«СОВЕРШЕННО НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО БЫТЬ ТАТАРИНОМ, ЧТОБЫ ЛЮБИТЬ КАЗАНЬ»

Александр Яковлевич, разговор хочу начать вот с такого неожиданного вопроса нашего читателя: «Если предположить, что вы татарин и живете в Казани, какую бы песню и о чем бы написали в первую очередь(С.Р. Шакиров)

— Я не татарин и не живу в Казани, но очень люблю Казань и часто здесь бываю. Считаю, что Казань — город номер один в нашей большой стране, что Татарстан — регион номер один в России. И совершенно не обязательно быть татарином, чтобы любить Казань.

— По каким критериям вы оцениваете Казань?

— По строительству, по комфорту, по отношению власти к городу и республике. Я хорошо знаю власти Татарстана, это очень приличные люди. Гораздо приличней, чем во многих других регионах нашей страны. Они живут не только для себя, но и во многом для своей республики и своего народа.

— Казань претендует на звание третьей столицы России...

— Вы не претендуете, а уже реально имеете это звание. Конечно, вам помогла Универсиада. Я был здесь во время Универсиады. Но еще раз вам говорю: если бы не ваше правильное руководство (а я их знаю!), было бы совсем по-другому.

Вы часто посещали Татарстан осенью, чем, по-вашему мнению, выделяется осень в Казани? (Роман)

— Я обратил внимание, что в Казани гораздо больше желтых березовых рощ, чем, например, в Питере. У вас вообще очень красиво! Но это зависит не только от времени года, а от того, убираются ли улицы, как обустроены скверы и парки, от озеленения города. Когда вы идете по голым микрорайоном с кучами мусора, то вам будет не в кайф ни лето, ни зима. А если кругом все чисто и красиво, то все радует глаз.

— Казанская публика на концертах как-то отличается?

— Один мой учитель как-то сказал: «Не бывает плохой публики, бывают плохие артисты».

«Я — БОРЕЦ, НО БОРОТЬСЯ-ТО МОЖНО ПО-РАЗНОМУ»

Как вы считаете, может ли песня лечить людей? Есть ли у вас песня, которая вам помогает в трудную минуту? (Альбина)

— Я не очень люблю это сравнение: раньше вы лечили тело, сегодня лечите душу... Какое-то штампованное метафорическое изречение. Но песни, искусство в целом — это психотерапия. И они могут сработать как со знаком плюс, так и со знаком минус. Можно песней вывести на улицы бунтарей со знаком минус. Можно искусством позвать людей со знаком плюс.

Если я выхожу в зал, где сидит тысяча человек, которые мне доверяют (а это, как правило, именно так, потому что я уже 35 лет на сцене), и говорю им: «Граждане, не наступайте друг другу на ноги в общественном транспорте, потому что это нехорошо и больно», — и если какое-то количество людей перестанет после этого обижать рядом стоящего, то я буду доволен.

— По своей сути вы борец или миротворец?

— То, что я — борец, это точно, но бороться-то можно по-разному. Можно заниматься хирургией, а можно — профилактикой. С возрастом человек набирается ума, мудрости, и отношение к происходящему меняется. К примеру, в 30 лет можно было ввязаться в драку и заняться «хирургией», а сегодня можно посмотреть сверху, увидеть болевые точки и воздействовать на них профилактически, чтобы беды не случилось.

«ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА В РОССИИ — ОТСУТСТВИЕ ДОБРОТЫ»

— Как вы считаете, какие сегодня главные проблемы в России?

— Отсутствие доброты по отношению друг к другу. Отсутствие коллективизма в хорошем, советском, смысле этого слова. Хорошо, что мы сегодня все живем отдельно, не в коммунальной квартире, но спросите сегодня у кого-нибудь, когда он в последний раз бегал по соседям и одалживал, например, щепотку соли?

— Нынешнее состояние общества как-то врачуется?

— Надо делать все для этого. Я стараюсь со своей «колокольни». Мы же сегодня даже не знаем имен соседей по лестничной площадке, я уж не говорю о соседях по дому! А мне не составит труда постучаться и попросить полпачки масла, потому что я так воспитан.

— Кто виноват в разобщении людей?

— Глобализация. И давайте не будем углубляться в эту тему.

«МЫ — ЗАПАДОПОКЛОННИКИ»

— То есть таков мировой процесс?

— Конечно. К сожалению, мы берем самое плохое от Запада. Вот это «мой дом — моя крепость»... Мы всю жизнь глотаем все западное. Мы — западопоклонники. И не надо это умалчивать. При своем великорусском авторитете и мышлении мы абсолютно западопоклонники. Проезжаешь по российским городам и читаешь: кафе «Чикаго», ресторан «Лас-Вегас»... Чума! Я так и вижу, когда еду по Нью-Йорку: ресторан «Казань», бар «Новосибирск»... Это такая чушь и дикость — кафе «Чикаго»! Ну, назови его «Свияга», например...

— Но ведь западопоклонничество у России давно...

— Это идет с Петра Первого, когда он боярам отрезал бороды и нацепил на них обтягивающие панталоны. Вот с того времени и надо отсчитывать наше западопоклонничество.

— Новое шоу на Первом канале «Три аккорда» — это желание вернуть россиян к своим собственным традициям?

— Я очень не люблю термин «шансон». Для меня есть термин «русская песня», которая может быть в разном жанре: в опере — ария, классический романс, в симфонии — кантата или оратория. Это может быть и джазовая песня, к примеру, «Вальс-бостон», это может быть и рок-песня. Но все это русская песня на основе нашей проблематики, наших мыслей и желаний. Я не против рэпа, но в определенных местах, чтобы он не заполонял вообще. Вы где-то можете услышать наших этнических музыкантов — балалаечников, баянистов, ложечников? Они все сегодня живут и играют на Западе. И кто это придумал, что они сегодня не формат?

Недавно вы появились в телевизоре — в жюри шоу «Три аккорда». Насколько я помню, раньше вы в подобном замечены не были. Чем они вас заманили? Что это вам дает? И не подумайте, что я плохо отношусь ко всем телешоу, я некоторые даже смотрю. (Алла Ландер)

— Меня не заманили, а пригласили, и я согласился. Я очень избирательно отношусь к телевидению. Мне стыдно находиться рядом с определенными вещами в определенных программах. А в этой передаче я сижу в жюри рядом с профессионалами своего дела: Любой Успенской, Ирой Аллегровой, Сашей Новиковым. И мы стараемся довольно честно относиться к этому делу. А на сцене перед нами талантливейшие люди, которых мы судим. Это непросто — оценивать уже состоявшихся своих коллег.

«Я ЗНАЮ СВОИ ЛЯПЫ, НО ВСЕ ОНИ МОИ ДЕТИ»

— Насколько вы трепетны по отношению к своим свеженаписанным произведениям? Как часто вы правите то, что уже вылилось на бумагу или нотный стан? (Катерина)

— Я очень трепетно к ним отношусь! Я знаю свои ляпы, но все они мои дети, я всех их люблю: и «косенького», и «красавца писаного»... И не исправляю. У меня, например, есть песня «Умница» с такими строчками: «Вокруг цвела сирень и густо пахло мятой». Когда я ее написал, мне было 17 или 18 лет. И мне один человек говорит: «Сирень-то цветет в мае, а мята — в августе». Я начал выкручиваться: «Видите ли, я шел в мае по Невскому и жевал мятную жвачку». А человек докапывается: «В то время, когда вы писали, жвачки в нашей стране еще не было»...

Да, я могу исправить ранее написанное, но это будет нечестно по отношению ко мне 17-летнему. Умный человек поймет, что есть мои стихи сегодня, когда мне 63, и есть те, которые я писал в 17, не очень задумываясь о ботанических нюансах, а просто выражая свои ощущения. Умный человек поймет, а на дураков я не обращаю внимания.

В 1995 году, в год 50-летия Победы, вы дали сольный концерт на Дворцовой площади, который услышали тысячи людей. Следующий год — 2015 — год 70-летия Победы. Что вы планируете подарить ветеранам и согражданам к этом знаменательному дню? (Воронин Павел Иванович)

— Мои концерты на День Победы проходят 9 мая в Октябрьском зале уже четверть века. Если меня 9 мая нет в Октябрьском зале (я вам говорю без всякого кокетства), то либо я вообще умер, либо по состоянию здоровья не могу петь (с переломанной ногой я все равно проведу концерт), либо третье, но маловероятное: мне власть запретила. Но к этому мы, наверное, уже не вернемся. А на круглые даты Победы я даю концерты не только в Октябрьском зале, но и на площади. Поэтому на 70-летие, думаю, у меня будет сольный концерт на Дворцовой площади. Я надеюсь на это. Если все будет нормально, как сегодня, я буду здоров и власть у нас не изменится.

«ПОДДЕРЖИВАЮ СВОЕЙ ПЕСНЕЙ ЛЮДЕЙ, КОМУ ЭТО НУЖНО»

Вы не раз бывали в Афганистане, чтобы своими песнями поддержать дух солдат. Как вы считаете, где сегодня проходит «передовая», кому особо необходимы ваши патриотические песни? (Зарипов Ильгизар Анварович)

— Я был в Афганистане, Чечне, Таджикистане... А что касается того, кого сегодня надо поддержать своей песней, то я это делаю в Казани, Питере, Твери и многих других городах. Я поддерживаю своей песней людей, кому это нужно. Я ведь не навязываю свои песни и свое мировоззрение. Я просто делюсь с людьми своими какими-то ощущениями, нашими общими проблемами. А те люди, которым близко мое творчество и мои помыслы, они приходят на концерты, и я с удовольствием их поддерживаю, если им это надо.

Даете ли вы концерты для людей, попавших за колючую проволоку? (Саша Папанин)

— Обязательно!

— А цель какая?

— Мы же прекрасно понимаем, что у каждого человека — тысяча струн в душе. Пусть 999 гнилых и только 1 здоровая... Но если не я, то кто? Легче всего просто плюнуть на человека. Наверное, практически у любого есть родственники и знакомые, которые сидели или сидят. Но не все же из них подонки, честное слово! Но я принципиально не пою насильникам. Всегда, когда я приезжаю в зону, прошу, чтобы в зале не было такого контингента. Особенно насильников малолетних, которые достойны только смертной казни.

А остальные — кто-то впервые оступился, кто-то рецидивист, но у них тоже есть какие-то святые вещи, они тоже должны общаться с искусством, с песней, с картиной, с кинофильмом. Мы их наказываем, но ведь не выбросили из жизни. Кстати, кого-то ошибочно наказали. Это сложная тема. Выбрасывать миллионы людей из культурной жизни мы просто не имеем права.

«ПОРАДОВАЛСЯ ЗА САШУ, ЗА ОРКЕСТР, ЗА КАЗАНЬ»

Не планируете ли вы, четырежды дедушка, прийти к творчеству для детей? (Елена)

— Чтобы писать для детей, надо иметь особый талант. Не каждый писатель или поэт может писать для детей.

— Но опыт такой у вас был?

— У меня был один опыт: по просьбе учительницы я написал четверостишье, когда дочка училась в первом классе. Дочка его еле-еле выговаривала!

Необычный праздник — праздник букваря,
Нет пока еще его на календарях,
Но скоро датой красною станет для ребят
Праздник первоклассника — праздник октябрят.

— За последнее время было что-то в нашем искусстве, что вас удивило?

— Балалаечник Архиповский, симфоничная музыка. И фильмы были интересные, и многое другое. К примеру, я знаю Сашу Сладковского смолоду, когда еще он был вторым дирижером в ансамбле ЛенВО, а когда я услышал симфонический оркестр Татарстана под его управлением, был приятно удивлен. Я очень порадовался за Сашу, за оркестр, за Казань.

ФИНАНСОВЫЙ И КРЕАТИВНЫЙ СОВЛАДЕЛЕЦ СЕТИ ПИВНЫХ

Многие люди искусства имеют какой-нибудь бизнес. А у вас он есть? Насколько успешный? Эта деятельность для души или для денег? (Дамир Зиганшин)

— Я являюсь совладельцем сети пивных «Толстый фраер». 8 пивных в Петербурге. Я финансовый и креативный совладелец, то есть я это придумал, организовал и наполнил мыслью и духом своим. А бизнесом, естественно, занимается мой деловой партнер, который этому обучен. А если я займусь поставками картошки-рыбы-чеснока и организацией производства, то мы, наверное, скоро прогорим.

— В чем креатив вашей пивной, чем она отличается от остальных?

— Я вернул своему народу то, что у него отобрали в перестройку, — советскую пивную. И музыка моложе 70-х годов у нас не играет. Раньше такие пивные были как клубы, куда приходили и женщины, и студенты, и военные.

— Молодежь к вам приходит?

— Приходит. Сидят и слушают Петра Лещенко, разговаривают, пьют пиво.

— Ретро — это для них какая-то экзотика?

— Нет, они просто приходят. А остальное — это ирландские пабы с бокалами и дорогой рыбной нарезкой.

— А пиво у вас отечественное или импортное?

— Пиво мы сами варим по собственному рецепту.

— У вас успешный бизнес?

— Нормальный.

— Продвигаться в другие регионы планируете? Например, с Ильсуром Метшиным разговаривали на эту тему?

— Разговаривали.

«А ФУТБОЛИСТАМ И ХОККЕИСТАМ Я СКАЖУ: КОНЧАЙТЕ ДУРАКА ВАЛЯТЬ!»

Вы являетесь активным болельщиком «Зенита», даже песню ему посвятили. В Казани много заметных команд — в футболе, хоккее, волейболе, баскетболе, водном поло. Увы, не всегда им удается быть на пике формы. А вы можете написать песню в поддержку команды, а не тогда, когда она победила? (Юра Минкин)

— Песню «Зениту» я посвятил в 1984 году. А футболистам и хоккеистам я скажу: кончайте дурака валять! За те деньги, которые вы получаете, вы должны убиваться за страну, а не за собственное благополучие. Вот и все! Основной посыл моей песни был бы именно такой: хватит валять дурака, юноши, вы же профессионалы...

— А вы лично говорили это спортсменам?

— Конечно.

— И как они реагируют?

— Нормально. Они же с уважением относятся ко мне.

— Речь идет только о профессионализме или и о гражданском долге?

— И то и другое. За этим Родина тоже должна следить. Я никогда не считаю чужие деньги и хочу, чтобы люди зарабатывали как можно больше. Все! В том числе и футболисты. Но должны быть какие-то соразмерные вещи. Когда «Барселона» платит зарплаты, это все идет из своего клуба. Это клуб зарабатывает деньги! Клуб формирует свои фан-группы, учреждает детские спортивные школы. Да, они тоже покупают игроков, но в большей степени они имеют собственную инфраструктуру.

А у нас за 60 - 80 миллионов государственная или полугосударственная организация покупает футболиста вместо того, чтобы построить спортивный манеж и взращивать своих спортсменов. Государство должно уйти из спортивных клубов раз и навсегда.

«ЭТО УЖЕ НЕ БОЛЕЛЬЩИКИ, А ХУЛИГАНЫ И ПРЕСТУПНИКИ»

— Как вы относитесь к нынешним спортивным фанатам? Вам не кажется, что они стали опасными для общества? (Давлетшин Рашид Хусаинович)

— Знаю, у вас на «Казань Арене» они подожгли кресла. Только уголовное наказание должно быть за такие выходки! Хватит миндальничать! Вот говорят: надо работать с болельщиками... Но это уже не болельщики, а хулиганы и преступники. Конечно, это не убийцы и не насильники, но все равно преступники. Вот сжег стулья и получил за это три года! Не надо с ними цацкаться. Наказание должно соответствовать правонарушению. И чем строже это будет сегодня с болельщиками, тем лучше будет и для футбола, и для болельщиков, которые пойдут на матч с детьми и будут красиво болеть за свою команду, как это делают взрослые люди, воспитанные советским футболом.

Знаете ли вы, какие нормативы ГТО предстоит сдавать по вашей возрастной группе? Вы готовитесь? (Хисамов Иршат Шмидтович)

— Свои нормы я не знаю, но хоть сейчас могу их сдать легко.

— А вообще, затея с ГТО хорошая?

— Шикарная! Люди должны двигаться. Не надо отращивать геркулесовы мышцы, но проплыть или пробежать какую-то дистанцию, отжаться, прыгнуть должен каждый человек.

— Александр Яковлевич, спасибо, что уделили нам время перед концертом и ответили на вопросы наших читателей. Успехов вам!