстана Ильдар Гильмутдинов на прошедшей неделе внес на рассмотрение поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые предусмативают жесткие санкции против незаконных разработчиков карьеров.

«В большинстве случаев карьеры появляются на землях сельскохозяйственного назначения и без оформленных в соответствии с действующим законодательством документов, разрешающих их разработку. Действия так называемых «черных копателей» приводят к безвозвратной потере ценных сельскохозяйственных угодий, поскольку они не обременены, в отличие от лицензионных недропользователей, требованием обязательной рекультивации земель после завершения добычи. Несут колоссальные потери в части налогообложения бюджеты», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Гильмутдинов указал, что, во-первых, местный бюджет недосчитается дополнительных поступлений от земельного налога, так как ставка с земель сельскохозяйственного назначения ниже, чем с земель промышленности. Ведь именно в эту категорию требуется перевести землю при разработке карьера. Во-вторых, не поступят средства от аукционов на разработку недр, в том числе лицензионные платежи. В-третьих, местным органам власти в данном случае приходится забыть про налоги и платежи, поступающие от предпринимательской деятельности.

В Татарстане зафиксировано более 300 самопроизвольно разрабатываемых карьеров

Депутат уверен, что с этой проблемой на сегодняшний день столкнулась вся страна. Например, в Татарстане управление Росреестра зафиксировало более 300 самопроизвольно разрабатываемых карьеров, а министерство экологии и природных ресурсов РТ располагает информацией о более чем 700 объектах. «Разработка карьеров — незапрещенный бизнес, пожалуйста, лицензируй, плати налоги, законно решай все вопросы с органами местного самоуправления — и все, никаких проблем. Если все незаконно, ради наживы, накопал и бросил — извините, отвечайте», — рассуждал Гильмутдинов в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online». Тем не менее нынешние санкции в статьях КоАП не могут охладить пыл «черных копателей».

Газета «БИЗНЕС Online» обратилась в минэкологии РТ, где подтвердили: такая проблема с необузданными черными копателями есть. Министерство пообещало предоставить комментарии, однако на момент публикации текста они получены не были.

ШТРАФЫ БЕСПОЛЕЗНЫ

В случае обнаружения незаконной добычи общераспространенных полезных ископаемых, к которым относятся песок, глина, гравий, нарушители и тут нашли лазейку. «В целях избежания ответственности на юридических лиц, незаконная добыча общеполезных ископаемых осуществляется от имени физических лиц, сумма штрафа на физических лиц несущественна», — объясняет депутат в пояснительной записке. Отметим, что в настоящее время, согласно ст. 7.3 КоАП, физлица за пользование недрами без лицензии заплатят штраф от 3 до 5 тыс. рублей, тогда как юрлица должны выложить сумму от 800 тыс. до 1 млн. рублей.

«Все попытки ограничиться теми незначительными штрафами, которые есть, при обнаружении такого рода нарушений ни к чему не приводят. Они штраф платят и продолжают эксплуатировать», — заявил нашему корреспонденту Гильмутдинов. Поэтому, уверен он, стоит внести поправку, предусматривающую изъятие орудия правонарушения: самоходных машин, грузового транспорта, которые в последующем можно использовать как обеспечение по гражданским искам о возмещении причиненного окружающей среде вреда. «Конфискация орудия — очень существенный удар. Там же трактора, машины, а не просто с лопатами ходят. Это существенная материальная стоимость. Если применить эту норму, то в перспективе мало найдется людей, которые, раз попавшись, повторно уже будут лазить, — пояснил депутат. — Штрафы сейчас незначительные, их не пугают. Они заплатят несколько тысяч рублей и завтра же начинают заново незаконно использовать этот карьер. А когда ты заплатишь существенный штраф и плюс лишишься своего оборудования, то это весомо».

Отметим, что, например, экскаватор Hyundai, который часто используют при работе на карьерах, стоит около 6 млн. рублей, погрузчик «SEM 639 B» — 1,5 млн. рублей, различные грузовые авто — до 3 млн. рублей. Разработка карьера по добыче песка является довольно выгодным бизнесом. По расчетам специализированого портала vproizvodstvo.ru, рентабельность производства составляет около 30% при сроках окупаемости до года. Однако при этом необходимы весомые разовые затраты, на приобретение той самой техники, оборудования.

Также своим законопроектом Гильмутдинов предлагает увеличить срок давности привлечения к ответственности до года, тогда как в настоящее время по ч. 1 ст. 4.5 КоАП он составляет всего 2 месяца. «Что такое два месяца? Пока выяснят, разберутся, предъявят обвинение, уже и время ушло. Это сезонные работы, зимой же практически не копают, только в летнее время, в определенный сезон. В связи с большим объемом такого характера нарушений не успевают подготовить расследование, чтобы привлечь к ответственности. Поэтому предлагается увеличить срок давности. Он летом накопал, а зимой можно привлечь. А то они из-за этой нормы тоже уходят от ответственности», — объяснил депутат.

СНАЧАЛА НАДО ПРИМЕНИТЬ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕРЫ

Меры уголовного наказания для «черных копателей» Гильмутдинов пока не предлагает. «Законодательство у нас таково, что сначала надо применить административные меры, а потом уже практика применения покажет, что они не воздействуют и неадекватны, тогда уже уголовная ответственность. Это обычная практика в решении проблем», — считает он. Между тем на предложение корреспондента «БИЗНЕС Online» обязать попавшихся «черных копателей» провести рекультивацию земель депутат согласился: «Давайте подумаем. Но сначала надо запретить такое безобразие. Лучше не допускать, чем потом заниматься рекультивацией».

Пока же он надеется, что предложенные им изменения в КоАП улучшат ситуацию в этой сфере, не позволят незаконно обогащаться нарушителям и увеличат поступления в местные бюджеты. «Принятие данного нормативно-правового акта даст возможность контролирующим органом пресекать правонарушения, уменьшит неблагоприятное воздействие на окружающую среду, даст стимул на осуществление деятельности на законных основаниях, что, в свою очередь, увеличит поступление платежей во все уровни, создание рабочих мест с привлечением работников на основании трудовых договоров», — пришел к выводу Гильмутдинов.

Сейчас предложенные им поправки находятся на рассмотрении у председателя Госдумы, после чего их будет рассматривать профильный комитет.

Отметим, что в 2013 году Калининградская областная дума также вносила на федеральный уровень поправки в КоАП, разрешающие полиции конфисковать технику у нелегальных копателей. Однако тогда правительство России вынесло отрицательные рекомендации, после чего Калининград пообещал доработать поправки и вновь предложить их законодателям.

БЕЗ ЗНАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК РАЗГОВОРЫ НЕ ТОЛЬКО О ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ,
А ВООБЩЕ О ТЕХНОЛОГИЯХ НЕ ИМЕЮТ СМЫСЛА

Альмир Салахов — заслуженный строитель РТ:

— На каждый материал должен быть паспорт, из которого видны его характеристики. Без этого все разговоры не только о высоких технологиях, а вообще о технологиях не имеют смысла. То, что неизвестно кто и неизвестно где выкапывает и выдает на рынок строительные материалы, граничит с уголовным преступлением. Для нас, строителей, очень важны характеристики материалов, и мы должны иметь о них четкое представление, чтобы исходя из них выстраивать технологию. Ведь в конечном итоге эти материалы воплощаются в конструкции, а значит, влияют на жизнь и безопасность людей. Поэтому я это предложение депутата поддерживаю. Наведение порядка, безусловно, требуется. Остановит ли конфискация техники «черных копателей»? Мне трудно ответить на этот вопрос, но серьезные меры воздействия, чтобы отбить охоту этим заниматься, нужны.

Равиль Садыков — заместитель директора по науке ФГУП «ЦНИИгеолнеруд»:

— Когда мы ставим машину в неположенном месте, никто не удивляется, что ее увозят на эвакуаторе. Так же нужно поступать и в подобных случаях — увозить на эвакуаторах технику, которая используется «черными копателями». Пускай они ее потом со штрафстоянки выкупают. На первый раз этого будет достаточно. А в случае повторения меры могут быть ужесточены. Если люди не понимают, то эту технику можно и конфисковать. Конечно, я это предложение депутата поддерживаю. И увеличение срока давности ответственности за подобные правонарушения я тоже поддерживаю. Мы не юристы, но наказание должно быть эффективным. Ведь если на штрафстоянке машина год простоит, дешевле купить новую, чем старую выкупать. Разработки месторождений полезных ископаемых должны проводится на основе лицензии и на основе платности. Закон должен действовать для каждого недропользователя и в любом субъекте Российской Федерации.

Ильнур Юсупов — экс-замначальника экологической полиции РТ:

— Безусловно, меры воздействия к «черным копателям» нужно ужесточать. С этим я согласен. Тем более что такой вид предпринимательства в Татарстане очень распространен. Незаконные разработчики карьеров работают как на окраинах Казани, так и в районах республики. Добывают в основном песок.

Я думаю, что основной ущерб «черные копатели» наносят природе. После несанкционированного изъятия полезных ископаемых без границ, без проектов, места разработки никак не рекультивируются. После таких разработок остаются просто ямы в земле, с которыми природа очень тяжело справляется.

Уголовная ответственность за такие преступления предусмотрена, но очень сложно собрать необходимую доказательную базу. Поэтому немногие дела доходят до суда.

Дмитрий Спиридонов — руководитель межрегиональной экологической организации «ЭКА» в Татарстане:

— Такого рода «предпринимательство» достаточно распространено в России. Будут ли эффективны меры, предложенные депутатом, — довольно сложный вопрос, потому что здесь главное — не переусердствовать. Наличие довольно широких полномочий по изъятию техники у какой-либо организации может привести к злоупотреблениям. Но это очень важный вопрос, потому что зачастую именно неблагонадежные предприятия, то есть те, кто делает это незаконным путем, часто делают это с нарушением норм безопасности, с нарушением экологических норм, что наносит дополнительный урон природе.