Антон Силуанов отметил, что при формировании проекта бюджета на ближайшую трехлетку учитывалось падение темпов экономического роста и негативное влияние внешних факторов
Антон Силуанов отметил, что при формировании проекта бюджета на ближайшую трехлетку учитывалось падение темпов экономического роста и негативное влияние внешних факторов

РЕЗАТЬ, НЕ ДОЖИДАЯСЬ ПЕРИТОНИТА

«Ситуация непростая, цены на нефть очень волатильны, наблюдается значительный отток капитала. В этой ситуации необходимо подготовить бюджетную систему к негативному развитию событий», — заявил министр финансов РФ Антон Силуанов, открывая парламентские слушания. По его словам, одна из главных задач минфина при разработке главного финансового документа страны состояла в том, чтобы обеспечить запас прочности бюджета в условиях снижения доходов и темпов экономического роста, считает министр. «Это диктует необходимость обеспечения профицита или небольшого дефицита бюджета», — отметил он и сообщил, что дефицит бюджета на трехлетку запланирован на уровне 0,6% ВВП (для сравнения: в Евросоюзе нормальным принято считать дефицит бюджета в 3% ВВП).

Главный посыл выступления министра заключался в том, что надо сокращать расходы и жить по средствам. «Бюджет накопил большой объем расходных обязательств, необходимо его снижать», — уверен он. Чтобы сэкономить, правительство часть расходов сократило, часть перенесло на период после 2017 года. Это прежде всего коснулось затрат на перевооружение армии, значительная часть которых сдвинута на пару лет. Также власти вынуждены были, например, ограничить индексацию зарплат бюджетников уровнем инфляции. «То, что мы придерживаем пока рост зарплат работникам бюджетной сферы, это абсолютно правильное в этой ситуации решение», — оправдался министр. Всего «в течение трехлетки будет перераспределено более триллиона рублей расходов».

Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее
Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее

Пожалуй, самую большую экономию в следующем году госказне дал мораторий на перечисление накопительной части пенсий в негосударственные пенсионные фонды и государственной управляющей компании (ВЭБ). «Принято решение о том, чтобы накопительная пенсия, которая была заморожена в конце 2013 года, — 450 миллиардов рублей — пока находилась в пенсионном фонде РФ», — сказал министр. Этот «маневр» позволит уменьшить на такую же сумму трансферт пенсионному фонду из федерального бюджета. Все прочие социальные обязательства государство обещает выполнять в полном объеме.

Валентина Матвиенко: «Снижение инвестиций, средств на инфраструктуру недопустимо, потому что будет провоцировать еще большее снижение темпов роста экономики. При всех сложностях бюджет должен быть направлен на развитие страны»
Валентина Матвиенко: «Снижение инвестиций, средств на инфраструктуру недопустимо, потому что будет провоцировать еще большее снижение темпов роста экономики»

РЕГИОНЫ ПРОСЯТ РУБЛЯ

В то же время в бюджете предусмотрены существенные расходы на программы поддержки новых территорий — Крыма и Севастополя. Помимо межбюджетных трансфертов они получат деньги на инфраструктуру и стимулирование экономического развития. «Это важные инфраструктурные решения. В первую очередь это Керченский мост, это дороги, новая инфраструктура, которая там десятки лет не обновлялась, это и индустриальные парки, различные кластеры и так далее», — перечислил он. В будущем году на это потратят 104 млрд. рублей, а затем расходы увеличат до 130 млрд. рублей. Кроме того, власти поддержали регионы Дальнего Востока — увеличили финансирование на инфраструктурные объекты, для чего выделили по годам 7, 15 и 20 млрд. рублей.

Что касается других субъектов федерации, то в минфине считают, что ситуация в целом улучшится, дефицит региональных бюджетов сократится. «В следующем году ожидаем на 100 миллиардов меньше дефицит бюджета и последующее снижение дефицитов», — сказал Силуанов. В следующем году дефицит составит 548 млрд. рублей или 0,7% ВВП, к 2017 году его планируется снизить до 206,8 миллиарда. По словам министра, ведомство подошло консервативно к прогнозам бюджетов регионов: ожидается, что доходы в следующем году вырастут на 6,9%, а расходы — на 6,4%. «Субъектам не нужно строить какие-то воздушные замки, строить доходы и расходы, сейчас не та ситуация. Наоборот, нужно очень консервативно и реалистично подходить к планированию бюджетов», — посоветовал министр.

По словам Голиковой, нуждается в уточнении прогноз на 2015 год, согласно которому дефицит консолидированных бюджетов субъектов Федерации составит 548 миллиардов рублей или 0,7 процента ВВП
По словам Голиковой, нуждается в уточнении прогноз на 2015 год, согласно которому дефицит консолидированных бюджетов субъектов Федерации составит 548 млрд. рублей или 0,7% ВВП

Однако оптимистичные оценки дефицита региональных бюджетов не поддержала глава Счетной палаты Татьяна Голикова. «Нам представляется, что этот дефицит нереалистичен, потому что на 1 августа 2014 года дефицит субъектов и муниципальных образований составил 2 триллиона 10 миллиардов рублей и по сравнению с 1 января 2014 года снизился на 0,8 процента», — подчеркнула она. Голикова также считает недостаточными меры по замещению коммерческих кредитов, привлекаемых регионами, на бюджетные. На сегодняшний день только несколько субъектов Российской Федерации сумели таким образом рефинансировать свои долговые обязательства.

Главы регионов, выступавшие на парламентских слушаниях, в жесткий клинч с министром финансов вступать не стали, но говорили о том, что доходов им не хватает.

Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов отметил, что субъектам надо бы компенсировать расходы на инфраструктуру и прочие затраты на привлечение инвесторов. «Для успешных регионов остро стоит вопрос о необходимости компенсации из федерального бюджета затрат на привлечение инвестиций и создание современных технопарков», — сказал он. Калужская область, как известно, стала одним из главных автомобильных кластеров в стране, на ее территории построены десятки новых предприятий. Привлечь инвесторов удалось за счет того, что область брала на себя расходы на строительство инфраструктуры, которые теперь лежат камнем на региональном бюджете. Губернатор Белгородской области Евгений Савченко заявил, что региональные бюджеты не могут сами обеспечить воспроизводство инфраструктуры. «Необходимо пролонгировать бюджетные кредиты, которые должны быть возвращены в 2015 году, до 2020 года и принять решение о компенсации потерь из-за введения в действие законодательства о консолидированных группах налогоплательщиков», — считает он. Кроме того, белгородский губернатор предложил расширить полномочия регионов в налоговой сфере, чтобы иметь возможность увеличивать доходную базу бюджетов.

СЛЕДУЮЩИЙ ГОД МЫ ПЕРЕЖИВЕМ, А ЧТО ДАЛЬШЕ?

Помимо бюджета с докладами о прогнозе развития социально-экономической ситуации в стране выступили заместитель министра экономического развития Алексей Ведев и замглавы ЦБ Ксения Юдаева. В целом их прогнозы близки — цена на нефть в следующем году $100 за баррель, рост ВВП — 1 - 1,2%, инфляция на конец года — 4,5 - 5,5%. При этом оба ведомства предполагают, что в следующем году геополитическая напряженность вокруг России спадет и начнется отмена взаимных санкций. Это позволит снизить цены и повысить рост ВВП в 2016 - 2017 годах до 2 - 3%.

Впрочем, даже чиновники признают, что это достаточно оптимистичный подход. Есть риск того, что нефтяные цены и темпы роста экономики будут ниже, а инфляция выше. Стоит отметить, что главный аудитор страны Голикова в принципе не считает сделанные прогнозы и бюджет реалистичными. «Мы переживем 2015 год, но что дальше? Ответа на этот вопрос нет. Параметры бюджета 2016 - 2017 годов свидетельствуют о том, что у правительства пока нет ответа на вопрос, что реально будет происходить в 2015 году и как это отразится на 2016 и 2017 годе», — говорит она.

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко пообещала продолжить критику минэкономразвития за то, что их прогнозы в течение года не раз пересматриваются. «Такое впечатление, что МЭР просто констатирует ситуацию, очевидно, что что-то в королевстве не так: то ли методика расчета прогнозов, то ли не очень профессиональный уровень подхода. Так не должно быть, чтобы прогноз, который ложится в основу как базовый, формирования бюджета, в течение года неоднократно менялся. Это бюро прогноза погоды, которое даже на сутки прогноз не может дать», — заявила она. Матвиенко подчеркнула, что минэкономразвития должно не прогнозы составлять, а предлагать реальные действия и планы по повышению роста экономики. «Надо предлагать, что надо делать государству... Нужно включать всем мозги по-настоящему и действовать. Тогда только бюджет будет бюджетом развития, будет влиять на развитие экономики», — резюмировала она.

Но пока все работают как привыкли и изменений в экономической политике страны немного. Что касается бюджета, то в ближайшие дни начнется его рассмотрение в комитетах Госдумы. И это самое интересное время для депутатов. Как правило, минфин оставляет небольшой зазор в бюджетных расходах, чтобы удовлетворить запросы регионов и отраслевых лоббистов. Правда, с каждым годом отгрызть от бюджетного пирога удается все меньше, но том активнее становятся народные избранники.

2015

2016

2017

Расходы, млрд. руб.

15 513,1

16 271,8

17 088,7

Доходы, млрд. руб.

15 082,4

15 795,5

16 547,8

Дефицит, млрд. руб.

430,7

476,3

540,9

Дефицит, %ВВП

0,6

0,6

0,6

Источник: Минфин РФ

Прогноз основных макроэкономических параметров
на 2015 - 2017 годы

2013 (отчет)

2014 (оценка)

2015

2016

2017

Цены на газ (среднеконтрактные включая страны СНГ), долл./тыс. куб.м

342

321

289

282

278

Рост ВВП, %

101,3

100,5

101,2

102,3

103,0

Инвестиции, млрд. руб.

13 256

13 538

14 442

15 356

16 526

Инфляция (ИПЦ), % к декабрю пред. года

106,5

107,5

105,5

104,5

104,0

Курс доллара, рублей за доллар США

31,8

35,7

37,7

38,7

39,5

Источник: минэкономразвития РФ