«ЧЕЛНИНЦЫ — ЭТО ОСОБЫЙ НАРОД»

Накануне более двух часов на вопросы читателей «БИЗНЕС Online» отвечал один из самых ярких и в то же время неоднозначных политиков Татарстана — бывший мэр Челнов и экс-сенатор Рафгат Алтынбаев. Набережные Челны, без сомнения, любимый город Алтынбаева. Да, долго жил в Москве, когда был сенатором, и даже теперь проводит там по две недели в месяц. Но сердце экс-мэра Челнов отдано автограду.

«Челнинцы — это особый народ, — утверждает Рафгат Закиевич. — Кто это такие? Это люди, которые приехали на строительство КАМАЗа и города. Которые оторвались от своих пап и мам. Люди, которые решили сами вершить свою судьбу. Они чувствовали в себе потенциал, они на себя надеялись, и они приехали. Они знали, что будут какие-то лишения. Но, с другой стороны, это и какая-то романтика. Конечно, в красивой квартире прожить жизнь можно, но тогда жизни не узнаешь. Они приехали и прошли все. Новые технологии в строительстве увидели. Межнациональное общение в широком смысле слова увидели. Культуру с точки зрения разных народов и этносов увидели. Но самое главное — они увидели новые технологии на КАМАЗе. Тогда с точки зрения технологии мощнее не было ни одного завода, может быть, кроме заводов, связанных с производством космических аппаратов. На КАМАЗе были мирового уровня технологии. Может быть, не самой высшей планки, но достаточно высокого уровня. А человек, который работает на таких станках, на таком оборудовании, понятно, что он другой. Он уже воспитанник высоких технологий и, конечно, требует к себе другого отношения. У него уже потребности другие, у него уровень мышления другой. Это надо всегда учитывать, без этого управлять городом никак нельзя, об этом я много раз говорил. А сегодня дети и внуки тех, кто строили город и КАМАЗ, ушли еще дальше в своем развитии — плюс к тому, что были заложены дрожжи, появились компьютерные технологии. Поэтому население Набережных Челнов, оно имеет свой статус: «Я челнинец!» Это передовые люди».

«Этот город — моя судьба, — признался Алтынбаев. — Сегодня хочется нового дыхания Челнам, нужен новый импульс, такой, который почувствовало бы население. Что город идет дальше, дальше, дальше, претендует на первенство с точки зрения и благоустройства, и решения социальных вопросов, и культуры, и так далее... И такая возможность там есть. Все будет зависеть от того, как такие идеи воспримет сегодняшняя команда, как дружно она будет работать».

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У КАМАЗА?

Почему все-таки произошел 14 апреля 1993 года тот страшный пожар на заводе двигателей, на многие годы предопределивший судьбу автограда? «Это даже я сказать не могу, — заметил гость редакции, который тогда уже возглавлял город и был в курсе практически всего происходящего там. — Как рассказывают, произошел взрыв масляного трансформатора, масло растеклось. Крыша была сделана не по технологии, и она загорелась. С крыши все и началось».

После пожара Алтынбаев отправился к гендиректору КАМАЗа Николаю Беху: «Некое соболезнование выразить, если так можно сказать. Я ему сказал: слушай, не строй новый корпус. С технологом посиди, распределите все детали и узлы по всем заводам. В любом случае найдется механообработка, вообще все-все-все найдется. И второе: на КАМАЗе тогда был завод по ремонту двигателей. Он делал практически все то же самое, что и сгоревший завод двигателей, ремонтировал старые двигатели. Там надо было поставить несколько станций испытания двигателей, еще пару небольших корпусов... Но, видите, у каждого свое понимание. К сожалению, не прислушались. А можно было уйти от затрат. Но кому-то эти затраты нужны были».

О сегодняшнем дне КАМАЗа Рафгат Закиевич сказал: «Я знаю, что есть стратегия до 2020 года. Знаю, что в стратегическом плане КАМАЗ пытается увеличить свое присутствие на рынке Российской Федерации, там сегодня где-то 37 процентов. КАМАЗ пытается усилить свое влияние на рынке стран СНГ, Африки, Латинской Америки, в Бразилии. Вот такие достаточно крупные куски земного шара. Но нужна модернизация с точки зрения модельного ряда. Идти по пути АвтоВАЗа нельзя: «копейка», потом «тройка» будет, потом «семерка»... Все это медленно и никаким образом не меняется. А мир-то ведь в пять лет раз делает, по крайней мере, рестайлинг точно. А то и полное обновление. Они не стоят на месте и не держатся за двигатель вчерашнего дня. Научная мысль работает над двигателем будущего. То же самое должно происходить и здесь. Понятно, что КАМАЗ в этом смысле работает, я знаю, что они с австрийцами, с немцами и так далее входят на контакт. Дай Бог, чтобы все получилось».

На несколько провокационный вопрос, кто в Челнах должен быть хозяином города, руководитель КАМАЗа или все-таки мэр, Рафгат Закиевич ответил однозначно: «Хозяином должен быть мэр». А также заметил: «Я всегда говорил: мы не можем только на один КАМАЗ надеяться. Было бы глупо, если бы я, как мэр, сидел у ворот КАМАЗа и ждал».

На вопрос, есть ли будущее у КАМАЗа, Алтынбаев довольно оптимистично заявил: «Все зависит от того, насколько хватит упорства на то, чтобы реализовать стратегию». А насчет того, есть ли будущее у Челнов без КАМАЗа, заметил: «Нет, сейчас уже нет. На КАМАЗе сейчас где-то 50 с лишним тысяч человек работают. Представьте, что не стало КАМАЗа, что с этими 50 тысячами делать?»

ПОКА НЕ СОЗДАШЬ ПРОИЗВОДСТВА — БЛАГА НЕ ЖДИ

Однако именно в такой ситуации Челны оказались после пожара на заводе двигателей. Алтынбаев рассказал: «Тогда появилась проблема занятости людей. Практически 54 тысячи работающих на КАМАЗе оказались на улице, чуть ли не в одну неделю. Такая огромная социальная проблема свалилась! Но мы не растерялись. Как раз тогда, по сути дела, был объявлен некий клич предпринимателям: давайте, ребята, увеличивайте рабочие места, и я вам уступаю налог на прибыль».

Иными словами, увеличиваешь на своем предприятии количество рабочих мест — уменьшаются налоги. «Но эти льготы отдавались не просто так, — говорит гость редакции. — Я специально создал тогда управление по развитию малого и среднего бизнеса, это была наша инициатива, такое управление было создано впервые в республике. И я сказал: правила должны быть понятные. Раз мы уступили вам налог, значит, вы тоже будете отчитываться, что вы на эти деньги купили. И они в полгода раз приходили в управление и писали отчет. Купил оборудование — молодец! Увеличил на два человека число работающих — молодец! Вот таким образом была выработана система».

Впрочем, политику поддержки малого и среднего бизнеса (МСБ) Алтынбаев проводил в Челнах и раньше. Город освобождал вновь организованные предприятия МСБ на три года от всех налогов, кроме подоходного. Экс-мэр Челнов признается: «Когда ты уступаешь льготы, тебе кажется: ох, не будет хватать городу! Но это сиюминутные переживания. Годичные, может быть. Но через два года ты видишь, что эти предприниматели встали на ноги, окрепли, около них уже не два работающих, а четыре. Эти четыре человека начинают платить подоходный налог. Это серьезная добавка. А она могла пройти, как говорится, мимо кассы».

Помогала челнинская администрация и малому бизнесу, который начал работать самостоятельно, без всяких льгот: «Но чтобы им на ноль выйти и немножко получать прибыль, я их тоже освободил на три года от налогов. Потому что сгубить ума много не надо. Можно было с него все время просить, просить, он бы, бедняжка, не развивался, станки бы не покупал, оборудование не покупал. И потихонечку бы стух. А мы сделали, чтобы он окреп. И уже налог на прибыль есть, подоходный, само собой, налог на имущество».

Рафгат Закиевич убежден, что и сегодня надо всячески развивать малый и средний бизнес: «Весь мир живет на этом. Еще никто другого не придумал. Пока не создашь производства и не обеспечишь людей работой, блага не жди, это однозначно». Эту идею он рассматривает как возможный новый импульс для развития Челнов.

«КОГДА ГОВОРЯТ ПРО ПОЛЬЗУ САНКЦИЙ, МНЕ СМЕШНО»

Среди вопросов, которые прислали на интернет-конференцию читатели, был и животрепещущий вопрос о санкциях против России. «Когда говорят про пользу санкций, — откровенно возмутился наш гость, — мне смешно. Можно подумать, надо было нас поддавить, и потом мы опомнились. Жареный петух клюнул, и мы начали работать. Это от лукавого. Зачем? Я скажу так. Средства же были у России, надо было эти средства, нефтяные доходы, бросить на развитие технологий у себя и закупку технологий за рубежом. Но больше — у себя. Тогда бы нас никакими санкциями не взяли. А сейчас зачем говорить: хорошо, что санкции, сельское хозяйство, наконец, задышит. А кто же запрещал заниматься этим раньше? Кто запрещал уходить от зависимости?»

Еще один горячий вопрос был о том, нужно ли стране отдельное ведомство по национальным вопросам. «Нужно!» — уверен Алтынбаев. Он считает, что «нельзя его куда-то прятать», рассовывать его полномочия по разным министерствам: «Мы богаты многообразием культур, мы сильны своей многонациональностью. Раз так, должен быть нормальный федеральный орган. Причем он должен быть заказчиком. Не просящим, а заказчиком. Это должен быть министр со статусом вице-премьера Российской Федерации. Человек, который мог бы любое министерство пригласить, мог бы координировать, чтобы решались задачи, связанные с межнациональными отношениями, и так, чтобы это видела каждая нация».

О многом рассказал наш гость за почти три часа общения в редакции «БИЗНЕС Online». О своей надежде, что Наиль Магдеев, новый руководитель Челнов, будет одним из лучших мэров в Татарстане. О местном самоуправлении, которое в России по сей день остается без денег, и потому мало что значит. О российских регионах, которых федеральный центр загнал в роль вечных просителей. О своих встречах с Владимиром Путиным, своих отношениях с Сергеем Мироновым, своей благодарности за хорошую школу Минтимеру Шаймиеву. Алтынбаеву также задали много вопросов об известном путче глав мая 1998 года — и журналисты изумились: это какие же секреты скрываются за теми давними событиями, если 15 лет спустя Рафгат Закиевич дипломатично уклонился от обнародования подробностей! Зато он охотно рассказал про банк «Камский горизонт», в котором возглавляет наблюдательный совет. А как президент федерации «Комбат самообороны России» пригласил на второй чемпионат России, который пройдет — ну, конечно же! — в Челнах. А еще Алтынбаев высказал свое мнение о судьбе футбольного клуба КАМАЗа. Все подробности — в стенограмме, которая будет опубликована на сайте «БИЗНЕС Online».