ГОРОДСКИЕ ВЛАСТИ ЗАРАНЕЕ ГОТОВЯТ АВТОМОБИЛИСТОВ К ГОРЬКОЙ ПИЛЮЛЕ: В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ ИМ ПРЕДСТОИТ «КОРМИТЬ» ПАРКОМАТЫ ПОЛТИННИКАМИ

Мэрия Казани официально объявила о давно ожидавшейся «парковочной революции» в центре Казани. С апреля 2015 года на 27 участках улиц заработают платные муниципальные парковки на 1250 мест. На остальной проезжей части, включая второстепенные улицы, поставят запрещающие «косые кресты». «Бросить» машину у паркомата можно будет за 50 рублей в час — собранные средства направят на улучшение дорожной инфраструктуры. По опыту других городов ожидается, что в результате реформы скорость движения вырастет на 12%, но ездить в центр автовладельцы станут на четверть реже.

info.tatcenter.jpg
С апреля 2015 года на 27 участках улиц заработают платные муниципальные парковки на 1250 мест

«КАЗАНКА — ВИШНЕВСКОГО — ЭСПЕРАНТО — НАРИМАНОВА»

У каждого автомобилиста, часто посещающего центр города, есть время подумать, не пересесть ли на такси или общественный транспорт. Через полгода оставлять машину на привычном месте может оказаться недешевым удовольствием, а то и вовсе станет невозможно.

Как объявили вчера в ходе пресс-конференции представители городских властей, платной парковка станет на 27 участках городских улиц, это 1250 машино-мест. На них появится 28 паркоматов — по одному устройству в среднем на 40 - 45 машино-мест. Стоимость парковки составит 50 рублей в час, причем круглосуточно. Исключения сделают разве что для инвалидов, экстренных служб и электромобилей. Не требует оплаты остановка в пределах 15 минут. Обеспечивать работу всей этой системы будет специально созданное МБУ «Организатор муниципального парковочного пространства».

На всех остальных улицах в центре города вывесят «косые кресты» запрещающих знаков. Нарушителям обещаны «парконы», эвакуаторы и прочие уже привычные кары.

Географию платной муниципальной парковки в историческом центре озвучил председатель комитета по транспорту казанского исполкома Айдар Абдулхаков. В числе улиц, например, площадь Свободы — там 50 машино-мест, четная сторона улицы Дзержинского на 60 машино-мест, площадь Султан-Галиева на 228 машино-мест, улица Муштари (от Ульянова до Щапова) на 124 машино-места и так далее (полный перечень опубликован на официальном сайте мэрии города).

image_autotat_0002202.jpg
Тем, кому 50 рублей в час не по карману, могут воспользоваться существующими паркингами. В старой части Казани их более 20, общее количество машино-мест — порядка 5,5 тыс.

«Натурные обследования парковок в границах реки Казанки — Вишневского — улицы Эсперанто — улицы Нариманова — улицы Татарстан показали, что около 2,5 тыс. машин паркуются в том числе на участках, где действуют запреты на стоянку и остановку, — пояснил Абдулхаков. — Целесообразно организовать здесь около 1300 (платных) машино-мест, которые сейчас востребованы и не будут мешать автотранспорту».

Как платить? На первом этапе предусмотрена оплата через паркоматы посредством банковских карт или транспортной карты. Платеж, разумеется, авансом. Аппарат выдаст чек с указанием времени постановки машины на стоянку. Однако будут и другие способы — оплата через SMS-сообщения на короткий номер с виртуального парковочного счета водителя либо через мобильное приложение.

Говоря об этапах реализации пилотного проекта, Абдулхаков сообщил, что конкурс на установку дорожных знаков и нанесение разметки объявлен 30 сентября. К 1 декабря на улицах появятся «косые кресты», к 1 января будут установлены паркоматы. Заработать они смогут к апрелю. Тогда же появится возможность оплаты через SMS-сообщения и мобильные приложения.

Тем, кому 50 рублей в час не по карману, при желании могут воспользоваться существующими многоуровневыми паркингами. В этой части старой Казани — более 20 паркингов и стоянок, общее количество машино-мест — порядка 5,5 тыс., напомнил Абдулхаков. Ну, и конечно, всегда есть вариант пересесть на общественный транспорт или такси.

2.jpg
Айдар Абдулхаков сообщил, что ожидаемая сметная стоимость проекта составляет 36,5 миллиона рублей

«ВВЕДЕНИЕ ПЛАТЫ ПРИВОДИТ К НАВЕДЕНИЮ ПАРКОВОЧНОГО ПОРЯДКА»

Напомним, что проект «пришивания» платных парковочных карманов к казанским улицам стартовал, по сути, с отмашки республиканских властей. Например, с идеей их создания на последнем в 2012 году заседании Казгордумы выступил тогда еще вице-премьер Асгат Сафаров. По его мнению, это необходимо не только для увеличения пропускной способности дорог, но и… в антитеррористических целях. Сказывался и успешный опыт Сергея Собянина: в результате реформы, казалось, намертво вставший центр Москвы «поехал».

Бюрократическая машина завертелась в январе 2013 года — появилось соответствующее положение, исполком создал спецкомиссию. Но тогда чиновники быстро пришли к выводу, что локальный эксперимент на одной улице Театральной, который хотели реализовать для начала, ничего не даст: люди не будут парковаться за деньги, если рядом можно сделать это бесплатно.

Второе дыхание идея обрела после того, как началась разработка проекта комплексной системы организации дорожного пространства, который реализуется в Казани в том числе на средства ООН.

«Мы хотим сделать Казань удобным для жизни, удобным для пешеходов, туристов, автовладельцев городом, — объяснил первый замруководителя исполкома Рустам Нигматуллин. — И приоритеты расставлены с учетом опыта Европы следующим образом. На первом месте — удобство пешеходов, затем — приоритет общественного транспорта, так как он использует улицы города наиболее эффективно. Далее — движущиеся автомобили, на последнем месте — припаркованные автомобили».

24596.jpg
Согласно статистическим данным, в исторической части Казани ежедневно вдоль дорог паркуется более 1300 автомобилей. При этом большинство водителей оставляют машины с нарушением правил остановки и стоянки

Нигматуллин отметил, что Казань в этом деле на сей раз не первая. Платные уличные парковки введены в Москве, Екатеринбурге, Краснодаре, Сочи, Санкт-Петербурге. Работы по их введению ведут власти Нижнего Новгорода, Белгорода, Перми. Вообще же первый паркомат появился в американской Оклахоме еще в 1935 году, потянулся в историю Нигматуллин. В Европе это 60-е годы XX века. Вообще же «платные карманы» автомобилизированный мир начинает «пришивать» по мере достижения автомобилизации в 300 - 400 машин на тысячу населения. Казань как раз достигла этого уровня.

Прогнозов по выручке и прибыли исполком не называет, настаивая на том, что главная цель отнюдь не в заработке, а в регулировании движения. После появления платных муниципальных парковок скорость потока на дорогах растет на 12%, количество нарушений правил парковки сокращается на 60%, а в центр въезжает на 25% меньше машин. К тому же свободные места на платных паркингах есть практически всегда, а значит, не надо будет, как сейчас, наматывать круги по окрестностям в поисках свободной «дырки».

«Платная парковка — эффективный и общепонятный инструмент управления спросом на дефицитный ресурс пропускной способности городских улиц, — объяснил Нигматуллин идейный посыл казанских властей. — Надо понимать, что с ростом автомобилизации бесплатная парковка как бесплатный ресурс становится дефицитным — думаю, это все испытали, когда ищут сегодня парковочное место в центре. И введение платы приводит не только к наведению парковочного порядка, но и дает возможность припарковаться тем, кому это действительно необходимо для выполнения каких-то дел на достаточно короткий период».

парковка на Театральной.jpg
Парковка на ул. Театральной в Казани в зимний период

При этом, добавил Нигматуллин, платная парковка — это еще не самый суровый способ регулирования забитости городских улиц. Кое-где в мире вообще запрещают въезд в центр, как в том же Лондоне, или вводят платный въезд, а то и вовсе спецсертификат на само право обладания автомобилем.

Главному госавтоинспектору Казани Рустаму Ибрагимову оставалось добавить, что ежегодно Казань прирастает примерно на 30 тыс. новых зарегистрированных автомобилей. А в раскрученный еще до Универсиады маховик эвакуации за нарушение правил парковки ежесуточно попадают порядка 120 машин.