ПЬЯНЫЙ ВОДИТЕЛЬ ЗАБЛУДИЛСЯ В ТУМАНЕ

Версий относительно того, как снегоуборочная машина оказалась на пути Falcon, не так уж и много. Это либо ошибка пьяного водителя, свернувшего не туда в тумане (а он был достаточно сильный), либо недосмотр со стороны диспетчера, который должен отслеживать перемещения спецтехники, либо и то и другое вместе.

Аэропорт Внуково на данный момент не комментирует происшествие. В пресс-службе Внуково корреспонденту «БИЗНЕС Online» заявили, что комментариев по теме не дают, и посоветовали обратиться в следственный комитет. «Это их расследование, это к ним. Все наши комментарии, все, что нам есть сказать, опубликовано на сайте. Дальше идет расследование, комментируют совсем другие люди», — сказали в пресс-службе.

По факту авиакатастрофы следственный комитет РФ (СК) возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации судна воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»). СК сообщил, что отрабатывает все возможные версии, и рассказал, что водитель снегоуборочной машины был пьян.

На авиафорумах в сети тема катастрофы активно сейчас обсуждается. Некоторые утверждают, что Внуково не оснащен современной системой контроля за перемещением техники по летному полю и что диспетчеры вынуждены были визуально контролировать этот процесс для подстраховки. А так как в момент катастрофы в аэропорту был туман, то сделать это было проблематично. Водитель снегоуборщика, вероятнее всего, выехал не навстречу самолету, а двигался ему наперерез, поскольку чистил вторую взлетно-посадочную полосу, которая расположена перпендикулярно той, по которой взлетал бизнес-джет главы Total.

Во Внуково говорят, что все необходимое оборудование у них есть. В то же время, по информации агентства РИА «Новости», руление во Внуково в момент столкновения Falcon со снегоуборочной машиной контролировал диспетчер-стажер, который и мог допустить роковую ошибку. СК начал проверку Внуково. «Сам факт употребления алкоголя водителем не является чем-то уникальным», — сказал «БИЗНЕС Online» эксперт, хорошо знакомый с работой столичных аэропортов. Стал ли он решающим в случившейся трагедии, предстоит установить следствию.

КАК ПОВЕДЕТ СЕБЯ ПРЕЕМНИК?

Гибель Кристофа де Маржери будет иметь весьма далеко идущие последствия как для компании Total, так и для России. Французский топ-менеджер был одним из главных сторонников нашей страны в западном бизнес-сообществе. В последнее время он активно выступал против введения санкций. «Я открыто настаивал на том, что в глобальном смысле введение санкций и эмбарго не является эффективным решением», — говорил он, например, в июле этого года в интервью РБК. Весьма важен и тот факт, что де Маржери лоббировал переход с доллара на евро в мировой торговле, в частности, в нефтяной отрасли. Такие взгляды вряд ли были по нраву американскому истеблишменту. Это дает основание для сторонников теории заговора полагать, что гибель француза в московском аэропорту неслучайна.

У французского нефтяного гиганта большой портфель активов в нашей стране. Компания работает в России с 1991 года и добывает в нашей стране через зависимые общества около 200 тыс. баррелей в сутки, а также владеет 17% акций крупнейшей независимой газодобывающей российской компании «Новатэк». Вместе они участвуют в проекте Термокарстового месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе (у Total 49% в СП «Тернефтегаз») и в проекте «Ямал СПГ» (доля в 20%), который предполагает строительство завода по производству сжиженного природного газа. Первая очередь «Ямал-СПГ» должна быть запущена в конце 2017 года.

Весной этого года компания Total договорилась о создании СП с «Лукойлом» по разработке Баженовской свиты в Западной Сибири (доля французов — 49%). Total владеет 25% в Shtokman Development — операторе проекта по разработке Штокмановского газоконденсатного месторождения (51% принадлежит «Газпрому»). Проект был пару лет назад заморожен, французский нефтяной гигант вынужден был списать 350 млн. евро инвестиций, но недавно начались переговоры о его возобновлении в новом формате. В середине 90-х французская компания вела переговоры с «Татнефтью» о добыче тяжелой нефти в Татарстане, но они завершились безрезультатно.

ПОГИБ ДРУГ РОССИИ

Как поведет себя по отношению к российским активам и проектам новый глава Total, неизвестно. Старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова говорит, что «скорее всего, эта драма окажется очень резонансной, и для России в том числе». «Не факт, что новый глава французской сырьевой компании будет столь же расположен к российским проектам. И совсем не факт, что Total будет дальше так же заинтересована в плотном контакте с Россией», — полагает она. Глава фонда энергетического развития Сергей Пикин, напротив, считает, что Total не прекратит работать с Россией. Пресса даже сообщает имена возможных преемников Кристофа де Маржери, но о том, каково их отношение к России или к отказу от доллара, ничего пока не известно.

Впрочем, имиджевые потери Россия в любом случае понесет, особенно с учетом нынешнего негативного фона, сложившегося на Западе в отношении нашей страны. Так, некоторые иностранные СМИ (например, CNBS, Reuters, Wall Street Journal) в своих сообщениях о катастрофе использовали термин не погиб или умер (dies), а «убит» (killed) в катастрофе, сразу вынося антироссийский настрой в свои заголовки. Многие зарубежные издания также подчеркивают лояльность погибшего топ-менеджера к российским властям. Плохо и то, что Кристоф де Маржери возвращался во Францию сразу после встречи иностранных инвесторов с премьер-министром Дмитрием Медведевым.

«Конечно, последствия этого транспортного происшествия для России колоссальные. Имиджевые, политические, экономические», — заявил РИА «Новости» первый замглавы фракции «Единая Россия» в Госдуме Франц Клинцевич.

«ЕСЛИ ВОДИТЕЛЬ БЫЛ ПЬЯН, ЭТО ИДЕАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ СВАЛИТЬ ВСЕ НА НЕГО»

Олег Бабич — заведующий юридическим отделом федерального профсоюза авиационных диспетчеров России:

— Теоретически может быть все что угодно. И версии следствие будет рассматривать все возможные. При любых происшествиях с воздушными судами версия ошибки диспетчера всегда рассматривается. Естественно, точно так же рассматривается версия ошибки экипажа и какие-то иные причины. Говорить точно о том, что там произошло, пока рано, потому что сейчас собирается вся необходимая информация. Но есть то, что мы знаем от наших членов профсоюза: полоса в момент взлета была свободная, было дано разрешение на взлет. В момент взлета на полосу выскочила снегоуборочная машина. Поскольку скорость в момент столкновения была порядка 200 километров в час, это уже практически предвзлетное состояние, значит, 1 - 1,5 километра самолет уже пробежал по взлетно-посадочной полосе. Погода была плохая, визуально наблюдать, что там какая-то техника выскакивает, не представлялось возможным. Соответственно, обзорный локатор, который помогает диспетчерам контролировать ситуацию на площади маневрирования, на земле, к сожалению, работает с отставанием, не дает реальную картинку. Поэтому проконтролировать это тоже не представляется возможным. Надо понимать, что никакая техника на земле не имеет права выезжать на ВПП без разрешения диспетчера. Разрешения диспетчер не давал. По нашей информации, в крови водителя обнаружен алкоголь — 0,6 промилле. Я не готов утверждать, что это на 100 процентов так, но информация такая есть. Будем ждать официальной информации, создана комиссия, которая будет проводить расследование. Еще и следственные органы возбудили уголовное дело по факту гибели и тоже будут проводить самостоятельное расследование. Все данные со средств объективного контроля, объяснения со всех, кто так или иначе причастен, получены. Я надеюсь, что в ближайшее время мы получим более объективную картинку. Но можно точно сказать, что вины диспетчера нет, потому что в момент старта полоса была свободна и после старта никаких разрешений на выезд не давалось. Почему без разрешения водитель снегоуборочной машины выехал, непонятно, надо разбираться.

Кирилл Кондратенко — пилот с 20-летним стажем:

— Все работники снегоуборочных машин перед заступлением на смену проходят медкомиссию, то есть стартовый врач их выпускает, ставит им на путевку определенную отметку, расписывается. Сами работники ставят подпись в журнале. У них проверяется пульс, если стартовый доктор сочтет нужным, то проверяется давление, а при остаточных или наличии недавно употребленных спиртных напитков или наркотических веществ проверяется и на это. Это очень серьезно на самом деле. Если остаточный алкоголь будет обнаружен у водителя, пилота или диспетчера, то сначала его отстранят, а потом и уволят. Но он никогда уже не будет работать на этой должности. Для всех, кто имеет право выезжать на аэродром, а тем более пересекать и работать на ВПП, это очень серьезно.

Если водитель пьян, то это идеальная ситуация свалить все на него. Если бы он не был пьян и произошла такая ситуация, все было бы иначе. Видимость была 350 метров. Если в точке отрыва или перед этим самолет врезался в машину, то его скорость была порядка 220 километров в час, это порядка 65 метров в секунду. Нетрудно посчитать, что от момента, когда пилот увидел машину, до его реакции — не более 5 секунд. Но, возможно, сейчас этого никто не скажет, он мог машину вообще не заметить, если она находилась не по курсу взлета, потому что минимальная видимость на взлет при освещении центральной части ВПП, во Внуково она освещена, 200 метров. Получается, что пилот ничего не нарушил, взлетал при видимости 350 метров.

Все машины, которые перемещаются в аэропорту, должны быть оборудованы радиостанцией. Процедура такова: машина, если собирается пересечь полосу, останавливается, связывается с диспетчером старта или диспетчером посадки и просит разрешение на пересечение полосы. Разрешая, на себя берет ответственность диспетчер. После освобождения полосы машина должна доложить, что полосу освободили. В момент посадки самолета или нахождения какого-то транспорта на полосе включается специальное табло, оповещающее всех диспетчеров, причастных к взлету, посадке, рулению, что ВПП занята. А дальше могут быть только версии.

Я не знаю насчет самовольного выезда на полосу, это маловероятно, хотя возможна неадекватность, если водитель был пьян. Может быть, он заблудился, если у него было возлияние. Видимость в 350 метров — это почти ничего не видно. Может быть, он выполнял там какие-то маневры, а диспетчер разрешил взлет, понимая, что водитель находится на другом конце полосы, а на самом деле машина была на середине. Он мог потерять ориентировку и сказать: «Я здесь в конце полосы постою», — а на самом деле стоял на середине. Может быть такое? Может.

Может быть, диспетчер ошибся, что маловероятно, раз он был трезв, разрешив самолету взлет при горящем табло, что полоса не свободна. Как правило, это исключено, но тоже бывает, как в Омске в 1996 году, когда Ту-154 была разрешена посадка, а на полосе была уборочная техника. Тогда было больше жертв. Здесь очень много версий может быть. Но мне кажется, что это непроизвольный выезд на полосу без разрешения.