Ильдар Курманов
Следователя считают, что Курманов намеренно затягивает изучение дела, и недавний прогул обвиняемого, который не приехал на ознакомление, сочли нарушением

«СИНДРОМ СУХОГО ГЛАЗА»

Как стало известно «БИЗНЕС Online», сегодня в Советском районном суде Казани будет рассмотрено ходатайство следователей, которые решили ограничить для Ильдара Курманова срок ознакомления с материалами дела. На днях он не приехал на чтение дела, предоставив справку от врача-офтальмолога, которая свидетельствует о начавшихся проблемах со зрением. Темп, который изначально предложил следователь Искандер Субаев — по 1 тому в день, а всего 31 том по 250 страниц, слишком быстрый, считает защита. СК планировал уложиться в месячный срок, но теперь сроки под угрозой срыва.

— Ильдар с детства плохо видит — носит очки или линзы. Две недели непрерывного изучения дела в темном углу кабинета следователя без достаточного освещения и настольной лампы, необходимость анализа большого объема информации, доступа к которому не было на протяжении года, спровоцировали ухудшение зрения и дискомфорт в глазах, — рассказала «БИЗНЕС Online» супруга Ильдара Алсу Курманова. — Врач-офтальмолог поликлиники поставил диагноз «синдром сухого глаза» и рекомендовал ограничить зрительную нагрузку, поскольку заболеванию сопутствуют осложнения: светобоязнь, конъюнктивит, сильная боль в глазах, снижение зрения.

Курманова также обратила внимание на то, что, согласно УПК РФ, «обвиняемый и его защитники не могут ограничиваться во времени, необходимом им для ознакомления», при наличии уважительной причины.

— Желание Субаева поскорее направить дело в суд, вероятно, объясняется тем, что в конце октября очередное продление следствия придется согласовывать уже в Москве, — продолжает Курманова. — Поскольку за 12 месяцев следственных действий так и не было представлено ни одного объективного доказательства виновности Ильдара, согласование в СК РФ не столь очевидно.

Напомним, в начале сентября сыну бывшего министра юстиции РТ предъявили обвинение по 6 статьям в уголовном деле о хищении 47 млн. рублей у французской компании «Леруа Мерлен»: ст. 159 УК РФ («Мошенничество»), ст. 174. 1 УК РФ («Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления»), ст. 195 УК РФ («Неправомерные действия при банкротстве»), ст. 160 УК РФ («Присвоение или растрата»), ст. 201 УК РФ («Злоупотребление полномочиями») и ст. 196 УК РФ («Преднамеренное банкротство»).

УЛИЧИЛИ В ПРОГУЛЕ

Однако следователя не устроило заключение врача, констатировавшего «синдром сухого глаза», — он считает, что Курманов таким образом намеренно затягивает изучение дела и недавний прогул обвиняемого, который не приехал на ознакомление, счел нарушением. Как стало известно «БИЗНЕС Online», следком предупредил Курманова, что в случае повторной неявки ему может быть изменена мера пресечения. Как известно, пока он находится под домашним арестом.

— Мы располагаем мнением врачей, которые утверждают, что Ильдар Курманов может знакомиться с материалами дела и, соответственно, по нашим данным, ничего ему не мешает продолжить ознакомление, — заявил «БИЗНЕС Online» старший помощник руководителя СК РФ по РТ Андрей Шептицкий.

Курманов объявил силовикам бой по всем фронтам: прокуратуре, следователям и самой компании «Леруа Мерлен». Причем семейство Курмановых наносит удар по первым лицам. В Вахитовском районном суде Казани рассматривается иск, в котором Курманов просит признать, что прокурор Татарстана Илдус Нафиков нарушил презумпцию невиновности, когда экстренно 30 октября прошлого года выступил перед журналистами, рассказав им об уголовном деле, фигурантом которого стал сын еще действующего тогда министра юстиции.

Павел Николаев
Павел Николаев

А в это же время в Советском районном суде Казани Курманов оспаривает действия следователей. Он считает, что его права нарушил лично руководитель следственного комитета РТ Павел Николаев. Главный следователь Татарстана якобы проигнорировал просьбы адвокатов о проведении дополнительных строительных экспертиз. Строительные экспертизы — настоящий камень преткновения в этом деле, ведь средства в размере 47 млн. рублей, которые в настоящее время французы требуют вернуть, были переведены в качестве платы за подключение торгового центра к сетям электро- и теплоснабжения и агентские договоры. Французские инвесторы утверждают, что работы так и не были выполнены, а Курманов настаивает, что якобы он не только выполнил все обязательства перед «Леруа Мерлен», но и сэкономил деньги компании, чтобы гипермаркет в Казани открылся на год раньше.

Правда, пока ни по одному из этих заявлений Курманова не было принято конкретного судебного решения.

«ОДИН ТОМ В ДЕНЬ — ОБЫЧНЫЙ НОРМАТИВ, ПО МНЕНИЮ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ»

Александр Расческов — генеральный директор ООО «Глазная хирургия Расческова»:

— В офтальмологии есть такое понятие — астенопия. Это заболевание, которое ограничивает возможность нормального чтения, появляется утомляемость при чтении. Возникает утомление, и большие нагрузки при чтении могут быть просто невозможны. При таком заболевании ограничена возможность человека читать. Так что это вполне реально. Что в этой ситуации делать Курманову? Я не разбираюсь в юридических тонкостях, но, возможно, кто-то может ему помогать, читать для него. Есть ведь и люди, ограниченные по зрению, но и для них существует какой-то механизм для ознакомления с делом. Проблемы со зрением не должны ограничивать их прав.

Рустем Хусаенов — юрист:

— Я считаю, что такое заключение врача вполне может стать поводом для увеличения сроков ознакомления с материалами дела. Какие тут сроки нужно назначить, мне трудно сказать. Нужно отталкиваться от рекомендаций врача. Ему могут составить определенный график, скажем, по 50 страниц в день, и обязать его выполнять этот график. А один том в день — это, так сказать, обычный норматив, по мнению следователей. Но если у человека действительно с глазами плохо, как он будет читать? Я бы посоветовал Курманову взять заключение от врачей, где не просто описывается его заболевание, а еще и даются рекомендации по чтению. Если врачи напишут, что ему рекомендовано не превышать нагрузку на глаза и нельзя читать больше 10 - 20 страниц в день, то он может хотя бы от этого отталкиваться. Если под этим документом подпишутся хотя бы двое врачей-офтальмологов, то это будет достаточно весомый документ. Я думаю, что этого вполне достаточно, ведь сроки ознакомления с делом в любом случае должны быть разумными.