DSC_0323.jpg

ДЕФИЦИТ МАЛЫХ ФОРМ

В Казани, несмотря на обновление облика города, связанное в том числе и со строительством крупных спортивных объектов Универсиады, существует явный дефицит малых форм — сооружений, несущих функционально-эстетическую нагрузку. Ну а советская градостроительная традиция, включавшая этот компонент, по известным причинам была прервана. Последние два десятилетия новая жилая застройка в Казани, как, собственно, и в других российских городах, возводилась по принципу максимального освоения территории без учета создания не только комфортного, но и эстетически привлекательного пространства. И открывшийся недавно Шахматный сквер — первый в Казани за многие годы пример возвращения художественной составляющей в процесс проектирования города. Это детская площадка с эстетической функцией — наполовину арт-проекты, наполовину игровые объекты. Это место для отдыха, для детских игр.

Кстати, открытие также стало финальным мероприятием фестиваля малых архитектурных форм «Архстоун», который прошел в конце лета. Этот фестиваль организован компанией «Ак Барс Девелопмент» совместно с Казанским государственным архитектурно-строительным университетом, его цель — продвижение в соответствии с современными тенденциями актуального дизайна малых архитектурных форм в Казани. Я и сама участвовала в организации и подготовке этого фестиваля, и вообще эстетика городской среды меня очень интересует, так что я всячески способствовала тому, чтобы проект завершился реализацией. Поэтому для понимания того, какой дизайн сейчас актуален для городской среды, фестиваль посетили известные российские художники: Андрей Люблинский из Санкт-Петербурга и Олег Татаринцев из Москвы.

Шахматную тему для сквера подсказал советник по архитектуре и градостроительству компании «Ак Барс Девелопмент» Дмитрий Пузырев. Он увлечен шахматами и часто принимает участие в корпоративных соревнованиях. Ну а в процессе творческих изысканий стилизованные шахматные фигуры были дополнены новыми образами: в композицию были включены силуэты домино и компьютерного джойстика. Усиливают художественное воздействие яркие локальные цвета, в которые окрашены декоративные скульптуры. В темное время суток эффект усиливается благодаря светильникам кубической формы, излучающим фиолетовый, зеленый и белый свет. Но не только декоративные формы, выполняющие при этом и игровую функцию, присутствуют на площадке: в ансамбль включены скамейки с сиденьями из деревянного бруса. Весной композицию сквера дополнят зеленые насаждения.

DSC_0324.jpg

«ПРОЦЕНТ НА ИСКУССТВО»

Подобные архитектурные украшения должны быть в каждом дворе, и говорить о перспективах такого явления в Казани нельзя. Это просто должно быть! Это компонент городского пространства. В советское время образ новых районов разрабатывали совместно с архитекторами художники-монументалисты и скульпторы. Эта практика до сих пор процветает за рубежом, где существуют специальные государственные программы, обязывающие девелопера-застройщика выделять средства на художественное решение среды, так называемый percent for art — «процент на искусство». Благодаря этой практике западные города насыщены как малыми архитектурными формами, так и современной скульптурой: любая уважающая себя корпорация обязательно устанавливает рядом со своим офисом декоративный или тематический монумент. А муниципалитеты регулярно объявляют грантовые конкурсы на проведение паблик-арт фестивалей.

У нас же в Казани дела с этим обстоят плохо. Во-первых, скульптор — единичная профессия. Во-вторых, советские скульпторы, которые трудились в свое время, уже пожилые и не работают. У нас сейчас вообще один скульптор — Асия Миннуллина, известная по работе над памятником возле «Водоканала» и над памятником Благотворителю на Ярмарочной площади. Но она продвигает как бы академическую, но на самом деле социально-реалистическую эстетику. И получается, что это вся та же советская пропаганда в новом изводе. Конечно, все это идет вразрез с тем пониманием искусства, дизайна, архитектуры, которые сейчас существуют, такой анахронизм.

DSC_0319.jpg

Выход здесь в том, что не должно быть монополии одного скульптора на весь город, пусть и при поддержке управления архитектуры. Должно быть множество разных течений, и, конечно, должна быть современная, абстрактная линия. Молодые архитекторы-дизайнеры, принявшие участие в фестивале «Архстоун», вдохновленные реальным воплощением их проекта, планируют продолжить сотрудничество с девелоперами не только на следующий год в рамках фестиваля «Архстоун-2015» — они готовы в ближайшее время разработать новые предложения, создать концепцию средового дизайна для Казани.

Гузель Файзрахманова