КАЗАНСКИЙ РЕКЛАМЩИК АЛЕКСЕЙ МАМАКОВ СТАЛ ГЛАВНЫМ В РОССИИ ПО ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ УРНАМ

Как выяснил «БИЗНЕС Online», Татарстан в лице своего бизнеса внес непосредственный вклад в транспарентность недавних выборов на уровне всей страны. Избирательные участки от Калининграда до Чукотки были оборудованы прозрачными урнами, произведенными казанской фирмой «Неон-Арт» из местного поликарбоната. Гендиректор компании Алексей Мамаков рассказал нашему изданию, как председатель ЦИК Владимир Чуров, лично принимая образцы, заставил его переделать логотип фирмы.

«Неон-Арт» выиграла 35% тендеров российского Центризбиркома на оснащение избирательных участков прозрачными урнами

УРНА ВМЕСТО БИЛБОРДА

Группа «Неон-Арт», известная как один из крупнейших производителей вывесок и информационных конструкций, выиграла 35% тендеров российского Центризбиркома на оснащение избирательных участков прозрачными урнами. К выборам, прошедшим 14 сентября, казанцы изготовили 115 тыс. «изделий» для более чем 700 «адресов доставки». Половина изготовленных урн — стационарные, остальные — переносная модификация. География поставок — от Калининграда до Камчатки, включая такие отдаленные уголки, как Новая Земля, куда урны завозили самолетами Ил-76 по спецпропускам. В список вошли также новые регионы страны — Крым и Севастополь.

По словам гендиректора «Неон-Арт» Алексея Мамакова, на поиск новых ниш его сподвиг передел рынка наружной рекламы в Казани. Некогда его фирма была одним из крупнейших операторов, занимая 15% рынка. Но на последних аукционах, организованных исполкомом, ему удалось выкупить лишь символические 18 щитов. После этого компания стала целенаправленно отслеживать новости, чтобы найти новые рынки.

«В апреле 2014 года мы приняли участие в тендере ЦИК на поставку прозрачных урн, представили свой продукт. Потом уже прошли торги на понижение. Было порядка 28 опционов, из них 11 мы выиграли», — говорит Мамаков.

Стоимость госконтракта не раскрывается, но, согласно данным портала Russia-opt.com, общая сумма исполненных заказов ЦИК — более 267 млн. рублей

Основными конкурентами «Неон-Арта» в тендерах выступили компании из Москвы и Ростова-на-Дону. Стоимость госконтракта Мамаков не раскрывает, но, согласно данным портала Russia-opt.com, общая сумма исполненных заказов ЦИК — более 267 млн. рублей. Самый крупный — 65,2 млн. рублей — для Сибирского федерального округа.

«ЛАТИНИЦУ НАДО ЗАМЕНИТЬ, А ТО СКАЖУТ, ЧТО УРНА АМЕРИКАНСКАЯ»

Окончательно образцы урн принимал лично председатель ЦИК Владимир Чуров в апреле 2014 года. Казанские модели, по словам Мамакова, ему сразу понравились. Единственное, что бросилось в глаза, — это логотип Neon-Art на пластмассовом дне. «Что это такое?» — возмутился было он. Казанцы ответили, что изделие являются плодом их творчества, и в условиях тендера нет запрета на размещение логотипа изготовителя.

ELG_4672.jpg
Алексей Мамаков с гордостью демонстрирует свою продукцию

Чуров согласился сохранить лого, если начертание Neon-Art латиницей будет заменено на кириллический вариант. «А то скажут, что урна американская», — проявил он политическое чутье. Арт-директор «Неон Арта» Николай Нефедов добавляет, что компании пришлось переделывать логотип впервые за 20 лет работы. В итоге, чтобы согласовать окончательный макет урн, казанцы ездили в Москву трижды, подгоняя образцы под требования заказчика.

Мамаков с гордостью демонстрирует свою продукцию. На импровизированной выставке в «Неон-Арт» представлено 10 прототипов стационарных «ящиков для голосования» и 11 прототипов переносных. Среди них есть и прозрачный чемоданчик, с которым члены избирательных комиссий ходили на дом к избирателям, лишенным личной возможности посетить избирательный участок.

К выборам, прошедшим 14 сентября, «Неон-Арт» изготовил 115 тыс. изделий для более чем 700 адресов доставки

Стационарный ящик, по словам Мамакова, должен быть прозрачным, выдерживать 70 кг груза и обязательно иметь систему пломбирования. Конструкция урны должна быть такова, чтобы бюллетень просовывался только в специальную щель и не вынимался без повреждения пломб. Вес изделия не может быть больше 15 кг; урна также должна легко переноситься и собираться, желательно без использования специального инструмента.

СПАСИБО СИДЯКИНУ

Примечательно, что инициатором законопроекта об использовании на выборах прозрачных урн стал не кто иной, как депутат Госдумы от Татарстана Александр Сидякин. Согласно инициативе парламентария, стационарные урны должны быть изготовлены из прозрачного или полупрозрачного материала. По логике депутата, это должно повысить эффективность общественного контроля за соблюдением избирательного закона. Нижняя палата парламента приняла закон в прошлом году. Тогда же говорилось, что новыми урнами предстоит оборудовать 95 тыс. избирательных участков по всей стране, на что потребуется около 1 млрд. рублей бюджетных средств.

Что интересно, в 2010 году аналогичное предложение по прозрачным урнам вносили депутаты от «Справедливой России», но проект даже не стали рассматривать, поскольку не было заключения правительства. Но уже тогда Чуров заявил, что идея ему понравилась. На выборах президента России весной 2012 года прозрачными урнами было оборудовано 36,6% избирательных участков.

Урна должна легко переноситься и собираться, желательно без использования специального инструмента

ЦИК РТ: УРНЫ «НЕОН-АРТА» ЭСТЕТИЧНЕЕ МОСКОВСКИХ

Курьезный факт: для Татарстана «Неон-Арт» изготовил только переносные урны. В тендере на поставку стационарных урн победила московская компания «Крот», предложившая более низкую цену.

Председатель ЦИК РТ Экзам Губайдуллин находится в отпуске, но в кратком телефонном разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Onlinе» отметил, что доволен продукцией «Неон-Арта». Его заместительница Валентина Каменькова отмечает, что продукция казанской и московской компании похожи. Но, по ее мнению, урны производства «Неон-Арт» все-таки выглядят эстетичнее и показались более прочными. Качество продукции «Неон-Арта» зампредседателя ЦИК РТ оценила так: «Надежные, нормальные, эстетичные прозрачные ящики». Из плюсов также выделяет небольшой вес, что особенно чувствуется при сравнении с прежними железными ящиками. «Замечаний к урнам от комиссий не получили».

Производственый цех «Неон-Арта»

Возможности заработать на выборах для «Неон-Арта» еще не исчерпаны. 14 сентября голосование проходило только в половине субъектов федерации. А значит, к следующему единому дню голосования будут объявлены новые тендеры. Кроме того, со временем потребуются урны и на замену, ведь каждое изделие рассчитано на 10 лет эксплуатации.

«МОЛОДЦЫ, УСПЕЛИ ЗАРАБОТАТЬ!»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» узнал мнения экспертов о новом бизнесе известной казанской компании.

Лариса Фомина — генеральный директор группы компаний «Лариса» (рекламный холдинг):

— Если смотреть рынок наружной рекламы, то самый надежный сегмент — это рекламные щиты размером 3x6 и брандмауэры на стенах домов. Еще хороши, конечно, были крышные конструкции, но их запретили. А все остальное — это мелочевка, как ни крути. Но любая диверсификация, когда человек находит свободную нишу, — это всегда шикарно. Молодцы, успели заработать. Не знаю, конечно, насколько у них постоянными будут такие заказы.

Альберт Зиннатов — директор рекламно-производственной компании «3 АРТ»:

— В производстве рекламных носителей направления выпускаемой продукции бывают переменчивыми. Сегодня выпускается одна продукция, допустим, вывески, завтра это уже избирательные урны. Для того чтобы суметь перестроиться, необходимо иметь широкую производственную базу. У «Неон-Арта» она есть, что и позволило им после потери определенной доли на рынке рекламных щитов освоить и иной сегмент.

Справка

«Неон-Арт»