Владимир Путин на встрече с главой Перу Ольянтой Умалой объявил о создании совместного производства автобусов КАМАЗ
Владимир Путин на встрече с главой Перу Ольянтой Умалой объявил о создании совместного производства автобусов «КАМАЗ»

ПУТИН ЗАМОЛВИЛ СЛОВЕЧКО ЗА КАМАЗ

Президент России Владимир Путин накануне вечером сделал интересное заявление, связанное с работой татарстанского автогиганта КАМАЗа. На встрече с главой Перу Ольянтой Умалой он заявил об успешном развитии экономического сотрудничества России с этим южноамериканским государством, а новой ступенью этого сотрудничества должно стать совместное производство по сборке автобусов с участием КАМАЗа. «У наших стран большие планы в сфере промышленной кооперации. С участием нашей компании «КАМАЗ» создается совместное производство по сборке автобусов», — сказал Путин. Любопытно, что новость по некоему совпадению была озвучена на фоне недавнего турне представительной делегации Татарстана во главе с президентом Рустамом Миннихановым по Латинской и Южной Америке с посещением Кубы и Колумбии. Одним из тех, кто сопровождал Минниханова в этой поездке, был генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин, засветившийся, кстати, в Instagram президента.

Прокомментировал для «БИЗНЕС Online» вчерашнее заявление главы государства пресс-секретарь автогиганта Олег Афанасьев: «Такой проект есть, и мы его сейчас прорабатываем. У нас уже есть сборочное производство автобусов в Венесуэле и Колумбии, которые работают на все латиноамериканские страны. В зависимости от спроса в перспективе мы готовы собирать автобусы и в Перу. Там очень простая ситуация — мы туда поставляем шасси, наш перуанский партнер делает на них надстройку. Предварительно автобусы для испытаний в Перу мы передали, в соответствии с дальнейшим развитием событий нами будет принято решение относительно создания производства». При этом речь не идет о том, что рабочие КАМАЗа отправятся «покорять» Южную Америку: «Никаких больших делегаций в Перу не планируется. Туда поедут на начало работы до пяти человек, а потом — один-два человека в лучшем случае. Скорее всего, когда будут отработаны уже все технологии, там вообще никого вообще не останется», — сообщил Афанасьев.

Рустам Минниханов  и Сергей Когогин во время турне по Латинской и Южной Америке с посещением Кубы и Пер
Рустам Минниханов и Сергей Когогин во время турне по Латинской и Южной Америке с посещением Кубы и Перу

КОНЦЕПЦИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ПРОДВИЖЕНИЯ У НАС ТАКАЯ...

Перуанцы давно были заинтересованы в сотрудничестве с КАМАЗом. Впервые об этом было сказано еще в июле прошлого года. Заявление о возможном сотрудничестве на выставке SITDEF Peru-2013 сделал Сергей Гореславский — начальник департамента внешнеэкономической деятельности и маркетинга госкорпорации «Ростех», а также председатель совета директоров КАМАЗа, хотя тогда и впоследствии речь шла о различных модификациях челнинских грузовиков, включая автомобили военного назначения. «Концепция продвижения продукции на зарубежный рынок у нас такая: сначала мы экспортируем продукцию. Если видим, что на рынке есть спрос, который обеспечивает там целесообразность создания сборочного производства, мы там его организовываем. Как пример — Индонезия. Мы сначала экспортировали туда грузовики и договорились, что в случае, если спрос будет более 500 штук в год, мы рассмотрим вопрос организации там совместного производства. Примерно такая концепция действует на всех наших зарубежных рынках», — рассказывает Афанасьев.

При этом сама концепция продвижения может иметь и конкретную региональную специфику, говорит пресс-секретарь КАМАЗа: «Конечно, она от страны к стране меняется: где-то мы ставим более высокую цифру, где-то — менее высокую. Где-то мы, как в Индии, изначально приняли решение, что выгоднее на месте организовать сборочное производство и продавать автомобили. Потому что там такие особенности в индийском законодательстве, что автомобили, которые импортируются, облагаются очень высокими пошлинами. Во Вьетнаме есть сборочное производство, но мы там не производим автомобили, потому что на сегодняшний день выгоднее туда экспортировать. Работающие производства находятся сейчас в Индии, Колумбии и Венесуэле».

ЗАЧЕМ ВОЗИТЬ МАШИНОКОМПЛЕКТЫ ИЗ РОССИИ В ПЕРУ?

Однако заместитель главного редактора журнала «Рейс» Николай Мордовцев сомневается в эффективности подобного сотрудничества: «У Перу практически нет своего автопрома, а вот у Бразилии, допустим, есть. Это немного чудно: почему из России будут возить какие-то машинокомплекты вместо того, чтобы возить их из Бразилии? Мне кажется, что у КАМАЗа есть более близкие рынки сбыта, чем Перу, — тот же Казахстан, Вьетнам. Если наладить производство автобусов во Вьетнаме, я думаю, это было бы более интересно и к тому же ближе. Волей-неволей вспоминаешь пословицу: «За морем телушка полушка, да рубль перевоз».

Афанасьев так озвучивает официальную позицию руководства КАМАЗа: «По поводу близких рынков сбыта. Есть Китай — казалось бы, куда еще ближе, переезжай через дорогу и продавай. Но там такие запретительные меры, которые просто не позволяют производить и продавать нашу продукцию. Каждый рынок оценивается по нескольким показателям — не только по близости, дальности и каким-то логистическим цепочкам, но в том числе и по законодательству. И надо сказать, что с этой точки зрения Латинская Америка — очень перспективное направление, потому что там минимальное количество заградительных мер — они практически вынуждают производить на месте, а не привозить технику из-за рубежа».

При этом масштабы сборочных производств КАМАЗа за рубежом еще не столь велики, на автогиганте их оценивают примерно в 1 тыс. единиц техники в год при общем производстве в 43 тыс. автомобилей, но считают перспективы в этом направлении существенными с учетом и нынешней экономической ситуации в России. «Эффект девальвации рубля мы почувствуем только через несколько месяцев — одномоментным он никогда не бывает. Соответственно, наша стратегия, которая была разработана еще в прошлом году, не предусматривала эффекта падения валюты. На следующий год мы будем по максимуму использовать этот эффект», — говорит Афанасьев, указывая на солидный спрос, который есть на автобусы, производимые в Венесуэле и Колумбии.

ЛЮБЫЕ СОВМЕСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ С ЭМБЛЕМОЙ КАМАЗА — ЭТО ПЛЮС

Евгений Москвичев — председатель комитета по транспорту Госдумы РФ:

— Я считаю, что это перспективно. Любое производство, в котором участвует Российская Федерация, — это плюс. И какие бы ни были совместные предприятия, на территории России или на территории другого государства, с эмблемой российского производства КАМАЗ — это плюс. Поэтому я надеюсь, что все получится.

Радик Ильясов — депутат Госдумы РФ, член комитета ГД по транспорту, экс-генеральный директор ОАО «Нижнекамскшина»:

— В сложившейся на сегодняшний день тяжелой ситуации для экономики страны, тем более отношение к России сложилось не самое хорошее, такое соглашение с перуанцами было бы замечательным, оно бы дало толчок росту экономики Республики Татарстан и России. Я также думаю, что если они организуют совместную сборку автобусов, то не исключено, что они могут также начать сотрудничество с «Нижнекамскшиной», это было бы еще лучше. То есть цепочка должна работать.

В нашем понимании страны Южной Америки всегда были отстающими, неразвивающимися, мы мало обращали на них внимание, больше наши взоры были направлены на Европу, в какой-то степени на Азию. Но я считаю, что сегодняшнее сближение и создание таких совместных проектов с Латинской Америкой, Азией — это правильный путь, потому что мы не можем работать только в круге Европы. Да, мы считали, что работать с ней было престижно, они диктуют моду в промышленности, в танкостроении, автомобилестроении. Но сегодня тот же Китай нисколько не отстает, по отдельным направлениям даже опережает другие страны. В Китай пришли европейские компании, они создали свои производства, но Восток — дело тонкое, в Китае народ очень ушлый. Это уже не то время, когда плевались на китайские пуховики. Сегодня они делают очень качественную продукцию. Я думаю, страны Латинской Америки на это способны и совместно с российскими компаниями тоже смогут создавать хорошую продукцию, которая будет востребованной, конкурентоспособной. Так что я считаю, что такое сближение, такое направление носит положительный характер.