ПОДПИСАНИЕ ДЛЯ ДВУХ ПРЕМЬЕРОВ

На следующей неделе в Россию с официальным визитом, который продлится с 12 по 14 октября, прибудет делегация КНР во главе с председателем госсовета Ли Кэцяном. Стоит отметить, что это первый официальный визит китайского премьера в Москву. Сайт правительства РФ сообщает: «Дмитрий Медведев и Ли Кэцян проведут обстоятельное обсуждение ключевых вопросов российско-китайского сотрудничества в торгово-экономической, инвестиционной, энергетической областях, а также в гуманитарной сфере». По итогам переговоров будет принято совместное коммюнике. К подписанию также подготовлен пакет межправительственных, межведомственных и корпоративных документов по различным аспектам двустороннего практического взаимодействия. Кроме того, 14 октября главы правительств России и Китая примут участие в работе московского международного форума инновационного развития «Открытые инновации», страной-партнером которого в нынешнем году является Китайская Народная Республика.

Среди пакета соглашений, как ожидается, будет подписан и меморандум о сотрудничестве в области высокоскоростного ж/д сообщения. Эту информацию «БИЗНЕС Online» рассказал источник в «Скоростных магистралях». Соглашение подпишут от РФ министр транспорта РФ Максим Соколов и глава РЖД Владимир Якунин, от КНР — зампредседателя Госкомитета по делам развития и реформ Сюй Сяньпин и руководитель «Китайских железных дорог» Шэн Гуанцзу.

В минтрансе РФ «БИЗНЕС Online» не стали комментировать эту тему, но подтвердили, что уже не один месяц работает российско-китайская рабочая группа. Со стороны минтранса РФ ее возглавляет замминистра Алексей Цыденов, со стороны КНР — Сюй Сяньпин.

10 МЛРД. ДЛЯ СКОРОСТИ

Подписание меморандума не означает того, что китайцы начнут тут же инвестировать деньги в проект. Это скорее фиксация заинтересованности. Тем не менее, по информации СМИ, с китайской стороны в проект ВСМ может быть вложено до $10 миллиардов. Также китайские компании могут стать одними из основных подрядчиков строительства.

О том, что в проекте ВСМ Москва — Казань может участвовать СIC, впервые сообщил на сентябрьском форуме в Сочи Александр Мишарин. Он рассказал также, что ВСМ может протянуться до Пекина. Суммарное время поездки от Москвы до столицы Китая в настоящее время составляет 130 часов, после запуска скоростной линии останется 37 часов. Тогда же на форуме министр транспорта России Соколов сообщил, что вопрос с финансированием проекта остается открытым несмотря на то, что транспортной стратегией до 2030 года, утвержденной в июне правительством, предполагается строительство более 4 тыс. км высокоскоростных линий. Он выразил уверенность, что именно проект ВСМ заслуживает выделения средств из ФНБ.

Вчера агентство «Москва» со ссылкой на представителя компании ОАО «Скоростные магистрали» сообщило, что инвесторы из Китая готовы вкладывать средства в строительство ВСМ Москва —Казань при условии продления дороги до Пекина. «Сегодня китайские инвесторы готовы вкладывать деньги в проект ВСМ Москва — Казань, а китайские строители могут предложить самые современные технологии создания высокоскоростных железнодорожных магистралей. Они ждут стратегического решения правительства России», — рассказал представитель компании. По его словам, китайские партнеры видят ВСМ не только как инвестиционный проект, но и как шаг к развитию скоростного сообщения с Россией, а также Европой для ускорения перевозок людей и грузов. Однако источник Forbes сообщает, что китайские компании готовы участвовать в проекте и без продления ветки до Пекина.

На настоящий момент стоимость проекта оценивается в 1 трлн. рублей или примерно в $25 миллиардов

КОНЦЕССИОНЕР ОТВЕТИТ ЗА ВСЕ

Стоит отметить, что даже если инвесторы из КНР действительно выделят $10 млрд., то их все равно не хватит, чтобы построить всю дорогу. На настоящий момент стоимость проекта оценивается в 1 трлн. рублей, или примерно в $25 миллиардов. Правительство России планирует, что первый из участков трассы до Владимира будет построен за счет средств государства и РЖД, а остальные будут сооружать частные инвесторы. С ними госструктуры должны заключать договор концессии на условиях полного жизненного цикла. При этом государство возьмет на себя обязательство по подготовке территорий под строительство, а концессионеры станут строить и эксплуатировать участки ВСМ.

Напомним, что впервые о проекте ВСМ Москва — Казань заявил президент России Владимир Путин. Предполагается, что расстояние между городами в 770 км можно будет преодолеть не за 14 часов, а за 3,5 часа. Скорость движения поездов на нем будет достигать 400 км в час. Ежегодный пассажиропоток на этой линии оценивается в 10,5 млн. человек к 2020 году. Заявлялось также, что совокупный прирост ВВП за счет агломерационных эффектов в период с 2019 до 2030 годы составит более 11 трлн. рублей, что дает дополнительные доходы в бюджет в 3,4 трлн. рублей, это равносильно примерно 0,7 процентных пункта прироста ВВП. Стоимость билетов на поезда ВСМ не должна быть выше, чем на самолет. На данный момент оценка цены проезда колеблется в диапазоне от 2 до 8 рублей за километр, то есть пассажирам маршрута Москва — Казань придется заплатить 1,5 - 6 тыс. рублей.

КИТАЙЦЫ ПРИКИНУЛИ: АВТОДОРОГУ ОТ КАЗАНИ ДО ЧЕЛНОВ ПОСТРОИЛИ БЫ ЗА ЧЕТЫРЕ МЕСЯЦА

Михаил Блинкин — директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ:

— Вопрос заключается в том, что высокоскоростные линии появились во всем мире от Западной Европы до Китая и Японии. Нам из любых соображений рано или поздно, но лучше рано, надо иметь свои транспортные системы такого типа. Их надо иметь, безусловно. Сейчас есть серьезные бюджетные трудности по всем линиям. Соответственно, собственные деньги найти для этого сложно, будь то бюджет или ФНБ. Поэтому инициаторы проекта ищут зарубежные деньги. Будут китайские — слава богу, это положительный факт. Лишь бы было построено, а потом окупим и вернем как-то.

Насчет подрядчика ситуация вот какая: китайские деньги всегда приходят с китайскими подрядчиками, по-другому они не работают. Когда мы привлекали для инвестиционного участия западных партнеров, там было по-разному, обычно с западными деньгами приходили технологии, консультации, но, как правило, своих подрядчиков не приводили. А китайцы всегда приводят, и по-своему они правы. С точки зрения нашего рынка инфраструктурного строительства, китайские подрядчики никакой радости не доставляют, потому что наши компании инфраструктурного строительства, во-первых, компетентны — что угодно построят, а во-вторых, в условиях нынешних финансовых обстоятельств явно не перегружены объемами. Поэтому как я к этому отношусь? Хорошо, если будет построено, но я бы предпочел, чтобы это построил наш собственный строительный бизнес, который сейчас выглядит в управленческом и инженерном смысле не совсем слабо — есть очень сильные компании. Я бы предпочел, чтобы деньги достались им, а не китайским коллегам.

Дмитрий Баранов — ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

— Ничего пока не решено, и то, что китайские компании могут стать основными подрядчиками, не более чем слухи. Стоимость их услуг, конечно, важный фактор, но важнее, на мой взгляд, опыт работы в России, знание наших особенностей строительной отрасли, практики работы. В этом смысле российским компаниям равных нет. Я надеюсь, что все-таки основные виды работы будут выполнять российские компании, потому что это логично — деньги останутся, что называется, в стране, а компании получат опыт. Вряд ли, есть какой- то перечень работ, который наши компании выполнить не смогут. Думаю, смогут выполнить все. Поэтому логичнее, если ВСМ будут строить наши компании.

Антон Сайфутдинов — генеральный директор УК «Шелковый путь»:

— Тем, кто сомневается в возможности китайских подрядчиков работать качественно, нужно самим съездить в Китай. Например, в город Урумчи, где я был недавно в составе делегации Татарстана. В Урумчи за 6 месяцев была построена подвесная кольцевая автодорога. Это своеобразная эстакада, которая проходит над городом, чтобы разгрузить городские улицы. Они 30 километров этой автодороги, поднятой на столбы, сделали за 6 месяцев. А ведь это не просто дорога, она 8-уровневая! Когда китайцы приезжали в Набережные Челны, и я их вез из Казани, то, по их словам, они эту дорогу между двумя городами с разделенными полосами построили бы за четыре месяца. И у них ничего не рушится и не падает, в отличие от нас. На сегодняшний день уже весь Китай в мостах, в развязках, в скоростных магистралях. Где речь идет о дорожном строительстве или о строительстве мостов, что связано с безопасностью для жизни человека, у них очень жесткие требования и к материалам, и к качеству работ, и к квалификации специалистов. Качество строительства государство регулирует очень жестко. Если не тот цемент замешаешь, никто тебя жалеть не будет. Если что — расстрел. И с железнодорожными магистралями то же самое.