Сегодня прошло заседание комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству, на котором впервые в роли председателя выступил экс-министр спорта Рафис Бурганов

МЫ ВЫТАЩИЛИ НАСЕЛЕНИЕ ИЗ ДЕРЕВНИ И ПОТЕРЯЛИ ТАМ ОСНОВУ РОСТА

Сегодня новый состав Госсовета Татарстана начал обсуждение бюджета республики на следующий год. Первым его рассмотрели на комитете по экономике, инвестициям и предпринимательству, на котором впервые в роли председателя выступил экс-министр спорта Рафис Бурганов.

Основные параметры бюджета и прогноз по развитию экономики РТ депутатам представили заместитель министра финансов Данил Волков и первый заместитель министра экономики РТ Сария Сиразиева (о том, как видят в правительстве ситуацию на следующие три года и какие при этом есть риски, газета «БИЗНЕС Online» писала ранее). Напомним лишь, что президент РТ Рустам Минниханов назвал вчера ситуацию «тревожной» и призвал не питать иллюзий — экономика замедляется, дефицит растет. ВРП по итогам этого года составит 101,3%, по итогам следующего увеличится до 102%, как и в 2016-м — 103,2%.

Сложность ситуации депутаты, многие из которых являются руководителями крупных предприятий, представляют очень хорошо, поэтому и вопросы задавали довольно конкретные. В качестве «точек роста» сегодня Сиразиева назвала промплощадки в районах. Сейчас открыты 22 из них в 17 районах, где размещено около 100 резидентов, создано 1,7 тыс. мест, совокупный объем выручки по итогам прошлого года составил 2,4 млрд. рублей. Будет создано еще 57 площадок в 35 районах. Именно ситуация с промплощадками и вызвала неожиданный вопрос у руководителя Госжилфонда при президенте РТ Талгата Абдулллина. «Когда идет разработка таких парков, как «Тюлячи»... Это нормальное явление, что мы сначала всю республику в Казань стащили — одна треть населения живет в Казани, а теперь в райцентрах будет жить две трети населения района? А природные сырьевые ресурсы, я имею в виду зерно, мясо, будут перерабатываться в другом месте. Экономически это оправдано? Как будет построена логистика?» — спросил он.

Сария Сиразиева
Сария Сиразиева отметила, что на малый бизнес в РТ выделяется ежегодно 2 млрд. рублей, а промплощадки создаются, потому что свою состоятельность доказали различные технопарки РТ

И в качестве примера он привел шведскую модель, где производство открыто в каждой деревне, а рынок сбыта формируется крупными торговыми центрами, которые работают в городах и даже за пределами страны. В результате они сохранили село «и производителю меньше головной боли». И в продолжение Абдуллин спросил: почему бы у нас не стимулировать предприятия, которые создают рабочие места на селе?

Сиразиева ответила, что на малый бизнес в Татарстане и так выделяется ежегодно 2 млрд. рублей, а промплощадки создаются, потому что свою состоятельность доказали различные технопарки РТ. «Если в 2012 году мы говорили, что объем произведенной технопарками продукции у нас был 50 миллиардов рублей, то по последнему году это уже 95 миллиардов рублей», — сообщила она.

«Если распределением производительных сил, мощностей, ресурсов не было целенаправленной работы, то ее надо начать, — заявил Бурганов. — Вчера этот вопрос, может быть, и не стоял бы, но теперь есть санкции — теперь мы должны считать не просто наши затраты, но и эффективность этих затрат».

Талгат Абдулллин (справа)
Талгат Абдулллин (справа): «Почему бы у нас не стимулировать предприятия, которые создают рабочие места на селе?»

После чего предполагалось, что депутаты поставят точку в вопросе, но Абдуллин добавил, что надо провести круглые столы, слушания или что-то подобное вместе с Торгово-промышленной палатой, предприятиями, учеными. Надо поднять этот вопрос.

«Мы потеряли очень много после того, как не стало госплана, — сказал он. — Рынок не справился с произошедшими структурными изменениями. Мы получили очень важный отрицательный фактор: мы сменили акценты размещения производительных сил, мы вытащили (население) из деревни и потеряли там основу роста. Я уже не говорю про культурную составляющую. Проблема очень сложная, и просто так вмешиваться, мол, давайте построим... Это не так просто».

В итоге в протоколе решили в качестве рекомендации правительству и министерствам включить проведение слушаний на эту тему. Куратор — минэкономики.

Мунир Гайнуллов (справа): «При всем при этом я бы хотел, чтобы министерство экономики представляло четкую программу, как оно будет действовать. Импортозамещение, все понятно. Но как отразится? На что обратить внимание?»
Мунир Гайнуллов (справа): «Я бы хотел, чтобы министерство экономики представляло четкую программу, как оно будет действовать. Импортозамещение, все понятно. Но как отразится? На что обратить внимание?»

ОТКУДА ТАКОЙ ОПТИМИСТИЧНЫЙ ПРОГНОЗ?

Затем «источниками оптимизма» у представителя минэкономики поинтересовался депутат и генеральный директор ООО «Домкор» Мунир Гайнуллов. «Сегодня курс доллара — более 40 рублей. Откуда такой оптимистический прогноз — на 2015 год 37 рублей за доллар (в 2016 году в сценарных условиях заложено 38 рублей за доллар, в 2017-м — 38,8 прим. авт.)? — спросил он.

Сиразиева развела руками: сценарные условия спускаются из федерального министерства экономического развития, и менять параметры на местах — не во власти республиканского министерства. «Действительно, сейчас очень много вопросов вызывает и курс доллара, и заложенная в сценарий цена на нефть — 100 долларов за баррель, при том что сейчас она уже 88 долларов. Но минэкономразвития РФ рассчитывает, что текущее снижение цен на нефть носит временный характер», — сказал первый замминистра.

Тогда Гайнуллов спросил о том, что же тогда «во власти» минэкономики РТ. «По линии строительства вы говорите, что ежегодно будет снижение объемов порядка 2 процентов в 2015 - 2017 годах. При этом объемы ввода жилья в прогнозе обозначены в те же 2,4 миллиона квадратных метров. Хотя суммы ставок по ипотечным кредитам растут и последние тенденции говорят о снижении в отрасли. Откуда такой оптимистичный прогноз?» — вновь спросил депутат.

Прогноз дал минстрой, и его выполнение контролируется каждую субботу на совещании у президента РТ, ответила Сиразиева. Несколько смягчил ситуацию Бурганов, который перефразировал вопрос: готово ли министерство к изменениям правил игры в худшую сторону? И сам же ответил — он был на слушаниях по бюджету в Совете Федерации, где эти же вопросы задавались министру финансов РФ Антону Силуанову, который сообщил: правительство предусматривает несколько вариантов развития событий. Несмотря на то что в регионы спускаются вот такие прогнозные показатели, варианты действий есть.

Но какие? Это так и осталось загадкой.

Тогда Гайнуллов уточнил «с другого бока»: как отразятся санкции на экономике Татарстана? Ответ, что в республике проводится экономический совет, что на нем решается, как начать производить в РТ то, что у нас не производится (а стороннего товара завозится в республику на 350 млрд. рублей), устроил парламентария лишь частично. «При всем при этом я бы хотел, чтобы министерство экономики представляло четкую программу, как оно будет действовать. Импортозамещение, все понятно. Но как отразится? На что обратить внимание?»

На такие вопросы минэкономики пообещало подготовить отдельный ответ.

Фарид Сафин — генеральный директор компании «Ваш быт», как представитель Общественной палаты РТ напомнил, что в 2015 году доля малого и среднего бизнеса в ВРП должна дойти до 34%. В этом году она составляет 25,5%. Остался год. При этом государственная финансовая поддержка оказывается, «и существенная». «Кто-то оценивал, насколько эти программы эффективны? Что надо изменить, чтобы достичь поставленной задачи?» — спросил Сафин у минэкономики. Все действующие в РТ программы уже прошли такой анализ, ответила Сиразиева и перечислила: на этот год запланированы финансовая поддержка промышленных парков, субсидирование затрат на приобретение оборудования для резидентов, субсидирование затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, на развитие промышленных парков в районах, создание региональных инжиниринговых центров. И в качестве небольшого, но оправдания она напомнила: в РТ хотя и небольшой, но рост. В других регионах и вовсе снижение. По оценкам минэкономики, по итогам года доля МСБ в ВРП составит 26,2%, в 2015 году — 28,6%.

Рафис Бурганов (слева)
Рафис Бурганов (слева): «Теперь есть санкции — теперь мы должны считать не просто наши затраты, но и эффективность этих затрат»

В ТАТАРСТАНЕ 2/3 КАРТОФЕЛЯ ВЫРАЩИВАЮТ ЧАСТНЫЕ ЛИЦА. ЧТО ОНИ БУДУТ ДЕЛАТЬ?

После чего депутаты начали заваливать вопросами Волкова. Почему дефицит бюджета Татарстана с каждым годом увеличивается, поинтересовался Гайнуллов. В следующем году он составит 5,3 млрд. рублей, в 2016-м — 8,5 млрд. рублей, в 2017-м — около 13 млрд. рублей.

Основная причина, как пояснил замминистра финансов, высказав довольно крамольную мысль, — это «майские указы» президента РФ, касающиеся повышения зарплат бюджетников. Социально значимые расходы с 67% в бюджете РТ вырастут до 80% к 2017 году. Гайнуллов даже переспросил: ежегодное увеличение дефицита на 50% обусловлено только этим? Замминистра кивнул.

Еще одна порция горячих вопросов минфину касалась новых налогов.

Муслима Латыпова (слева)
Муслима Латыпова (слева): «Мы говорим про импортозамещение, а как будут защищены фермеры, подворья? Будут ли дотированы агропромышленные комплексы?»

«Сейчас мы с волнением ждем, как будет определяться кадастровая стоимость на недвижимость. Это дает увеличение уплаты налога до 10-кратного размера, — рассказала Муслима Латыпова (напомним, что гендиректор «Бахетле» впервые избрана в Госсовет). — Мы говорим про импортозамещение, а как будут защищены фермеры, подворья? Будут ли дотированы агропромышленные комплексы?»

«В Татарстане 2/3 картофеля выращивают частные лица, которые живут в своих домах. И другой занятости не имеют. Что они будут делать?» — добавил Абдуллин.

Волков сообщил, что расчеты по поводу изменения налога еще проводятся и тут надо много чего принять во внимание. Бурганов согласился — у физлица себестоимость картошки складывается исходя из налогов, стоимости галош и лопаты: «С одной стороны, мы дотируем и помогаем, а с другой — своими же руками можем увеличивать себестоимость продукции. Нужно проанализировать».

«Дотации даже не хватит на покрытие уплаты налогов, — предположила Латыпова. — Кредиты выросли, и это тоже будет отражаться на себестоимости продукции».

— Если вчера мы говорили, что увеличение стоимости собственной продукции или неэффективность производства возмещались продуктами из-за «бугра», то завтра, может, просто продуктов не будет. Сами не будем делать, потому что не можем или невыгодно, а на Западе купить не можем. Там эмбарго. И это тоже может быть, — предположил Абдуллин.

Представитель минфина в обсуждении не участвовал. В итоге депутаты попросили представителям министерств приходить в Госсовет более подготовленными. Тем более что в конце октября состоится заседание парламента, где им будут заданы эти же вопросы. Но уже в прямой трансляции и на всю республику.