РАСХЛЯБАННОСТИ БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО

Как известно, у поездов есть своя романтика. Она напрямую зависит от уровня технологического развития железнодорожного транспорта. Если в начале XX века поезд сам по себе воспринимался как синоним прогресса, (особенно хорошо это отражено в произведении «Атлант расправил плечи»), в советское и постперестроечное время пределом мечтаний граждан могли быть теплые плацкартные вагоны, то сегодня РЖД ставит амбициозные цели по соединению точек России высокоскоростными магистралями, по которым могли бы «летать» со скоростью до 250 км/ч комфортабельные «Ласточки» и «Сапсаны».

На днях, выступая на инвестиционном форуме «Россия зовет», президент Владимир Путин высказался в том смысле, что санкции, конечно, осложнили ситуацию в экономике, но, по факту, только укрепили нашу решимость совершить индустриальный рывок, обновить промышленность и инфраструктуру. Расхлябанности в вопросах обеспечения самодостаточности нашей страны быть не может, нужно «концентрировать ресурсы и выбирать лучшие решения, достигать целей в более сжатые сроки, работать эффективнее по всем направлениям».

В 30-Е ГОДЫ СИТУАЦИЯ БЫЛА СЛОЖНЕЕ, А БАМ ПОСТРОИЛИ

На мой взгляд, проект ВСМ «Москва – Казань» можно с уверенностью отнести к разряду одного из таких решений. В начале года, когда Россия только привыкала жить в условиях санкций, в правительственных кругах высказывались опасения, что не самое подходящее время для таких амбициозных проектов, как ВСМ.

Казалось бы, что может быть неблагоприятнее, чем предвоенная ситуация в конце 30-х годов ХХ века. Однако, несмотря ни на что, СССР приступил к строительству БАМа, и дорога стала одним из символов мощи и трудового подвига советской эпохи.

В настоящее время такие проекты, как БАМ-2, Транссиб, ЦКАД дают в экономике мультипликативный эффект. Это значит, что они тянут за собой различные отрасли промышленности, развивают НИОКРы, сферы услуг, дают новые рабочие места.

Несомненно, ВСМ «Москва – Казань» принесет колоссальный мультипликативный эффект. Об этом, в частности, я говорил на заседании Общественного совета по вопросам скоростного и высокоскоростного движения в России, которое проходило в конце сентября под председательством главы РЖД Владимира Якунина.

Участники сошлись во мнении, что проект имеет общегосударственное значение. Зона тяготения проектируемой трассы ВСМ «Москва – Казань» объединяет территории 7 субъектов Российской Федерации, в которых проживает более 20 процентов населения страны: Москва, Московская область, Владимирская область, Нижегородская область, Чувашская Республика, Республика Марий Эл и Республика Татарстан. Магистраль соединит 3 из 12 городов-миллионников России и позволит осуществлять движение поездов со скоростью до 400 км/ч, сократив для пассажиров время в пути.

Магистраль прошла согласование и получила положительное заключение минфина, Главгосэкспертизы России, включена в схему территориального планирования Российской Федерации и в перечень проектов, которые могут получить поддержку от Фонда национального благосостояния.

МОДА НА ИНФРАСТРУКТУРУ

На сегодняшний день идет конкуренция идей. Развитие территорий Дальнего Востока, строительства моста через Керченский пролив, Мурманского строительного узла — все это и другие проекты также имеют право на существование и могут рассчитывать на поддержку со стороны государства.

Несомненным является то, что развитие российской экономики невозможно без привлечения частных инвестиций в инфраструктурные проекты. Как отмечается в докладе Института исследований развивающихся рынков бизнес-школы «Сколково», к 2020 году наиболее густонаселенным странам с быстроразвивающимися рынками придется потратить на инфраструктуру примерно 4 триллиона долларов. Для 350 миллионов человек, которые в следующем десятилетии появятся на свет в странах с быстроразвивающимися рынками, к которым относится и Россия, потребуется и рабочая инфраструктура — водо- и энергоснабжение, связь и транспорт. Инфраструктурный бум в активно растущих странах с быстроразвивающимися рынками, таких как Индонезия, Турция и Китай, вновь вернули моду на инфраструктуру.

БИЛЕТ В КОМФОРТНУЮ ЖИЗНЬ

Как показывает соцопрос Фонда общественного мнения, 80 процентов жителей страны хоть завтра готовы купить билет на ВСМ. Пассажиропоток с нынешних 4 миллионов может вырасти до 10,5 миллионов человек уже к 2020 году. Проект обречен на успех. Большая часть выручки — доходы от реализации билетов. Планируемая цена билета эконом-класса будет конкурентна с ценой авиа и купе — около 5 - 6 тысяч рублей. Сегодня сообщение между Екатеринбургом и Казанью занимает поездом 13 часов, на автомобиле — 11 часов, по ВСМ — всего 3,5 часа.

Не стоит забывать о том, что России предстоит принять в 2018 году Чемпионат мира по футболу, а миллионам болельщиков надо будет как-то добираться до Нижнего Новгорода, Саранска, Казани и даже Екатеринбурга (ВСМ-2). И пусть мечта о том, чтобы наша сборная выиграла Чемпионат мира, скорее всего, так и останется мечтой, но я верю, что мечте татарстанцев о строительстве ВСМ суждено сбыться в самом ближайшем будущем.

Александр Сидякин