Сетевики через суд требуют от ГЖФ в полном объеме оплатить подключение к тепловыми сетями челнинского микрорайона, построенного по программе соципотеки

«НЕ РЕШЕН ВОПРОС, КТО БУДЕТ ПЛАТИТЬ ДЕНЬГИ»

В татарстанском арбитраже недавно закончился первый раунд битвы между государственными титанами: государственным жилищным фондом при президенте Республики Татарстан (ГЖФ) и «дочкой» ОАО «Связьинвестнефтехим» — ОАО «Набережночелнинской теплосетевой компанией» (НЧТК). Сетевики требуют от ГЖФ в полном объеме оплатить подключение к тепловыми сетями нового челнинского микрорайона Замелекесье, построенного по программе соципотеки. Сумма иска — 39 млн. рублей. Второй фронт противостояния открыт в Казани. ОАО «Казанская теплосетевая компания» через суд требует от ГЖФ 163,5 млн. рублей. Суд назначен на 10 ноября.

Судебные процессы носят принципиальный характер для Госжилфонда. Дело в том, что бесплатное подключение к сетям изначально было одним из краеугольных камней в схеме строительства социального жилья. Освобождение от платы, обязательной для частных застройщиков, позволяет снизить цену квадратного метра. Пока у муниципалитетов были в распоряжении земельные участки, готовые для строительства, схема работала. Проблемы возникли, когда запасы иссякли и встал вопрос об освоении новых территорий.

По тому же Замелекесью, которое стало предметом судебного спора, глава Госжилфонда Талгат Абдуллин высказывал опасения на заседании в кабмине РТ еще в начале 2012 года: «Не решен вопрос, кто будет платить деньги. Было решено, что платить за электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение будут сетевые организации», — заявил тогда Абдуллин. Но поскольку ни у коммунальных предприятий, ни у муниципальных бюджетов свободных денег на строительство сетей для ГЖФ не было, Абдуллин предложил свою, как всегда, не лишенную изящества схему: «сети в обмен на акции».

Талгат Абдуллин
Талгат Абдуллин еще в 2012 году высказывал свои опасения по Замелекесью, ставшему предметом судебного спора

СХЕМА АБДУЛЛИНА

В октябре 2012 года на очередном заседании кабмина, когда речь вновь зашла об обеспечении объектов коммуникациями, Абдуллин заявил, что в работе фонда грядут глобальные перемены: «После того как будут исчерпаны ресурсы инвестиционных программ сетевых компаний, жилищный фонд будет принимать участие, но на условии вхождения в капиталы или предоставления кредитов сетевым компаниям», — заявил тогда Абдуллин.

Суть принятой тогда схемы «БИЗНЕС Online» пояснил представитель НЧТК Ришад Мирсияпов: «ГЖФ, заказывая сети для своих объектов, кредитовал теплосетевые компании, поскольку они не имеют в структуре своих бюджетов заложенных на эти цели средств. В свою очередь, компании расплачивались с фондом своими акциями, выпущенными по допэмиссии. В результате ГЖФ получал и акции теплосетевой компании, и коммуникации — тепловые сети. Так же произошло в Набережных Челнах. НЧТК специально для строящихся ГЖФ жилых домов в новом микрорайоне Замелекесье осуществила строительство сетей для их теплоснабжения и горячего водоснабжения».

На последней интернет-конференции «БИЗНЕС Online» Абдуллин очень гордился своим изобретением, критикуя «путинскую» программу «Жилье для российской семьи», в рамках которой АИЖК напрямую субсидирует строительство сетей при условии, что жилье будет стоить не дороже 30 тыс. рублей за 1 кв. метр.

ГЖФ, заказывая сети для своих объектов, кредитовал теплосетевые компании, которые расплачивались с фондом своими акциями. В результате ГЖФ получал и акции теплосетевой компании, и коммуникации

«Мы проблему решили давно и более удачно: у нас инженерные сети не входят в стоимость жилья для граждан. Поэтому у нас и цена за квадрат такая низкая. Сети — это совершенно отдельные бизнес-отношения с нашими сетевыми компаниями. Как считаете, нам надо вмешиваться в эту программу или им надо у нас поучиться?» — говорил Абдулин. А на вопрос о том, не следует ли воспользоваться предложением федеральных денег, ответил остроумным афоризмом: «Сыр в мышеловке бывает до тех пор, пока не поймали мышь!» И добавил: «Не все надо брать...»

Свою «мышь» Абдуллин, впрочем, тоже не упускает. По последним имеющимся данным, ГЖФ является миноритарием в ООО «Уруссинские тепловые сети» (17%), ОАО «Казанская теплосетевая компания» (5,1%), ОАО «Альметьевские тепловые сети» (5,59%), ОАО «Сетевая компания» (9,8%), ОАО «Набережночелнинская теплосетевая компания» (1,59%). И по мере строительства соцжилья эти пакеты продолжали расти.

ВСЕ ЛИШЬ ПРИТВОРСТВО И ОБМАН?

Сбой произошел неожиданно. Челнинская НЧТК вдруг уперлась и отказалась отдавать свои акции в обмен на перечисленные фондом деньги — 22 млн. рублей. ГЖФ был вынужден подать иск с требованием вернуть эти средства. В ответ НЧТК выставила встречный иск: на компенсацию всех расходов, что понесла компания по строительству сетей — в данном случае 39 млн. рублей.

На суде представитель НЧТК Мирсияпов заявил, что все 39,3 млн. рублей ГЖФ должен заплатить в качестве платы за подключение к сетям, которую вносят остальные застройщики: «В Набережных Челнах ГЖФ построил ряд домов в жилом районе Замелекесье. Дома были построены, но нужно было их подключить к ресурсам жизнеобеспечения. Это вода, электричество, тепло, газ. И сделать, оплатить эти работы должен был ГЖФ как арендатор, — заявил Мирсияпов и зачитал выдержку из закона. — Подключение осуществляется за счет средств правообладателя земельного участка».

ГЖФ является миноритарием в ООО «Уруссинские тепловые сети» (17%), ОАО «Казанская теплосетевая компания» (5,1%), ОАО «Альметьевские тепловые сети» (5,59%), ОАО «Сетевая компания» (9,8%), ОАО «Набережночелнинская теплосетевая компания» (1,59%)

Предварительный договор купли-продажи акций, заключенный между компанией и фондом, он назвал... притворной сделкой: «Оплату нашей компании предложили не по классической схеме, по договору подключения, а через притворную сделку по купле-продаже акций».

Представитель правительства РТ, привлеченная к участию в процессе в качестве «третьего лица», заявила, что для комментария этого заявления ей необходимо сделать уточнения в своем ведомстве.

В итоге суд удовлетворил оба иска, то есть, по сути, встал на сторону сетевиков. Теперь ГЖФ не только не получит акций, но и должен доплатить НЧТК 16,9 млн. рублей — разницу между заявленной стоимостью всех работ по подключению к теплосетям и уже полученным траншем.

Представитель фонда заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что будет подана апелляционная жалоба. В самом ГЖФ ситуацию комментировать отказались до завершения судебных процессов во всех инстанциях.

«АКЦИОНЕР ВЫСКАЗАЛСЯ ПРОТИВ»

С чем же связан «бунт сетевиков»? Дело в том, что с 2012 года, когда Генерирующую компанию возглавил Раузил Хазиев, в республике запущен процесс консолидации энергетических активов. Создается единая организация, аккумулирующая функции производства, транспортировки и продажи тепловой энергии.

Раузил Хазиев
С 2012 года, когда Генерирующую компанию возглавил Раузил Хазиев, в республике был запущен процесс консолидации энергетических активов

Главным строителем «энергетической вертикали» стал государственный оператор татарстанских «голубых фишек» — «Связьинвестнефтехим» (СИНХ), возглавляемый Валерием Сорокиным. В 2012 году СИНХ безвозмездно были переданы акции ОАО «Генерирующая компания», ОАО «Набережночелнинская теплосетевая компания» (до этого на 98,4% принадлежала ОАО «Татэнерго»), ОАО «Казанская теплосетевая компания», ОАО «Татэнергосбыт». Общая стоимость активов превысила 12,5 млрд. рублей.

Как выяснилось, именно у СИНХа и хватило духу, чтобы заблокировать «схему Абдуллина». «Схема была утверждена в свое время и работала до тех пор, пока акционер компании ОАО «Связьинвестнефтехим» не высказался против. В результате допэмиссия акций стала невозможна», — подтверждает Мирсияпов.

В самом СИНХ на запрос «БИЗНЕС Online» ответили дипломатично: о конфликте в курсе, но от комментариев воздержатся, ведь судебные процессы еще не завершены.

«БИЗНЕС Online» продолжит следить за неординарным судебным конфликтом. В том случае если сетевики все же добьются упразднения схемы Абдуллина, то перед фондом во весь рост встанет вопрос о повышении цены соципотечного жилья, чтобы компенсировать потери.

156.jpg
«Связьинвестнефтехиму», возглавляемому Валерием Сорокиным, хватило духу, чтобы заблокировать «схему Абдуллина»

«ТАКАЯ СХЕМА С АКЦИЯМИ ЕСТЬ ТОЛЬКО У ГЖФ»

«БИЗНЕС Online» опросил экспертов об изменившихся правилах игры.

Рустем Юнусов — директор строительной компании ООО «Фарус»:

— На рынке этой схемы с акциями нет, она есть только у ГЖФ. Это единственный игрок, для которого «свои правила». Также, например, им и участки предоставляются бесплатно. Так и получается низкая себестоимость, потому что накладных расходов у госжилфонда особых нет. Если сетевики пойдут против, то себестоимость, конечно, может подрасти. Так как любые добавления расходов увеличивают стоимость. Но думаю, Сетевой компании не дадут особо «капризничать», рычагов хватит. Остальные застройщики платят за подключение, а сети передают сетевым компаниям. Это делается и потому, что есть необходимость обслуживания, наличия определенного допуска к обслуживанию.

Как было бы лучше всем сторонам? Нам, конечно, чем меньше платишь — тем лучше. Но совсем не платить же невозможно, потому что сети надо развивать, строить. Надо смотреть, находить «золотую середину». В принципе, сейчас стоимость подключения стала понятнее: есть определенная стоимость кубометра воды, гигакалорий, киловатт. Если раньше одни могли дать техусловия очень дорогие, допустим, если провели 5 километров труб. А другой застройщик мог договориться, чтобы ему поменьше сделали. Сейчас подход единый. Есть тариф, есть количество необходимых метров. Сколько надо, столько и покупаешь. Но вот есть нюансы, как у ГЖФ.

Михаил Застела — член Общественной палаты РТ:

— О подобной схеме очень давно говорится. Что, дескать, я застройщик многоэтажного дома, нужно тащить километры сетей. И я хочу либо чтобы они перешли мне, либо готов передать, но на определенных условиях. Например, становлюсь вашим акционером в пределах стоимости этого имущества. Но конкретные прецеденты лично мне неизвестны.

Если для ГЖФ подобная схема была привычна, то отказ от нее, в принципе, может привести к увеличению себестоимости жилья. Но ГЖФ это дело может решать через татарстанский кабмин. Достаточно часто фонду оказывалось содействие. Потому что там социальная ипотека и прочее.

Яков Геллер — генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ»:

— Талгат Мидхатович — один из самых умных людей и великолепный финансист, который не допускает ошибок. Конечно, сети построены на деньги ГЖФ и фонд после передачи должен стать совладельцем. Пусть миноритарным, но получать прибыль от этого имущества. Абсолютно верная схема. Конечно, Сетевой компании невыгодно. Ей бы было хорошо получить в подарок. Не думаю, что в случае выигрыша сетевиков повысится себестоимость квадратного метра у ГЖФ. Но может уменьшиться количество возводимого жилья.