НЯНИ ПО ОЧЕРЕДИ

В первый раз в первый класс французские дети идут в 6 лет. Детский сад, который тоже называется школой (école maternelle), посещать не обязательно. Тем не менее большинство ребятишек туда ходит. Во-первых, основная масса родителей работает, а перекладывать возню с отпрысками на бабушек-дедушек здесь не принято. Во-вторых, считается, что детский сад развивает ребенка и дает ему необходимые социальные навыки, что под силу не всякой семье. Европейские исследования на данную тему показывают, что с этой задачей обычно справляются родители с высшим образованием. Поэтому даже неработающие мамы часто отводят детей в садик. Единственное условие для поступления — ребенок должен самостоятельно пользоваться горшком. Бывает, что после недели-другой вécole maternelle воспитатели просят снова привести сына или дочку через полгода-год, потому что ребенок пока не справляется без помощи взрослых. Можно, конечно, пойти другим путем и найти няню, но это не так просто, как может показаться. Для этого нужно обратиться в специальное агентство, причем обратиться заранее. В крупных городах «в очередь» за няней нередко встают пары, еще только собирающиеся стать родителями. Иначе няни для их ребенка может просто не найтись.

НИ КРЕСТИКА, НИ ХИДЖАБА

Среднее образование во Франции, как и в России, получают в течение 10 лет, но если юные россияне вполне могут провести все это время под крышей одной-единственной школы, их французские сверстники последовательно посещают сначала école élémentaire (начальную школу), а затем коллеж и лицей. В старших классах (лицее) происходит деление по интересам. Есть лицеи общеобразовательные (сродни российским 10 - 11 классам), куда идут дети, собирающиеся затем поступать в вуз, и лицеи профессиональные, где упор делается на обретение какой-либо специальности. Разумеется, и после профессионального лицея можно продолжить обучение, но это чаще всего бывают различные школы и курсы, направленные на повышение квалификации и способствующие карьерному росту в данной области.

Среднее образование во Франции является бесплатным, обязательным и светским. Бросить лицей до 16 лет нельзя. Что касается светскости, то она выражается в том, что в учебных заведениях не пропагандируется и не обсуждается какая-либо религия (кроме как в исторической и культурологической плоскости на соответствующих уроках) и запрещена демонстрация любых религиозных символов. Это касается не только учеников, но и преподавателей. К примеру, если ребенок или учитель носит крестик, он должен быть скрыт под одеждой. Точно так же девочка, носящая хиджаб, должна снять его у дверей школы. Кстати, далеко не у всех родителей-мусульман данное правило вызывает протест. Я разговаривала на эту тему с несколькими арабскими мамами, и ни одна из них не считает, что от их детей требуют что-то ужасное. Некоторые из этих дам уже сами перешли на европейский стиль одежды, а те, кто продолжает следовать традиции, полагают, что закон надо уважать. Есть, конечно, и такие, кто с подобной постановкой вопроса не согласен, но, видимо, их не так уж и много.

Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НЕ ПРЕВЫШАЕТ 15%

При этом во Франции есть частные католические школы, где иное отношение к религии. По закону им это разрешено как негосударственным учреждениям. В частности, ношение религиозной символики не возбраняется, а ученики имеют возможность молиться в школьной часовне. Однако заставить ученика отправлять культ нельзя. Религиозное воспитание, безусловно, присутствует, но насильно приобщать ребенка к католицизму тоже никто не будет. Более того, поступить в такую школу может ребенок любого вероисповедания. Именно поэтому те французские мусульмане, которых не устраивает жесткая позиция государственных школ по хиджабам и прочим религиозным атрибутам, часто отдают детей в школы католические.

Качество образования в католических школах нередко выше, чем в обычных. Например, из 20 лучших школ Франции 15 являются католическими. Стоимость обучения в таких элитных учебных учреждениях, конечно, кусается — от 1,5 до 2,5 тыс. евро в год. Основную массу учеников там составляют дети из старых буржуазных семей. В рядовой католической школе, где обычно и учатся дети мусульман-мигрантов, годовая плата составляет всего 300 - 400 евро.

Разумеется, не все частные школы Франции католические и вообще имеющие отношение к какой-либо конфессии (есть и мусульманские школы, но их очень мало). Существуют и светские частные школы. От государственных они отличаются тем, что пользуются определенной свободой в формировании программы, но, конечно, не могут делать это бесконтрольно. По статистике, частные начальные школы, коллежи и лицеи составляют 15% от всех среднеобразовательных учреждений Франции.

СТАТЬ УЧИТЕЛЕМ ВО ФРАНЦИИ — ЗАДАЧА НЕ ИЗ ПРОСТЫХ

Зарплата школьного учителя колеблется от 2 тыс. до 7 тыс. евро в месяц в зависимости от стажа, типа учебного заведения и нагрузки. Больше всего зарабатывают опытные преподаватели старше 50 лет и те, кто занимается подготовкой учеников к вступительным экзаменам в вузы. Это не частное репетиторство — учителям платит государство. Учитель начальной школы в среднем получает 2174 евро, коллежа — 2566 евро, лицея — 3505 евро. Для сравнения: французская минималка сейчас составляет 1445 евро. То есть молодой учитель — не самый высокооплачиваемый специалист. Однако высокий статус учителя во французском обществе и дальнейшие карьерные перспективы делают эту профессию популярной.

Возможно, именно эти трудности наряду с не слишком высокой зарплатой начинающих учителей повлияли на результаты прошлогоднего международного исследования (TALIS). Социологи выяснили, что лишь 86% французских преподавателей коллежей удовлетворены своей работой, хотя в среднем в мире эта цифра достигает 91%. Кроме того, лишь 58% из них полагают, что выгоды от их профессии перевешивают ее недостатки. Средний показатель по другим странам значительно выше — 77%. Учителя во Франции — такие же госслужащие, как и чиновники. Поэтому, чтобы получить место преподавателя в государственной школе, недостаточно просто иметь соответствующие образование. Необходимо пройти специальный государственный конкурс, что при жесткой конкуренции сделать непросто. Некоторые безуспешно пытаются это сделать на протяжении нескольких лет. Анна, дочь моей знакомой, мечтавшая стать учительницей начальных классов, махнула на эти сложности рукой и осуществила свое желание по другую сторону Ла Манша. Она уже около пяти лет работает в Великобритании и не собирается возвращаться. Другой знакомый учитель каждый день встает в пять утра, потому что лицей, где он преподает, расположен в другом городе, а найти место ближе не получается.