НОВИЧКОВ НЕ ПРИНИМАЮТ С АВГУСТА

Ни одна из 268 автошкол Татарстана не получила заключение Госавтоинспекции о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям за два месяца, в ходе которых проводятся реформы в этой сфере. Заявки на согласование образовательных программ подали 93 автошколы в республике, в том числе 65 автошкол из 104 существующих в Казани. Об этом сегодня «БИЗНЕС Online» рассказал пресс-секретарь татарстанской ГИБДД Дмитрий Пекунов.

Таким образом, с августа этого года набор новых групп учеников в республиканских автошколах остановлен. По словам Пекунова, сегодня обучение в автошколах продолжают те ученики, которые поступили в них до вступления в силу новых поправок, то есть до 11 августа 2014 года. Эти обучающиеся смогут сдать экзамен в ГИБДД и получить водительские удостоверения без проблем. «Начинать новый набор руководители автошкол без положительного заключения ГИБДД не имеют права», — констатировал Пекунов.

Ситуация в Татарстане повторяет общероссийские тенденции. Как сообщает сегодня «Газета.ru», из 11 тыс. российских автошкол с заявлениями о согласовании учебно-материальной базы в ГИБДД обратились только 2848 автошкол. А разрешение на работу получили всего 302 автошколы в стране.

КАЖДОЙ ШКОЛЕ ПО САЙТУ, БОЛЬШЕ ТЕОРИИ, БОЛЬШЕ ПРАКТИКИ

Напомним, с 11 августа 2014 года автошколы перестали набирать учеников из-за вступившего в силу приказа минобрнауки РФ «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий». Это главный документ, регламентирующий реформу обучения водителей, запущенную еще в 2011 году. Главная ее цель, как обычно, благая — значительное снижение аварийности среди начинающих автолюбителей.

Согласно приказу минобрнауки, в автошколах теперь запрещена сдача экзаменов экстерном, жестче стали требования к сдающим теорию и экзаменаторам, зато для кандидатов в водители появилась возможность сдать практическую часть экзамена на машине с автоматической коробкой передач (однако водить автомобиль в таком случае можно будет только на «автомате»). Также увеличилось количество академических часов: с 106 до 138 часов на теорию, и с 50 до 58 часов на практику (категория B). В рамках реформы вводятся 7 новых категорий прав, в частности, М (скутеры и мопеды) и B1 (квадроциклы и трициклы).

Согласованием обновленных образовательных программ и проверкой учебно-материальной базы занимаются проверочные комиссии из ГИБДД. Сначала в ведомстве принимают пакет документов от автошколы-заявителя. Если в документации автошколы имеются недочеты, вместе с пояснительным письмом они направляются обратно на доработку. Если с документами все в порядке, комиссия приезжает в автошколу для проверки учебно-материальной базы и составления соответствующего акта обследования. В случае, когда Госавтоинспекция не обнаруживает нарушений, автошколе выдается заключение о соответствии установленным требованиям с указанием срока действия. Подписывает документ руководство управления республиканской Госавтоинспекции.

«Для того чтобы узнать, есть ли у конкретной автошколы положительное заключение, нужно заглянуть на ее сайт в интернете. В соответствии с новыми требованиями на сайте это заключение должно быть размещено — отсканировано с печатями и подписями», — рассказал Пекунов, добавив, что у каждой автошколы помимо прочего должен быть свой сайт.

ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА — ПЛОЩАДКИ

Как стало известно «БИЗНЕС Online», одной из главных проблем в рамках реализации реформы в Казани являются учебные площадки, площадь которых по новым нормативам должна составлять не менее 0,24 гектара.

По словам директора автошколы «Автоплюс» Евгении Заварицкой, до вступления в силу нововведений на площадке «Дулкын» у старого аэропорта занимались порядка 200 учебных автомобилей из 30 казанских автошкол. Теперь проводить занятия на этой площадке смогут только 100 автомобилей, принадлежащих 10 автошколам, говорит Заварицкая.

«У нас 31 августа кончился договор аренды с этой площадкой. Арендодатель сказал, что поднимет цены. Это естественно, у них ведь количество машин уменьшится. Это скажется и на ценах на обучение в автошколах», — говорит Заварицкая. Стоимость обучения в «Автоплюс» на сегодня составляет 25 тыс. рублей, но будет поднята до 30 тыс. в связи с затратами на дооснащение учебно-материальной базы, аренду учебной площадки, наем инструкторов.

Средняя стоимость обучения в автошколах Казани, по словам Заварицкой, составляет 22 тыс. рублей, но, очевидно, также возрастет по мере получения автошколами положительных заключений Госавтоинспекции.

У автошкол возникают проблемы и с инструкторами. Количество обучающихся теперь будет определяться числом инструкторов. «Чем меньше у тебя инструкторов, тем меньше народу тебе удастся обучить», — рассказала Заварицкая. Фактически набор учеников школами вообще не ведется, добавила она. Запись, конечно, проводят, но занятия можно начать только после того, как будет получено положительное заключение ГИБДД.

Есть проблемы и с учебными пособиями. Как рассказал «БИЗНЕС Online» замдиректора автошколы «АвтоАкадемия» Владимир Юн, после изменения требований приходится доукомплектовывать классы. «У нас были замечания по учебно-наглядным пособиям, плакатам, — рассказал Юн. — Сейчас мы дорабатываем эти замечания. Думаю, со второй попытки заключение получим».

До недавнего времени пять автомобилей, принадлежащих «АвтоАкадемии», также катали учеников по площадке «Дулкын». Поэтому вопрос с учебной площадкой для Юна остается открытым, как и для многих других автошкол.

«Второй вопрос висит — это площадка. Школ много, а пропускная способность площадки меньше. Думаю, многие автошколы в связи с этим будут вынуждены искать другие площадки. На «Дулкыне» очень много школ занимаются», — сказал Юн.

По его словам, после проведенной калькуляции, которая учтет дополнительные расходы на аренду учебной площадки и зарплату инструкторам за дополнительные часы работы, будет определена конечная цена обучения в «АвтоАкадемии». До вступления в силу нововведений она составляла 22 тыс. рублей.

По словам директора автошколы «А-Мастер Класс» Гульназ Нурмиевой, проверки автошкол начались 1 октября. Некоторые автошколы довольно быстро согласовали программы обучения, но получение заключений от ГИБДД «уперлось» в площадки.

«Ввиду того, что не были готовы автодромы, акт обследования не был полностью закрыт. Планируется, что к понедельнику заключения получат те автошколы, которые уже согласовали свои образовательные программы в ГИБДД», — рассказала Нурмиева. По ее словам, стоимость аренды площадок в Казани теперь будет варьироваться от 100 до 150 рублей за час использования одним автомобилем.

«Расчет будет вестись по машино-часам. Ученик должен находиться на автодроме 24 часа. Если стоимость аренды площадки будет составлять 120 рублей в час, значит, в цену обучения в автошколе прибавится сумма в размере 2880 рублей. Также автошколы понесли значительные затраты на обновление учебно-материальной базы. Мы, например, купили прицеп, потому что при обучении на категорию B ученик теперь по своему желанию может обучаться с прицепом», — рассказала Нурмиева. По ее мнению, если раньше стоимость обучения в автошколах составляла 22 тыс. рублей, то теперь она составит от 29 тыс. рублей и выше.

С РЫНКА МОЖЕТ УЙТИ ТРЕТЬ АВТОШКОЛ

Если учесть, что из 268 автошкол заявки на переаттестацию подали лишь 93, можно предположить, что часть заведений просто уйдет с рынка. Такое мнение высказал региональный представитель федерации автомобилистов России в Татарстане Рамиль Хайруллин.

«Думаю, что на фоне новых серьезных требований со стороны минобра и ГИБДД часть школ закроется, — сказал он в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online». — Я думаю, можно ожидать, что это будет треть участников рынка. Либо они будут укрупняться, объединяться с более сильными игроками».

Малые автошколы самостоятельно далеко не всегда смогут выполнить все требования лицензиатов. Нужно арендовать автодромы, которые неминуемо вынуждены будут повысить стоимость аренды. Это повлечет отток клиентов к тем, кто сможет удержать цену, полагает Хайруллин. В целом же требования к автошколам надо не просто ужесточать, надо полностью менять систему подготовки водителей. Частная автошкола конечной целью имеет извлечение прибыли, что вызывает ряд вопросов к качеству обучения, это, к слову, отмечали и в ходе одного из совещаний в кабмине. Поэтому, по мнению Хайруллина, государству следовало бы выйти на рынок автошкол. «Примерно половина школ должна быть с государственным участием», — полагает региональный представитель ФАР.

С тем, что часть игроков может уйти с рынка, согласен и директор казанской школы высшего водительского мастерства Евгений Горожанин. Требования по оснащению, по педагогическому составу и площадкам серьезно выросли, это может стать причиной закрытия автошкол. «Сейчас для автошкол предусмотрены абсолютно новые требования и образовательные программы, — говорит он. — Для того чтобы подписать все документы, уходит достаточно много времени. Кто-то не успевает все документы сделать, кто-то, возможно, просто решил уйти с этого рынка».

По мнению председателя федерации автошкол Татарстана Артура Абдульзянова, 40% автошкол республики прекратят свое существование в связи со вступлением в силу новых нормативов. «Количество автошкол сократится, это объективный экономический факт, — говорит Абдульзянов. — Потому что часть предпринимателей, которые вели бизнес в общеобразовательном процессе до принятия новых примерных программ, не включала в бизнес больших финансовых влияний. А сегодня это достаточно серьезные затраты». По словам председателя федерации, согласно новым нормативам, автошколам в образовательном процессе необходимо использовать различные мультимедийные программы, инновационные технологии: «Есть новые предметы, например, психофизиологические основы подготовки водителей. Также нужно приобрести предметные материалы, например, при обучении по оказанию первой медицинской помощи нужны манекены».

По словам Абдульзянова, на сегодняшний день 15 автошкол Казани уже согласовали программы в ГИБДД и теперь ждут согласования материально-технической базы и заключений о соответствии. «Думаю, мы подходим к финишной черте и в октябре набор учащихся в автошколах Казани будет открыт», — заключил Абдульзянов, добавив, что цена за обучение в автошколах повысится и «будет в районе 30 тысяч рублей».