«МНОГИЕ ГИМНАСТКИ ПЕРЕХОДИЛИ В ШКОЛУ БАЛЕТА»

— Светлана, вас заинтересовала тема спорта, поэтому я делаю вывод, что вы или имеете к нему прямое отношение, или любите смотреть спортивные соревнования. Я права?

— Спортом я занималась лишь «в легкую», а вот спортивные соревнования смотреть люблю. И за Универсиадой в Казани мы с дочкой следили, и за Олимпиадой в Сочи. Во время Универсиады ходили на соревнования по художественной гимнастике, на выступления мужчин в спортивной гимнастике. Очень болели, кричали, поддерживали спортсменов! Дочка ходила и на церемонию закрытия.

— Почему именно гимнастика привлекла ваше внимание?

— Дело в том, что София учится в хореографическом училище. Балет — это высокое искусство танца, но по подготовке, тренировкам на одном уровне со спортом. И эмоциональное воздействие играет не последнюю роль. Поэтому мы с ней всегда смотрим художественную гимнастику, обсуждаем выступления спортсменок.

Я знаю, многие гимнастки со временем переходили в школу балета. Исполнители на балетных конкурсах и некоторых постановках современного балета добиваются техники, часто превосходящей даже возможности спортсменов. Но всегда главным критерием будет художественный образ, созданный под музыку и подчиненный особой драматургии. Ведь не зря говорят, что балет — это «душа танца». Вот и в театре балета Бориса Эйфмана все балерины не ниже 175 сантиметров, потому что, как он сам говорит, надо показать красоту тонкости линии.

— И как вы относитесь к современному балету?

— Я считаю, что сцена театра — это все-таки не та площадка, где следует демонстрировать возможности тела. Вот художественная гимнастика — другое дело. Это приятно и уместно смотреть. А балет — это прежде всего искусство, а не спорт.

— А что сегодня преподают в хореографическом училище — классический или современный балет?

— Прежде всего база — это только классика. Только овладев классическим танцем, можно думать о модерне.

— Ваша дочь собирается стать балериной? Куда она пойдет по окончании училища?

— Нужно окончить хореографическое училище. Поступают в училище после начальной школы 25 девочек, а получают дипломы «артист балета» — 5 - 7 человек. Вот такая «арифметика». И каждый, кто захочет продолжить образование в высшем учебном заведении, поступает в Казанскую консерваторию на балетное отделение. Кроме классического балета дочь интересуется политикой, для чего усиленно занимается языкам. Правда, ей всего 14 лет и планы могут измениться.

«А ТУТ НАЧАЛАСЬ ПЕРЕСТРОЙКА, И Я ПОШЛА НА КУРСЫ МАКИЯЖА...»

— Хорошо, что у ребенка есть планы! А теперь расскажите о себе — где вы учились, чем сегодня занимаетесь?

— Окончила КАИ, по первому образованию я инженер-математик. По окончании вуза работала на кафедре информатики Казанского педагогического института и преподавала информатику школьникам. В то время в школах компьютеров практически не было, и они приходили на занятия в пединститут. А тут началась перестройка, и я пошла учиться на курсы макияжа...

— Инженер-математик и макияж — как это вяжется?!

— В детстве я окончила художественную школу, а когда училась в КАИ, работала художником на фабрике «Спартак». Тяга к украшательству у меня была всегда... Потом я окончила Казанскую школу дизайна при архитектурно-строительном университете. Также брала уроки живописи у художников. Это был 2003 год. Первые свои проекты я чертила от руки и рисовала эскизы акварельными карандашами, затем самостоятельно освоила компьютерные конструкторские программы. От Московской школы декораторской детали я ездила в Англию — прошла двухнедельный курс в Высшей школе дизайна в Челси. По окончании курсов мы даже защищали свой проект.

«СНАЧАЛА КВАРТИРУ В КАЗАНИ, ПОТОМ В МОСКВЕ, ПОТОМ ДОМ ПОД КАЗАНЬЮ»

— Что сегодня «украшаете»?

— В 2009 году мы с подругой Оксаной Обуховой создали студию интерьерного дизайна «MEZON стиль», где я сегодня работаю руководителем и дизайнером.

— У вас большая компания?

— Обычно мы справляемся вдвоем, но когда бывает «завал» работы, нанимаем помощников. Есть и свои бригады отделочников. Мы также берем на практику студентов из архитектурно-строительного университета.

— Часто бывает, что общий бизнес ссорит друзей. Вы не боитесь этого?

— Чтобы избежать этого, основной принцип — вс: ровно пополам: и объем работы, и доходы. У нас с подругой разделение труда: она больше конструктор, а я «художник», поэтому практически над каждым заказом трудимся вместе.

— А если вдруг одна решит, что другая меньше работает?

— Даже малейшую такую мысль надо пресекать в себе на корню! И тогда все будет нормально.

— За пять лет работы клиенты вашей студии измеряются десятками или сотнями?

— Понимаете, дизайн — это такая вещь, что если человеку понравилась твоя работа, он будет обращаться еще и еще: сначала оформить квартиру в Казани, потом в Москве, потом дом под Казанью... Если посчитать заказчиков с учетом всех обращений, то их сотни. У нас ведь девиз такой: заказчик должен быть счастлив. И мы стараемся, порой даже себе в ущерб, исправляя свои промашки в расчетах.

— Какие объекты вы оформляете?

— Квартиры, дома, школы, рестораны, кафе, бары, магазины, салоны красоты, мебельные салоны. Мы и экстерьеры рисуем, и интерьеры. Мы не делаем проекты домов, но вот эскизы их внешнего вида делаем и потом работаем с архитекторами над воплощением нашей задумки. А вот интерьеры, внутренний вид помещений разрабатываем полностью — от идеи до проекта с детальными проработками.

— Что интереснее и сложнее оформить — маленькую квартиру или большой дом?

— Сложнее спроектировать дизайн маленькой квартиры, а интереснее работать в большом доме, где можно «развернуться». Одно время шли заказы на дизайн однокомнатных квартир. И мы делали из нее просто «хоромы»: и маленькую спаленку выгораживали раздвижными дверями, и гардеробную, и из лоджии делали дополнительное жилое пространство. Люди приходят и глазам своим не верят, что такое можно было сделать с их «однушкой»... И, конечно, в маленькой квартире работы не меньше, чем в большом доме, потому что нужно высчитать и эффективно использовать каждый сантиметр.

— Но, наверное, из однокомнатной «хрущевки» такие «хоромы» не построишь?

— Нет, конечно. Речь идет о современных однокомнатных квартирах, где площадь все-таки побольше.

— Часто заказывают оформлять большие дома, этажа в три?

— Бывают и такие заказы. Вот, например, трехэтажный дом оформляли в Васильево.

«СТАРЫМ ВЕЩАМ НАДО ДАТЬ НОВУЮ ЖИЗНЬ»

— Ваших заказчиков можно назвать партнерами во время работы? Они имеют право голоса, или вы диктуете им свою волю?

— Конечно, мы прислушиваемся к пожеланиям заказчика. Работа будет сделана на все 100 процентов только при условии, если я услышу, что хочет заказчик получить в итоге. Главное — услышать и работать на одной волне, в унисон.

— А споры с заказчиком допускаются, ведь они все-таки не специалисты в дизайне и ремонте? Или клиент всегда прав?

— Если я вижу, что пожелания заказчика расходятся с законами композиции, цветовых решений, то приходится переубеждать. Ведь заказчик чаще всего не понимает, что будет на выходе, а я вижу итоговую картинку. В таких случаях я обычно говорю: вы делаете ремонт один раз в 10 - 15 лет, а я этим занимаюсь каждый день! Конечно, опыта у дизайнера больше.

— Дизайн — это дело моды, всегда появляется что-то новое. Наверное, приходится постоянно держать руку на пульсе?

— Конечно! Мы часто посещаем всевозможные выставки и мастер-классы по всему миру. И каждая такая поездка, каждая встреча дает новый толчок в работе, какой-то прорыв случается.

— Ну, например, какой конкретный «выхлоп» был от очередной поездки?

— Когда была в США по программе профессионального развития, поразилась, как трепетно там относятся к своей истории: ни один старинный гвоздик не выбросят, а обыграют в новом интерьере. А когда я вернулась и начала работать над очередным заказом, предложила хозяину дома не выбрасывать доски с потолка, на чем он настаивал, а придать им новый вид, поскольку они были очень красивыми. Мы доски только слегка отреставрировали и покрыли лаком, и они заиграли новыми красками. Старым вещам надо дать новую жизнь и вписать их в новый интерьер.

— В интерьере большую роль играют многие вещи: мебель, шторы, вазочки, какие-то милые безделушки. Вы их тоже сами подбираете?

— Конечно, ездим и все покупаем! Мы не просто рисуем картинки, но и воплощаем их. Мы даже все материалы для ремонта сами выбираем и рассказываем строителям, как и что надо сделать, что на выходе должно получиться. Это называется авторский надзор.

— Правила фэншуй вы соблюдаете?

— Ни в коем случае! Потому что это не наша культура, не наша традиция и ментальность. Восточная цивилизация насчитывает 5 тысяч лет, а наша — всего 2 тысячи. Разве мы можем постичь эту громадину? У них все эти знания заложены в генотипе. Мы знаем фэншуй очень поверхностно, поэтому нам он может принести вред. Мы должны жить сообразно своим традициям и культуре.

«СЛУШАЙТЕ СВОИ ОЩУЩЕНИЯ!»

— Какой совет дадите тем, кто сам оформляет свое жилище?

— Не следует гнаться за модой, а надо делать так, чтобы вам в вашем доме или квартире было комфортно. Слушайте себя, свои ощущения! И еще один совет: избегайте острых углов, пусть все будет плавным и обтекаемым.

— Как вы для себя открыли газету «БИЗНЕС Online»?

— Как-то летела в Москву вместе с заказчиком, а он на iPad читал вашу газету. И я начала читать. И с тех пор я периодически захожу на сайт газеты. В первую очередь меня, конечно, привлекают вопросы культуры, общественной жизни, но всегда глазами пробегаю по всем новостям, чтобы быть в курсе событий.

— Светлана, спасибо за внимание к нашей газете. Успехов вам!