За 8 месяцев текущего года через таможню в Казани в обоих направлениях прошли 685 тыс. человек, оформлено 4,5 тыс. авиарейсов

ПОСЛЕДСТВИЯ УНИВЕРСИАДСКОГО СКАЧКА

За 8 месяцев 2014 года объем товарооборота, прошедшего через таможенный пост международного аэропорта Казань, составил 83,5 тыс. тонны, сообщил вчера во время пресс-тура на таможенном посту начальник таможни РТ Альберт Мавликов. За аналогичный период прошлого года этот показатель составил почти 88,6 тыс. тонны. «Уменьшение объемов товарооборота связано с тем, что в прошлом году активно завозили грузы Универсиады», — объяснила «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь татарстанской таможни Валентина Скарлухина.

За это время через таможню в Казани в обоих направлениях прошли 685 тыс. человек, оформлено 4,5 тыс. авиарейсов. В прошлом году за 6 тыс. рейсов линию таможенного контроля пересекли 1 млн. пассажиров. За три летних месяца воздушную границу в обоих направлениях пересекли 354 тыс. граждан, оформлено 2,2 тыс. воздушных судов.

В рамках подготовки к Универсиаде-2013 существенно увеличилась пропускная способность международных пунктов пропуска. На сегодняшний день в МАК функционируют три терминала — первый и второй, а также терминал 1А. В каждом работают сотрудники таможни. Пропускная способность терминалов 1 и 1А составляет 270 человек в час, 50 человек в час принимает так называемый бизнес-терминал для VIP-персон. Раньше общая пропускная способность в МАК составляла всего 250 человек в час, рассказал «БИЗНЕС Online» первый замначальника таможни РТ Максим Чмора. «Проблемы бывают в связи с неритмичностью авиарейсов, когда они накладываются друг на друга из-за опоздания самолетов», — сказал он, добавив, что зачастую негатив клиентов аэропорта выливается именно на сотрудников таможни.

Начальник таможни РТ Альберт Мавликов
Альберт Мавликов: «Если есть какие-то подозрения или основания думать, что перемещается незадекларированный товар, можно организовать его досмотр и возбудить административное дело»

ТЕХНОЛОГИЯ ДОСМОТРА: ТАМОЖНЯ — ПОСЛЕДНЕЕ ЗВЕНО

Чмора рассказал о технологии контроля прилетающих пассажиров, отметив, что таможня является последним звеном в цепи проверки, организованной различными ведомствами. По его словам, сначала на борт прибывшего самолета поднимается представитель Роспотребнадзора, который выясняет ситуацию с больными на борту. После этого с пассажирами работают пограничники, которые занимаются соблюдением законности пропуска граждан. А вот работа таможенников начинается при получении гражданами своего багажа: в аэропорту сотрудники таможни ответственны за законность пропуска перемещаемых товаров.

Для контроля за товарами, которые привозят пассажиры МАК, используется двухканальная система таможенного контроля: красный и зеленый коридоры. Если у пассажиров есть вещи, которые необходимо задекларировать, они отправляются в красный коридор. Зеленый коридор предназначен для пассажиров, не имеющих каких-либо товаров или имеющих только те товары, которые не облагаются таможенными сборами и налогами. Впрочем, выборочность контроля есть и в зеленом коридоре, отмечает Мавликов. «Если есть какие-то подозрения или основания думать, что перемещается незадекларированный товар, можно организовать его досмотр и возбудить административное дело», — говорит начальник таможни РТ.

Таможня является последним звеном в цепи проверки, организованной различными ведомствами. Ее сотрудники отвечают за законность пропуска перемещаемых товаров

Раньше в аэропортах использовалась одноканальная система: каждый пассажир должен был взять бланк таможенной декларации, заполнить его и предъявить сотруднику таможни, напоминает Чмора. Это занимало много времени. Сейчас основной акцент сделан на возможность гражданина получить информацию о порядке прохождения таможенного контроля через стенды и инфоматы, установленные неподалеку от багажной ленты. «Пересечение зеленой линии — факт совершения юридически значимого действия, — отмечает Чмора. — Своим действием пассажир говорит, что у него нет товаров, которые подлежат таможенному декларированию».

Отметим, что по закону без уплаты таможенных пошлин физлица могут ввозить в сопровождаемом багаже не запрещенные или не ограниченные к ввозу на территорию РФ товары стоимостью менее 10 тыс. евро, общим весом до 50 кг, денежные средства в размере до $10 тыс., не более 3 л алкоголя и 200 сигарет. Правила прохождения таможни можно найти в открытых источниках или ознакомиться с ними непосредственно в аэропорту.

Максим Чмора
Максим Чмора отметил, что зачастую негатив клиентов аэропорта выливается именно на сотрудников таможни

НУНЧАКИ, СЮРИКЭНЫ И КАСТЕТЫ

По данным республиканской таможни, с начала года возбуждено 287 административных дел по фактам нарушения таможенных правил (391 дело — за 8 месяцев 2013 года). Чаще всего татарстанцы пытались пронести через таможню алкоголь. Всего зарегистрировано 48 случаев: 28 раз в обход красного коридора алкоголь пытались пронести мужчины, 20 раз — женщины. Всего выявлено 118 л незаконно перемещаемой алкогольной продукции, а самая большая партия составила 13,75 литра.

Из всего массива нарушений 42 дела связаны с незаконным перемещением наличной валюты через таможенную границу. В одном случае через таможню попытались пронести незадекларированными $5,5 тыс. и 410 тыс. рублей. Мировыми судьями приняты решения о наказании в виде конфискации на сумму 2,47 млн. рублей (с учетом возбужденных дел в 2013 году).

Чаще всего татарстанцы пытаются незаконно пронести через таможню алкоголь и валюту

Три дела связаны с незаконным перемещением культурных ценностей. Коллекцию конфискованных таможенниками вещей пополнили штык-нож в стальных ножнах с кожаной лопастью к карабину системы Маузера образца 1898 года, изготовленный в 1943 году фирмой E.&F. Horster в Золингене (Германия); кинжал в металлических ножнах, произведенный в Средней Азии (до 1945 года); штык, состоящий из клинка, рукояти и крестовины. Экспертами было установлено, что данные предметы относятся к старинному (антикварному) оружию и имеют культурную ценность.

В этом году выявлено 34 факта незаконного перемещения холодного оружия. Предметами административных правонарушений являются кастеты, сюрикэны (японское метательное оружие скрытого ношения, формой напоминающее звездуприм. авт.) и нунчаки.

В кинологическом отделе при таможенном посту в МАК работают 7 собак, обученных обнаруживать запрещенные предметы

НОВЫЕ СКАНЕРЫ ОПРЕДЕЛЯТ, НЕ ПРОВОЗИТ ЛИ ПАССАЖИР НАРКОТИКИ В СЕБЕ

Во время пресс-тура таможенники продемонстрировали коллекцию необычного конфиската. На стене в рамках были развешаны фотографии предметов, которые пассажирам так и не удалось пронести «через линию». На фотографиях — коммерческие партии ювелирных предметов, капсулы с наркотиками, оружие, кроссовки Adidas, кастеты, коммерческая партия продукции Apple и многое другое.

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Чмора признался, что пока не зафиксировано ни одной попытки пронести через таможню iPhone шестого поколения. Хотя во время одной из прошлых попыток завезти крупную коммерческую партию таможенники конфисковали 183 единицы «яблочной» продукции — iPhone и iPad, которые, как известно, в Америке стоят в разы дешевле, чем в России.

Правила прохождения таможни можно найти в открытых источниках или ознакомиться с ними непосредственно в аэропорту

Самым интересным моментом пресс-тура стала встреча казанских туристов, которые прилетали рейсом из Шарм-эль-Шейха. Пока ожидающие свой багаж пассажиры удивленно смотрели на объективы окруживших их камер, черный лабрадор по кличке Керри бегал по багажной ленте, тщательно обнюхивая сумки. Впрочем, на этот раз Керри ничего подозрительного не обнаружила, так и не заострив внимание ни на одной из сумок.

Как сообщил «БИЗНЕС Online» один из сотрудников таможни, в кинологическом отделе при таможенном посту в МАК работают 7 собак, обученных обнаруживать запрещенные предметы — 5 лабрадоров, немецкая овчарка и вельштерьер.

Неблагополучными рейсами таможенники называют те, через которые наиболее часто привозят наркотики. Это рейсы из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии

«Этот рейс называется благополучным, прилетают туристы, — объяснил Мавликов. — Неблагополучными рейсами мы называем те, через которые наиболее часто привозят наркотики. Это рейсы из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии».

К слову, в скором времени в МАК может появиться специальное сканирующее устройство, которое позволит определять, не провозит ли пассажир наркотики в себе. По словам Чморы, подобные сканеры сегодня используются в Домодедово. «Сканеры позволят обнаруживать наркотики внутриполостным способом. Достаточно дорогое оборудование, но фактически полностью прекращает трафик через аэропорт наркотических средств подобным способом», — заключил Чмора, добавив, что новое оборудование будет приобретено за счет федерального бюджета, который полностью покрывает расходы таможенной службы.