ПОЖАР НА ХЛЕБОЗАВОДЕ

Несмотря на то, что в ТПП собралось не очень много народу, презентация современных технологий для решения различных бизнес- и образовательных задач казанским игропрактическим центром получилась очень яркой. Собравшиеся могли, что называется, на практике посмотреть, как их можно применить. Многие экспонаты игротеки уже вовсю используются как в бизнесе, так и в образовании. К примеру, в игру «Хлебозавод» с удовольствием играют студенты кафедры промышленной экологической безопасности КНИТУ-КАИ уже несколько лет. Суть ее заключается в следующем: есть 3 игровых стола, на каждом разрабатываются действия по ликвидации чрезвычайной ситуации. В команде двое пожарных, спасатель, медик. Модератор играет за огонь, который может менять свое направление туда, куда ему вздумается. Разговаривать у игрового стола запрещено. Все решения обсуждаются немного в стороне от игровой площадки.

Есть еще одна команда — это комиссия по ЧС. Связь с ней осуществляется через рацию для большего приближения к реальной ситуации. Она может выделить дополнительные средства для ликвидации пожара, но командам нужно правильно скоординировать их действия.

«Наши студенты отдельно учат теорию риска, пожаро-взрывозащиту, организацию ведения спасательных работ, — говорит преподаватель вуза, профессор и доктор педагогических наук Елена Муравьева. — И несколько лет назад пришла идея придумать механизм, по которому они начали бы на практике применять свои полученные знания. Тем более пришли новые стандарты, которые просили нас ввести до 25 % активных методов обучения в образовании. Поскольку у нас на кафедре работает много людей из МЧС, которые знают, как правильно действовать в подобных ситуациях, эта игра разрабатывалась с учетом всех нюансов с их стороны. В итоге студенты просто в восторге от процесса. Если на 4 курсе они играют как слепые котята, действуют по интуиции, то на 5 курсе испытывают гордость от того, что знают, как правильно нужно действовать. Самое интересное — это процесс обсуждения, когда начинается анализ, почему, несмотря на действия игроков, скажем, стена все равно обвалилась. Таким образом у них формируется аналитическое мышление, и на практике они быстрее принимают решение. Мы уже думаем, как переместить этот опыт для ГИБДД, потому что мы с ними тоже сотрудничаем. У гаишников есть подобные разработки, но рассчитаны только для детей. А для подготовки сотрудников таких игрушек нет. Да и МЧС так же заинтересован в аналогичных наработках, они борются и с другими катаклизмами и нежелательными ситуациями».

По словам разработчика проекта Петра Шилова, эта игра не одноразовая и в нее можно играть как в шахматы, постоянно вводя новые элементы и усложняя задачу. На разработку может уйти как от одной недели, так и до полугода: «В игре важно ухватить баланс, его рассчитать нельзя. Так, чтобы было трудно играть, но все же можно было пройти». Стоить такой проект для заказчиков может от 200 до 500 тыс. рублей в зависимости от того, кому в итоге будут принадлежать авторские права. Так как время у участников было ограничено, они смогли пройти только малую толику «Хлебозавода».

КАК КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ ВЛИЯЕТ НА ДЕЛОВУЮ КОММУНИКАЦИЮ

Зато в «Космическую станцию» смогли поиграть все желающие, в том числе и корреспондент «БИЗНЕС Online». Она уже более приближена для любого рода бизнеса и выявляет культуру деловой коммуникации в коллективе.

Минимальное количество игроков — 8 человек, каждый из которых представляет определенную страну. Каждая страна собирает свой модуль, модуль собирается из набора технических узлов. Требования к тому, что должно входить в модуль, есть в документации к игре. У каждого игрока есть определенный набор узлов. В итоге нужно собрать модуль таким образом, чтобы он соответствовал требованиям из документации. Для того чтобы запустить его на орбиту, нужно получить согласование у двух партнеров по игре. Но самое интересное заключается в том, что общаться страны между собой могут только с помощью телеграмм, никакого вербального общения. Игроки могут сделать не более 5 посланий в любую из стран участниц, следовательно, решить свою задачу за 5 ходов...

В итоге за 15 минут свою задачу выполнили только 3 человека, корреспондент «БИЗНЕС Online» оказался не в их числе. Соответственно, космическая станция так и не заработала.

«Задачи могут стоять разные, космическая станция была выбрана для наглядности», — говорит разработчик данного проекта Людмила Смеркович. — Сейчас очень остро стоит вопрос повышения компетенции персонала, особенно в работе над проектами. Эта игра связана с согласованием в сложном проекте. И это очень типовая ситуация для нашей страны. Она может вскрыть массу недоработок, стандартных ошибок, которые совершаются в коллективе. Мы сначала проигрываем ситуацию, как правило, не решая поставленную задачу, разбираем, что произошло, а потом даем матч-реванш. Обидно же, когда ты считаешь себя квалифицированным инженером или управленцем и не можешь такую ерунду в виде виртуальной космической станции собрать. После второго раза опять идет анализ, что и как было сделано, и, как правило, в коллективе после таких экспериментов улучшается коммуникация. В данном случае вопрос стоит не в том, кто виноват, а что делать. То что происходит в игре, легко перекладывается на ситуацию и из реальной жизни. Игра нацелена на вскрытие дефектов деловой коммуникации. Даже наша ситуация показала, насколько разным может быть подход к одним и тем же вещам. К примеру, один из игроков не понял, на каком основании должен совершать подпись, и отложил согласование с запуском модуля, таким образом, не дал человеку выполнить свою задачу. Другой участник оказался очень обстоятельным, собрал в стопку всю корреспонденцию, и когда начал ее разгребать, время уже закончилось». Корреспондент «БИЗНЕС Online» не смог собрать необходимые узлы, и тоже провалил задачу.

«Нам не важно, выиграли вы или проиграли, главное — чтобы в диалоге вы могли понять свои ошибки и проанализировать их», — говорит Смеркович.

ВСЕХ НА ПАРОХОД, ДА ПО ЛАДОГЕ

По словам игропрактиков, существуют и очень сложные управленческие игры, способные решать более сложные задачи. Технологию придумали американцы еще в 60-х годах, когда в компаниях начали сталкиваться с определенной ситуацией. Лицо, принимающее решение, не может вникнуть в суть проблемы, потому что у него их может быть огромное количество. Собираются эксперты, по особой процедуре прорабатывают вопрос, получают некую карту будущего, указывают ключевые точки и делают презентацию со слайдами для руководителя. И он уже видит слабые звенья, понимает, что если сегодня не профинансировать определенный сегмент производства, то через 5 лет будут неприятные последствия для всего предприятия. Такие «игрушки» называются форсайтом и нацелены на планирование долгосрочного результата.

Борис Фетисов
Борис Фетисов

«Я знаю, что существует, к примеру, форсайт по развитию Дальнего Востока, — говорит председатель правления казанского игропрактического центра Борис Фетисов. — Но эти игры довольно продолжительны по времени. К примеру, агентство стратегических инициатив собирает значительный интеллектуальный ресурс, погружает людей на пароход и отправляет его по Ладоге, где нет ни интернета, ни сотовой связи и ничего не отвлекает от разработки игровой или практической стратегии. За счет подобных мероприятий нередко кто-то кооперировался с другим участником, и открывался новый бизнес. Потому что во время игры выяснялось, что люди одинаково смотрят на будущее и мыслят одинаковыми категориями».

Подобная открытая презентация новых игровых практик в Казани проводилась впервые. Фетисов посетовал, что на мероприятии фактически не было представителей бизнеса, видимо, у этого сектора экономики нет никаких проблем... Однако его порадовало, что на мероприятие пришло много тех, кто работает в вузах. «Образование находится в проблемной зоне, и вопрос по применению новых технологий для них по-настоящему актуален», — признался Фетисов.