«Татэнергосбыт» заявил, что УК «Заречье» — самый проблемный его контрагент, из которого практически невозможно «вытрясти» долги

КТО В ЧЕРНОМ СПИСКЕ?

Накануне в Арбитражном суде Татарстана началось рассмотрение знакового для казанского ЖКХ судебного дела: ОАО «Татэнергосбыт» подало иск о признании банкротом ООО «Управляющая компания «Заречье». Иск был подан еще 1 сентября, рассмотрение дела по существу стартовало спустя месяц.

Столь резкий шаг в «Татэнергосбыте» объясняют тем, что «Заречье» — самый проблемный его контрагент, из которого практически невозможно «вытрясти» долги. На официальном сайте энергетической компании вывешен так называемый черный список жилищных организаций — должников, где «Заречье» занимает верхнюю строчку: на 1 сентября долг составлял 49,4 млн. рублей, причем прирост задолженности только с начала года составил 8,4 миллиона.

Чтобы загрузить картинку, нажмите на нее
Чтобы загрузить картинку, нажмите на нее

Следом в списке идут УК ЖКХ Приволжского района» (46,2 млн. рублей) и УК ЖКХ Вахитовского района (29,2 миллиона). Правда, последние две продемонстрировали динамику сокращения задолженности — на 500 тыс. рублей и 9 млн. рублей соответственно. Впрочем, это нехарактерная картина — у большинства компаний в списке долги растут. К примеру, следующие далее УК ЖКХ Московского района и УК «Старый город» с начала года успели «накрутить» просрочку на 14 и 13 млн. рублей.

Как прозвучало в суде, на 1 октября долг УК «Заречье» вновь вырос и составил 51 млн. рублей, из которых судебными актами подтверждено почти 29 миллионов. Сумма довольно крупная, для сравнения: громкое дело с управляющей компанией-должником из Набережных Челнов, УК «Ключевое», вошло в стадию банкротства с долгом «всего лишь» в 24 млн. рублей. Напомним, что инициатором иска против «Ключевого» стала Генерирующая компания, добившаяся в суде, чтобы Анну Сацук, возглавлявшую челнинскую УК, отстранили от управления компанией.

«БАНКРОТСТВО ПОМОЖЕТ ВЫЯВИТЬ НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ»

До начала судебного заседания ситуацию с долгами УК корреспонденту «БИЗНЕС Online» прокомментировал начальник претензионно-искового отдела «Татэнергосбыта» Рамиль Фаизов: «Проблема существует давно, и в последние годы мы неоднократно пытались сесть за стол переговоров, предлагали свои условия мирного урегулирования спора, графики подписывали. Также с их стороны графики предлагались, но договоренности со стороны управляющей компании не выполнялись, графики срывались», — жестко высказался начальник отдела.

По искам УК к жильцам, которые не оплачивают счета, уже запущено 400 судебных производств на 28 млн. рублей

Между тем сам метод решения проблемы вызывает вопросы, ведь «за душой» у УК нет собственности кроме разве что офиса и дебиторской задолженности жильцов. Однако в «Татэнергосбыте» убеждены, что процедура банкротства позволит выявить скрытые резервы.

«Эти мероприятия, по крайней мере, помогут остановить рост задолженности, проверить хозяйственную деятельность предприятия, возможно, выявить признаки либо нецелевого использования денежных средств, либо преднамеренного доведения организации до банкротства. Но ведь действительно, население платит, большая часть в полном объеме. Но почему же в адрес гарантирующего поставщика, каким является «Татэнергосбыт», деньги не доходят? Когда мы действительно увидим документы о хозяйственной деятельности или конкурсный управляющий начнет анализировать, тогда мы сможем подтвердить или опровергнуть эти предположения», — высказался Фаизов.

«Я ОТДАЮ РОВНО СТОЛЬКО, СКОЛЬКО ПЛАТИТ НАСЕЛЕНИЕ»

В свою очередь, директор «УК «Заречье» (он же ее владелец) Олег Калимов пояснил, что сбытовая компания только за последние пару лет инициировала четыре крупные проверки финансово-хозяйственной деятельности УК. Однако правоохранительные органы, по словам директора, ничего противозаконного обнаружить не смогли. Кстати, то же самое подтвердили «БИЗНЕС Online» в прокуратуре — недавняя проверка «Заречья» не выявила никаких нарушений.

При этом никакого секрета из причин накопления задолженности Калимов не делает. «Наша управляющая компания обслуживает Кировский район, к сожалению, у нас проживают во многом такие... маргинальные жители. Половина долгов скопилась из-за того, что не оплачивают жильцы. 400 судебных производств на 28 миллионов рублей! Мы подали в суд, но деньги не получили. Уже 17 судебных производств закончены за невозможностью взыскания, ну нечего с них взять! Мы предлагаем нашим коллегам в качестве оплаты акты о невозможности взыскания средств, чтобы таким образом снизить бремя задолженности. Они могут по законодательству принять в счет оплаты и списать эту задолженность. Мы предлагали заключить прямые договоры с жителями, а нам стать агентами, и таким образом снять напряженность оплаты. Но «Татэнергосбыт» на это не идет. Что должна делать управляющая компания? Мы уперлись в то, что управляющая компания в данном случае будет всегда виновата перед поставщиками ресурсов!» — эмоционально говорил директор.

Директор «УК «Заречье» Олег Калимов
Олег Калимов: «Мы уперлись в то, что управляющая компания в данном случае будет всегда виновата перед поставщиками ресурсов!»

Долги жителей — это только одна строка в структуре задолженности за электроэнергию. Вторая причина — повисшие долги за общедомовые нужды (ОДН): «В период действия 344-го постановления в прошлом году, когда ОДН, который реально был потреблен жителями, ложился на плечи управляющей компании (а у меня преобладают дома коридорного типа, где общие кухня, туалеты, коридоры, общие постирочные, когда в коридоре порядка 100 квартир с общим туалетом и где люди не экономят электроэнергию), все эти расходы бременем легли на управляющую компанию. А это сумма порядка 9 миллионов рублей!»

И это еще не все. Оказывается, по словам Калимова, еще 12 млн. рублей долга скопилось за период с 2006 года по 2010 год, когда содержание расчетных центров в управление жилым фондом не входило. И все ресурсоснабжающие организации (РСО), понимая, что у УК нет источника средств на эти затраты, их управляющей компании компенсировали. Все, кроме «Татэнергосбыта».

«Вот скажите, в чем виновата управляющая компания? Где она украла деньги у поставщика? Где?» — спрашивает Калимов. При этом он считает беспочвенными заявления о том, что компания вообще не исполняет своих обязательств перед энергетиками: «У меня есть все движения по банку, есть платежки. Если бы я им не отдал деньги в текущем месяце, вы даже не представляете, что было бы! Если бы я, к примеру, собрал с населения 10 миллионов и ни копейки бы им не отдал! Я отдаю ровно столько, сколько оплачивает население. Просто нашли информационную жертву и отрабатывают».

Проблема неплатежей в ЖКХ, мягко говоря, не новая и отнюдь не точечная

Чуть позже управляющая компания направила в адрес издания официальную справку по структуре задолженности и мерах, которые предпринимала УК для ее погашения. К слову, там значатся такие меры, как ограничение на выезд должникам, запрет сделок на недвижимость, наложение ареста на средства, находящиеся в банках. С полным отчетом УК можно ознакомиться здесь.

СРЫВ УСТНЫХ ДОГОВОРЕННОСТЕЙ

Интересно, что подобная ситуация сложилась у «Заречья» именно с «Татэнергосбытом». Например, в Генерирующей компании (она поставляет УК тепло), которая нередко становится инициатором судебных разбирательств с исполнителями коммунальных услуг, нашему изданию заявили, что никаких проблем с «Заречьем» никогда не было (в отличие от того же «Ключевого», где к иску ГК со временем добавились иски других поставщиков ресурсов). И если и возникают какие-то моменты, то разрешаются они путем взаимных договоренностей между управляющей компанией и энергетиками.

Судя по ходу самого судебного заседания, УК до последнего пыталась найти компромисс и с «Татэнергосбытом». Юрист «Заречья» Камилла Мещанкина заявила, что с энергетиками есть договоренность зачесть в счет погашения долга текущие платежи. Тогда просрочка сократится до 6 млн. рублей. Однако Фаизов заявил, что с такой схемой «Татэнергосбыт» не согласен.

«Это были письменные соглашения?» — уточнил судья Линар Мингазов. «Нет, это были устные договоренности», — обреченно ответила юрист УК.

УК до последнего пыталась найти компромисс с «Татэнергосбытом», но поставщики не согласны со схемами, предлагаемыми жилищниками

В этот момент не выдержал директор управляющей компании. «Было много встреч с руководством «Татэнергосбыта», и была личная просьба руководителя компании о том, чтобы деньги, которые поступают в текущем периоде, относить в счет прошлого периода, чтобы не образовывалась задолженность свыше трех лет. Это была принципиальная позиция «Татэнергосбыта», и я, как руководитель, пошел на это. А сейчас представитель отказывается от этой позиции», — возмущался Калимов.

По мнению директора УК, как минимум половина долгов скопилась из-за того, что в обслуживаемом районе маргинальные жители

Судья внимательно выслушал ответчика и все-таки удовлетворил ходатайство о переносе слушания дела, порекомендовав решить спор в досудебном порядке: «Мировое соглашение наиболее предпочтительное с учетом особой заинтересованности средств массовой информации к вашему делу. Но на затягивание не рассчитывайте!» — предупредил Мингазов

Впрочем, пожелания суда вряд ли будут услышаны: по окончании заседания представитель «Татэнергосбыта» заявил «БИЗНЕС Online», что компания не отступит: «Задолженность в 51 миллион просто не может быть погашена за месяц. Мы не откажемся от своей позиции!» — сказал Фаизов.

Следующее рассмотрение дела состоится 6 ноября.

ВЫХОД — ПРЯМЫЕ ДОГОВОРЫ?

Проблема неплатежей в ЖКХ, мягко говоря, не новая и отнюдь не точечная. При этом сам «Татэнергосбыт» тоже, по сути, является посредником и заложником ситуации, ведь он, в свою очередь, покупает электроэнергию на оптовом рынке и не может задерживать оплату, рискуя статусом гарантирующего поставщика.

С течением времени проблема только усугубляется: по данным отчетности «Татэнергосбыта» за 2013 год, дебиторская задолженность компании увеличилась на 245,5 млн. рублей и по состоянию на 1 января 2014 года составила 2,73 млрд. рублей. В том числе задолженность населения выросла на 11%: с 821 млн. рублей до 910 млн. рублей. Любопытно, кстати, что промышленные предприятия платят еще хуже населения: их долги в 2013 году выросли в 1,7 раза до 1,03 млрд. рублей.

Как разрубить этот гордиев узел? Ранее для решение проблемы предлагались такие рецепты, как перевод ресурсоснабжающих организаций на прямые договоры с населением (по такой схеме уже достаточно давно работает «Таттрансгаз»), но взваливать на себя неблагодарную миссию по сбору долгов те не горят желанием. Чтобы, по крайней мере, снять проблему прозрачности перечислений для коммунальщиков, в Казани в этом году был воссоздан общегородской ЕРЦ, но о действенности этой меры информации нет.

«БИЗНЕС Online» обратился с просьбой прокомментировать ситуацию с банкротством управляющей компании министерство строительства, архитектуры и ЖКХ, а также комитет ЖКХ исполкома Казани. В исполкоме не смогли оперативно подготовить ответ, а в пресс-службе профильного ведомства ответили, что министерство «не вмешивается в спор хозяйствующих субъектов».

«ЖИЛИЩНИКОВ ПРЕВРАТИЛИ В СБОРЩИКОВ ПОДАТИ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» высказали свое мнение о сути проблемы.

Яков Геллер — генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ»:

— С одной стороны, я понимаю энергетиков. Они товар отдали, они хотят денег, и эта позиция правильная. Ни в одном магазине вам не отдадут товар без оплаты. С другой стороны, кому энергетики дали товар? По нынешнему законодательству считается, что энергетики дали товар управляющей компании. Это спорно, потому что управляющая компания не есть потребитель товара, потребитель — житель квартиры. Но энергетики сумели так трактовать законодательство, что основной целью управляющей компании сейчас является сбор платежей. Мало кто об управляющей компании говорит в связи с работой с населением, с ремонтом крыши, с соблюдением проектного уровня комфортности проживания — ведь вот для чего жильцы нанимают управляющую компанию. А на самом деле что получается? Что основной функцией УК стало выбивание долгов! Они превратились в мытарей, в сборщиков податей.

Выход только один: нужен собственник дома. Жильцы — собственники квартир на толщину обоев, линолеума и потолочной побелки, больше ничего нам не принадлежит. А управляющая компания разве собственник дома? Нет! Она нанятая компания. Кстати, чем больше управляющая компания требует оплаты, тем больше жильцы возмущаются и говорят: на кой нам такая УК!

Иван Грачев — председатель комитета по энергетике Госдумы РФ:

— Я не верю, что причина таких долгов в том, что жители не платят. У нас проблемы только с Северным Кавказом, а остальные жители РФ платят в среднем 95 - 98 процентов, и, думаю, в Казани не хуже, чем в среднем по стране. А вот то, что закон, сделанный по реформе Чубайса, требует обязательного наличия посредников, запрещает прямые договоры между потребителем и генерацией — это проблема. В принципе, в большинстве стран мира потребитель имеет прямой договор с генерацией, соответственно, деньги перечисляются напрямую производителю энергии. Никаких там гарантирующих поставщиков, ничего такого нет. А наш закон запрещает прямые договоры, только через посредников. Поэтому возникают проблемы у управляющих компаний, а еще больше воровства на стадии так называемых гарантирующих поставщиков. Мы внесли поправки, которые снимают это требование в законе. Но правительство не хочет их принять, мотивируя тем, что это краеугольный камень реформ, которые провел Чубайс, — обязательное наличие посредников. Мы же хотим, чтобы этот запрет был снят.

Михаил Застелла — член Общественной палаты РТ, эксперт экспертного совета Совфеда РФ:

— Управляющая компания, по сути, транзитер денежных средств от населения РСО. Если управляющая компания активно работает, она способна уменьшить задолженность, если не хочет этим заниматься, значит, ну что ж, деньги-то идут. В этой ситуации нужно жестко определить верхнюю планку собираемости: к примеру, если УК собирает 97 процентов платежей — это ноль, если меньше — оплачивает недостачу из своего кармана, если больше — оставляет себе. Нужно определить заинтересованность, ну не может быть транзитер без оплаты! Он должен быть заинтересован, нельзя, чтобы работал бесплатно. А что касается прямых договоров, энергетики очень не хотят выходить на такую систему, я давно на эту тему с ними общаюсь, но это безнадежно.