ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ГОРОЖАН

Обобщающий формат моей предыдущей статьи о возможных задачах по развитию Казани не позволил широко описать, как должны развиваться общественный транспорт и пешеходные зоны в городе. В данной статье об этом будет сказано более подробно.

Существует множество факторов, влияющих на конкурентоспособность общественного транспорта по сравнению с личным автомобилем. Логично, что в первую очередь необходимо заниматься именно развитием общественного транспорта, поскольку любые искусственные ограничения транспорта личного (вроде платного въезда в центр) ведут к ухудшению качества жизни. Тем более что направлений для улучшения качества его работы в Казани множество. Наибольшие вопросы у горожан вызывают время работы транспорта, интервалы, а также состояние подвижного состава.

С ХОРОШИМ ОБЩЕСТВЕННЫМ ТРАНСПОРТОМ ЧАСЫ НЕ НУЖНЫ

К сожалению, единственным шагом вперед для общественного транспорта Казани в 2014 году стало появление на остановках табло, показывающего время до прихода нужного автобуса или троллейбуса. Больше никаких результатов работы комитета по транспорту не заметно. При том что смонтированные на остановках табло — сомнительное нововведение, если «на теории» большинство маршрутов должны ходить с интервалом в 3 - 5 минут. А ближе к вечеру новые табло начинают показывать время ожидания вроде «89 минут», от которых хочется побыстрее купить себе машину и больше никогда не зависеть от казанских транспортников. Сейчас только несколько маршрутов в городе работают до 22:00 согласно положенному графику, хотя данное время — это самый минимум. Самым «заминусованным» обращением на «Народном контроле» является просьба оставить работу общественного транспорта до часу ночи, как это было во время Универсиады. В этом обращении приводится цитата мэра Ильсура Метшина: «То, какая сегодня (в дни Универсиады) Казань, должно стать нормой». После окончания студенческих Игр нормы, к сожалению, быстро изменились и явно не в лучшую сторону по отношению к собственным налогоплательщикам.

НАЧНЕТСЯ ЛИ ЗАМЕНА АВТОБУСОВ НА БОЛЕЕ ПРОВОЗНЫЕ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТА?

Еще одной проблемой общественного транспорта в Казани является недостаток провозной способности на самых людных направлениях. Вот такую картину, например, можно застать каждое утро на остановках вдоль проспекта Амирхана.

Когда у человека нет даже физической возможности попасть в нужный автобус, то насколько уместными являются рассуждения о пересаживании автомобилистов на общественный транспорт. Естественно, ни один разумный человек не променяет свой комфортный экипаж на такие мучения. Более того, все пассажиры этого переполненного автобуса тоже пересядут на автомобиль при первой же возможности. Выходом из этой ситуации является сокращение интервалов, то есть увеличение количества автобусов. Однако на многих автобусных полосах и этот лимит уже исчерпан. Вторым недостатком увеличения числа автобусов является ухудшение экологии Казани. Уже сейчас личные автомобили и красные автобусы являются главными отравителями города, обойдя промышленность. Если мы хотим позаботиться о своем здоровье и будущем своих детей, альтернатив переходу на электротранспорт у Казани просто нет.

НЕ ЛОЗУНГ, А ДАВНО НАЗРЕВШИЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

Переход от автобусов к различным видам электрического транспорта — это уже сложившийся тренд во всем цивилизованном мире. Главным преимуществом рельсового электротранспорта является не только его экологичность, но и высокая провозная способность. Так, если автобусная полоса может перевезти за час лишь 7 тыс. пассажиров, то скоростной трамвай может перевезти 30 тыс. пассажиров за тот же период времени. Для многих направлений в Казани это может стать достаточным. Именно поэтому строительство еще нескольких линий скоростного трамвая в городе может существенного улучшить как транспортную ситуацию в городе, так и чистоту воздуха.

Строительство современного трамвая наращивает свои обороты во многих странах. В Китае, известном своими успехами на ниве метростроя, обратили внимание и на трамвай. Так, в 8-миллионном городе Нанкине отрыли очень красивую линию трамвая из 13 станций. В США трамваи тоже демонстрируют успехи. Открытая в 2009 году в городе Фениксе первая линия трамвая вышла на планируемые показатели 2020 года — 45 тыс. пассажиров в день. Как отмечают их городские экономисты, линия уже дала положительный экономический эффект в $7 миллиардов. Мэрия Феникса собирается увеличить свою трамвайную систему в три раза в ближайшее время. Даже в районах Лос-Анджелеса, состоящих преимущественного из частного сектора, линии трамвая выходят на показатели в 30 тыс. пассажиров в день, и мэрия этого города также планирует новые расширения системы, чтобы вычеркнуть Лос-Анджелес из списков самых «пробочных» и загрязненных городов. Забота об экологии стала одной из причин, по которой в Лос-Анджелесе занялись тем, что было ноу-хау СССР середины ХХ века, — разработкой линии грузовых троллейбусов. Вид у этой линии действительно немного футуристичный.