Павел Сигал
Павел Сигал: «Слава Богу, что живой»

ГОТОВ ВЫПЛАЧИВАТЬ ДОЛГИ

Накануне Павел Сигал в течение почти двух часов отвечал на вопросы журналистов и читателей «БИЗНЕС Online» — после его освобождения из «Матросской тишины» это было первое развернутое интервью СМИ. Павел Абрамович несколько дней после выхода на свободу держал тайм-аут, общаясь с семьей, а в среду побывал в Автоградбанке, где произошла смена руководства. Так что участие в интернет-конференции в каком-то смысле можно считать его первым полноценным выходом в публичное пространство.

В самом начале интернет-конференции Сигал сообщил, что планирует отказаться от должности президента «ОПОРЫ России» (напомним, что он является первым вице-президентом), на которую его выдвинули несколько региональных организаций. Выборы пройдут на съезде в конце октября в связи с тем, что бывшего президента организации Александра Бречалова выдвинули на пост секретаря Общественной палаты РФ. Сигала, по его словам, выдвинули региональные отделения, что произошло на этой неделе.

«Скорее всего, я скажу большое спасибо — мне пока надо поправить здоровье, надо поправить бизнес, — заявил он. — Я останусь в «ОПОРЕ», останусь первым вице-президентом. Пока, конечно, окончательного решения нет, но склоняюсь к этому».

66418.jpg
Венера Иванова ушла с поста председателя правления Автоградбанка по собственному желанию — причем такую инициативу, по словам Сигала, она проявила за полгода до его выхода на свободу

По словам Сигала, бизнес в результате событий последнего года действительно серьезно пострадал — насколько, пока непонятно. К «разбору полетов» региональных отделений центра микрофинансирования бизнесмен приступил позавчера и, по его словам, буквально прервал серию встреч с директорами, чтобы ответить на вопросы читателей «БИЗНЕС Online». Каков объем долгов, каков размер активов, как выходить из сложившейся ситуации — для ответа на эти вопросы, по его оценкам, понадобится месяц-два. Пока идет сбор цифр — с ряда регионов информация не поступала, местами она поступала в искаженном виде. Вместе с тем он отметил, что готов выплачивать долги, проведя реструктуризацию и определив порядок выплат.

Много шума в бизнес-среде наделала и отставка одного из самых уважаемых и авторитетных банкиров республики сразу же после выхода Сигала из «Матросской тишины». Венера Иванова, напомним, ушла с поста председателя правления Автоградбанка по собственному желанию — причем такую инициативу, по словам Сигала, она проявила за полгода до его выхода на свободу. Бизнесмен прокомментировал выбор нового председателя правления — напомним, что им стал Ринат Валеев.

«У Евгения Борисовича (Богачеваавт.) никаких сомнений не было, — рассказал Сигал о своих советах с банковским патриархом Татарстана. — Валеев создавал в республике три филиала крупных федеральных банков, по масштабам сопоставимых со средним банком республики. Это Бинбанк, ТрансКредитБанк, «Уралсиб». И за полтора-два года он создавал банки с портфелем 1,5 - 2 миллиарда, на уровне средних банков. Создавал, запускал — ему предлагали новые интересные направления, и он занимался им. Никакой он не «попрыгунчик», как говорят. Конечно, председателем правления банка он не работал, но управление филиалами крупных банков предполагает достаточно самостоятельную работу».

«Я ПОПАЛ В ЗАЗЕРКАЛЬЕ»

Свои ощущения в первые часы после задержания Сигал вкратце охарактеризовал так: «Я попал в Зазеркалье». Напомним, что он тогда гремел по всей стране: «маски-шоу» показывали по всем центральным каналам.

«Это была настоящая школа абсурда, — вспоминал он. — По всем СМИ проходит, что обвиняют в хищении 10 миллиардов, а потом втихаря в суд приносят обвинение, где 28 миллионов. И при этом в суде доказывают, что Сигал при аресте пытался скрыться! Слава Богу, было видео на территории банка! Но в суде выяснилось, что факта того, что я пытался скрыться, в протоколах не было. Грубо сляпано... В течение 11 месяцев меня не признавали предпринимателем. У меня есть официальные документы, где написано, что все созданные мною структуры созданы для противоправного завладения денежными средствами».

Между тем подобным бизнесом — выдачей кредитных средств под материнский капитал — занимается практически любой банк, пожал плечами Сигал.

Через 9 месяцев после ареста пропало обвинение в хищении бюджетных средств, испарился многомиллиардный ущерб, но Сигал все равно не был признан предпринимателем. И этот момент, по его мнению, один из проблемных вопросов российского бизнеса, который ходит буквально под дамокловым мечом следствия. По словам Сигала, его соседями по «палате» были такие же бизнесмены — и он, так же как и они, не мог понять, за что они сидят. И они тоже не были признаны предпринимателями, а в результате норма, по которой вплоть до решения суда предпринимателей нельзя содержать под стражей — есть формы залога, домашнего ареста, просто не работает.

«Разные были люди: и крупные предприниматели, и бывшие топ-менеджеры, и экс-замминистры, — рассказал он. — О чем говорили? О России, о бизнесе, о политике, о книгах, очень много говорили о быте, о жизни, о семье...»

Все же с чем связаны все эти странные события: «маски-шоу» по ТV, арест, 11 месяцев «санатория» в СИЗО? Сигал, однако, так и не ответил на вопрос, за что же его продержали в тюрьме — происки ли это конкурентов (но какие конкуренты могли «заказать» такое?) или какая-то высокая политика. Но на момент ареста УК «Центр микрофинансирования» с 420 филиалами была одним из самых крупных игроков рынка — теперь же она «даже не средняя». По словам Сигала, вопросов по существу дела у следствия за все это время к нему так и не возникло.

«Давайте я немножко отойду, пока не буду комментировать, — ушел он от ответа на вопрос, кому был выгоден его «тюремный санаторий». — Я еще не осознал, что я на свободе... Я должен проанализировать ситуацию».

Вину Сигал в итоге не признал, но дело было закрыто. На вопрос, будет ли сейчас предприниматель судиться по поводу несправедливых обвинений, он ответил, что пока будет заниматься здоровьем и разбираться в делах.

ВРЕМЯ В ТЮРЬМЕ: КАК СИГАЛ ПРОЧИТАЛ БИБЛИЮ, ТОРУ И НАЧАЛ ПИСАТЬ СТИХИ

Несколькими штрихами Сигал обрисовал и быт за решеткой в СИЗО №1 ФСИН России. Был в «Матросской тишине» и телевизор, была подписка на «Московский комсомолец» — другие газеты тоже можно было получать. Неплохая библиотека в несколько тысяч томов не давала скучать.

«Я там много всяких книг читал художественных, перечитывал. Библию прочитал, Тору», — признался Сигал. Причем Библию он читал вслух — сокамерники, практически все верующие, против не были. Начал он читать и Коран — в тюремной больнице у соседа-заключенного оказался священный текст, но дочитать его не удалось. «Сильно верующим не стал, но атеизм пошатнулся», — признался бизнесмен. В результате тюремных размышлений появилось «страниц 100» тезисов — их он, возможно, издаст в виде полноценной книги. Сигал пообещал подумать над предложением начать публикацию мыслей и рассуждений на страницах «БИЗНЕС Online».

«Я там начал писать стихи — знаете, как Высоцкий ночью просыпался, записывал на бумажке. Я это вспомнил, когда вот так же ночью записывал стихи», — добавил он.

Вообще время за решеткой идет очень странно, заметил он. Оглядываясь назад, неделя кажется пролетевшей за один миг, но неделя впереди кажется недостижимой. День может казаться бесконечным, хотя провести его можно буквально за стиркой белья. Сигал рассказал, как в отсутствие стирального порошка приходилось строгать хозяйственное мыло пластиковым ножичком, а потом, нагрев воду в чайнике, часами заниматься стиркой, как разогревали еду на пару из чайника. В целом же, оглядываясь на все то, что было, он оценил это так: «Слава Богу, что живой, потому что медицина там отвратительная совершенно, ее просто нет».

Сигал также объяснил, почему ему нравится заниматься бизнесом и как он стал в рунете популярнее актера Стивена Сигала, поделился взглядами на богатство, рассказал о своих самых больших потрясениях от просмотра телевизора и добавил, что отныне он пенсионер с пенсией в 24 тыс. рублей. Подробности читайте в стенограмме интернет-конференции — она будет опубликована на следующей неделе.