САМЫЙ НЕПУБЛИЧНЫЙ БИЗНЕС-ХОЛДИНГ ТАТАРСТАНА ОБЗАВОДИТСЯ ИНТЕРНЕТ-СМИ ВЛИЯНИЯ ВО ГЛАВЕ С ИЛЬШАТОМ АМИНОВЫМ

Группа «ТАИФ» продолжает усиленно накачивать свою медиаимперию. Как стало известно «БИЗНЕС Online», скоро ее пополнит интернет-портал под рабочим названием «Реальное время». Новый проект возглавят гендиректор телеканала «ТНВ» Ильшат Аминов и экс-главред «Делового квартала» Анна Саушина. Опрошенные нами эксперты считают, что желание создать собственный рупор вполне естественно для крупного бизнеса, но это чревато политическими рисками.

ГАЗЕТЫ, ЗАВОДЫ И ПАРОХОДЫ

В июле 2014 года в списке аффилированных лиц ОАО «ТАИФ» произошли изменения. В семействе крупнейшей российской непубличной компании прибавление — ее «внучкой» стало новое ООО под названием «Реальное время». Оно располагается по тому же адресу, где находится телекомпания «ТНВ»: улица Шамиля Усманова, 9. Указан даже кабинет — 313.

Согласно справке «Контур-Фокуса», ООО «Реальное время» организовано 14 июля 2014 года, специализируется на «деятельности информационных агентств», «рекламной деятельности», «издании газет». Уставной капитал в 10 тыс. рублей распределен между ОАО «Телерадиокомпания «Новый Век» (у нее контрольный пакет — 51%), директором ТНВ Ильшатом Аминовым (25%), его первым замом Ильшатом Сафиуллиным (12%) и директором компании Анной Саушиной (12%). Добавим, что само ОАО «ТРК «Новый век» на 51,58% контролируется ТАИФом.

Директором новой компании стала Саушина — бывший главный редактор и директор казанского журнала «Деловой квартал», распространяющегося бесплатно тиражом в 4 тыс. экземпляров раз в две недели. Некоторое время она работала на ТК «Эфир», а теперь перешла в «Реальное время».

Ни Аминов, ни Саушина не стали комментировать «БИЗНЕС Online» создание новой компании. Руководитель пресс-центра ОАО «ТАИФ» Дмитрий Неманов заявил, что ООО «Реальное время» является дочерней компанией и проектом ТК «Новый Век». «Прошу за всеми подробностями обращаться в службы по связям с общественностью телерадиокомпании», — написал он в ответе нашему изданию.

2 Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее.jpg
Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее

Согласно нашим источникам, новая компания является учредителем делового интернет-портала с одноименным рабочим названием «Реальное время». Наши собеседники утверждают, что ТАИФ берется обеспечить серьезное финансирование — достаточное, чтобы создать СМИ федерального уровня. Прорабатывается и развитие такого направления, как проведение деловых мероприятий — форумов, конференций и т.п. Курирует проект, по данным источников, лично Альберт Шигабутдинов — гендиректор ОАО «ТАИФ».

«НАЦИОНАЛЬ»: ВЫНЕСЛИ МЕБЕЛЬ ЗА ДОЛГИ ПЕРЕД ПЕРСОНАЛОМ

Это далеко не первый подобный замах ТАИФа, однако пока ни один его медиапроект нельзя назвать в полной мере успешным ни с точки зрения коммерции, ни с точки зрения влияния на информационное поле.

Показательна в этом смысле попытка создать медиахолдинг федерального уровня, предпринятая ТАИФом накануне 1000-летия Казани. Возглавить проект тогда пригласили столичного журналиста Рустама Арифжанова, который ранее был шеф-редактором информационно-издательского холдинга «Совершенно секретно» и главным редактором газеты «Версия». Первым продуктом стал 100-страничный культурологическо-этнографический журнал «Националь». Запуская журнал, Арифжанов рассказывал СМИ, что в планах издание еженедельной газеты «Нация», создание в течение четырех лет сетевого «Восточного радио» в FM-диапазонах Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода, Самары и других крупных городов России. Обсуждался и вопрос о покупке известного толстого литературного журнала «Дружба народов». Также предполагалось создание телекомпании «ТВ-Националь» и канала «Восточное телевидение».

Но в итоге ТАИФ, по-видимому, включил задний ход. Как писало агентство «Стрингер», весной 2005 года судебные приставы вынесли оргтехнику и мебель из редакции «Националя» за долги перед персоналом.

ТНВ: ГОСЗАКАЗ ДЕРЖИТ НА ПЛАВУ

Крупнейший медийный актив ТАИФа — это, конечно, телеканал «ТНВ», который начал вещание в 2002 году, а в 2012 году был дополнен спутниковым каналом «ТНВ-Планета». Есть у группы и татароязычное радио «Булгар FM».

Понятно, что роль ТНВ в развитии культуры и языка татарского народа цифрами не измеришь. Но по «смотрибельности» канал всегда был аутсайдером, по крайней мере, в столице Татарстана. Согласно данным, предоставленным компанией TNS Russia, по аудитории 4+ в Казани доля ТНВ в 2011 году составила 1,8% от всех телезрителей, в 2012 — 2,5%, а в 2013 — всего 1,6%. Тенденция очевидна.

Что касается коммерческой стороны, то главный финансовый поток ТНВ по-прежнему состоит из поступлений по линии республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа»: в 2013 году государство перечислило холдингу 298,4 млн. рублей (69% от всех поступлений). При этом если радио дотируется только на 31%, то «ТНВ-Татарстан» — на 71%, а «ТНВ-Планета» — на все 92%.

3 Альберт и Руслан Шигабутдиновы.JPG
Холдинг «ТАИФ» — главный акционер ТРК «Новый век» — оказывает телерадиокомпании мизерную поддержку (на фото — Альберт и Руслан Шигабутдиновы)

Добавим, что не вся сумма является госзаказом. Помимо этого есть еще и безвозмездные субсидии от государства, которых компания в 2013 году получила в размере 97,33 млн. рублей.

Но что самое любопытное, это мизерные размеры поддержки ТРК «Новый век» со стороны главного акционера — ТАИФа. За весь 2013 год холдинг сделал ТНВ заказов на 2,6 млн. рублей, включая проведение корпоративов для компаний группы. Помимо этого в 2012 году ТАИФ через вексельную схему выдал ТНВ займ в размере 22 млн. рублей.

Напрашивается вывод, что ТАИФ, которому принадлежит 51,58% акций ТНВ (остальное находится в собственности минземимущества РТ), вкладывать в его развитие не спешит и, по сути, является этаким номинальным держателем активов, целиком зависящим от госзаказа.

Было у ТНВ и коммерческое «Love-радио», которое запустили в 2005 году, но с ним у команды ТАИФа и Аминова не сложилось. В начале 2012 года станцию продают медиахолдингу «Эфир» Андрея Григорьева.

СВЕТСКИЕ ЗАБАВЫ

На этом фоне у медиаимперии ТАИФа отросло второе, независимое от Аминова, крыло во главе с сыном гендиректора компании Альберта Шигабутдинова — Русланом Шигабутдиновым (ООО «Фонд прямых инвестиций»).

Его первым проектом стал спортивный телеканал ITV, общие инвестиции в который за все время существования (более 4 лет) составили порядка $2 миллионов. Об успехе предприятия можно судить по тому факту, что недавно телеканал было решено переформатировать в другой формат: сначала в развлекательный, а затем в деловой.

В сетевые партнеры владельцы телеканала взяли WBC (World Businnes Channel), который круглосуточно вещает в формате HD в кабельных сетях на 50-миллионную аудиторию России и Прибалтики. Теперь Tatarstan Business Channel вещает в 18 городах республики. В программах можно увидеть беседы с местными предпринимателями, а в числе ключевых ведущих телеканала — Айдара Булатова (председатель совета директоров ООО «Управляющая компания BulatovGroup»), Марата Сафиуллина (экс-министр экономики РТ и проректор КФУ), Юрия Алаева (советник ректора — руководитель общественно-информационного центра КФУ).

Перепозиционирование и запуск делового вещания совпали с переговорами с медиахолдингом «Эксперт» об участии ФПИ в выпуске журнала «Эксперт-Татарстан». Предыдущий региональный проект «Эксперта» в Поволжье «Эксперт-Волга», напомним, закрылся в 2010 году со скандалом: коллектив журнала, базировавшегося в Самаре, даже написал нашумевшее в соцсетях открытое письмо Дмитрию Медведеву. В середине апреля на встрече с президентом РТ Рустамом Миннихановым главный редактор «Эксперта» Валерий Фадеев предложил предпринять вторую попытку — уже в Татарстане. Минниханов благосклонно откликнулся на предложение и, по всей видимости, поручил профинансировать этот медийный проект структурам, близким к ТАИФу.

Как говорят, наши источники, уже тогда ФПИ обсуждал с «Экспертом» идею запуска, в том числе, и делового интернет-портала. По какой причине сетевой компонент «ядерной триады» решено было создавать на базе ТНВ, неизвестно.

При этом любопытно, что ФПИ контролирует музыкальный телеканал «Майдан», транслирующий татарскую эстраду, ниша которого отчасти пересекается с ТНВ.

Среди других медиаактивов ФПИ можно отметить глянцевый журнал «Светский». Он также, кстати, недавно обновил концепцию. Как рассказывала газета «БИЗНЕС Online», пару месяцев назад партнер Руслана Шигабутдинова Руслан Халилов объявил о поэтапном переводе журнала на тираж в 100 тыс. экземпляров (в свежем номере, заметим, указана цифра в 50 тысяч). Подобных «ковровых бомбометаний» казанский рынок «глянца» еще не знал.

ДЛЯ ЧЕГО ТАИФ ГОТОВИТ РУПОР?

Известно, что уже несколько лет группа «ТАИФ» держит подчеркнутый обет молчания, отказываясь от каких-либо комментариев СМИ практически по любым темам и ограничиваясь традиционной ежегодной пресс-конференцией по итогам годового собрания акционеров. На такой режим группа перешла после того, как в СМИ начала выплескиваться информация о трениях между бизнес-группой и руководством республики (например, по случаю несогласованной продажи компании ТВТ). На этом фоне создание делового медиахолдинга, позиция которого неизбежно будет восприниматься как месседж от учредителя, выглядит как некий переход Рубикона.

До сих пор единственным игроком, способным вкладывать в собственные СМИ неограниченные суммы, было государство, ежегодно вкачивающее сотни миллионов в гос-СМИ через «Татмедиа». Накачку «ТАИФ-медиа» (назовем это так) можно было не рассматривать всерьез, пока речь шла о всевозможных глянцевых и культурно-развлекательных проектах, мол, у богатых свои причуды. Но заход в деловую нишу — это однозначная заявка на политическое влияние. Учитывая близость ТАИФа к первому президенту РТ Минтимеру Шаймиеву, совсем неочевидно, что все это делается с санкции и подачи нынешнего Кремля. Конечно, Альберта Кашафовича трудно даже представить в роли Березовского или Гусинского. Тем не менее факт прихода на информационный рынок Татарстана олигархического капитала налицо.

«ДОЛГО ЗАПРЯГАЛИ, А ПОЕДУТ ЛИ БЫСТРО — БОЛЬШОЙ ВОПРОС»

Эксперты «БИЗНЕС Online» по-разному оценили новый медиапроект ТАИФа.

Геннадий Наумов — издатель газеты «Аргументы недели» в Татарстане:

— Я краем уха слышал, что они хотят запустить интернет-проект. Причем эти разговоры идут уже довольно давно. Слышал, что у ТАИФа такое мнение, что «мы будем привлекать лучшие кадры» и так далее.

Я удивлен, почему ТАИФ давно не сделал крупный медиапроект, имея такие ресурсы. Замечу, что сегодня не 90-е годы и речь не идет об информационных войнах. И даже в малой степени речь идет о политике, потому что она уже выстроена определенным образом и поправить ее практически невозможно.

Речь идет именно о формировании информационного пространства. И если крупная империя не имеет своих собственных медиаресурсов, а вынуждена пользоваться продуктами другой, по сравнению с ней карликовой компании, то... наверное, это обидно. Если бы у меня были миллиарды, я, естественно, приложил бы все усилия, чтобы стать деловым изданием номер один в России. Мне кажется, что в силу некой инерции этот проект долго рождался у них. Они долго запрягали, а поедут ли быстро — большой вопрос. Очень большой.

Мне еще рассказывали интересную деталь: по какому принципу ТАИФ работает с такими, можно сказать, «дочками». Якобы он не дает напрямую инвестиции, а предоставляет их в виде кредита. Правда, беспроцентного. И получается, что они или смогут, или останутся должны. В этом, наверное, есть какая-то здравая мысль. Чтобы люди все-таки бегали, зарабатывали.

Чтобы получился любой проект, в том числе и интернет-СМИ, необходимы две составляющие: финансы и кадры. Без отсутствия одной из них ничего не получится.

4 Анна Саушина.jpg
У директора новой компании Анны Саушиной за плечами работа в «Деловом квартале» и ТК «Эфир»

Саушина была директором местного «Делового квартала». Здесь необходимо учитывать, что это издание сетевое. И как выглядит местное издание, это мало зависит от его руководителя. Уже есть готовая калька, и нужно было просто по этой системе работать. Что-то самостоятельное, насколько я понимаю, вносить было просто невозможно.

Что касается, Аминова, то он хороший парень, но мы прекрасно знаем рейтинги канала «ТНВ». У него была удачная карьера телеведущего на «Эфире». Но журналист, когда надевает на себя китель чиновника, а именно в таком положении находятся государственные или псевдогосударственные СМИ, перестает быть журналистом и перестает быть предпринимателем. Журналист госСМИ — это третья категория. Это чиновник, по сути дела.

Айгуль Мирзаянова — PR-директор ГК «Нэфис», экс-гендиректор ITV:

— Информации не так много, чтобы анализировать. Я могу сказать, что это совершенно правильный ход, деловой портал необходимо открывать. Я думаю, что на рынке должна быть здоровая конкуренция. В конкуренции побеждает сильнейший. Для того чтобы называться сильнейшим, надо, чтобы больше СМИ делового характера присутствовало на рынке Татарстана. Думаю, из этих соображений будут появляться подобные издания. В том числе толчком мог послужить и успех такого делового издания, как «БИЗНЕС Online».

То, что это затевает самая богатая структура Татарстана, конечно, не говорит о том, что проект будет успешным. Чтобы медийный бизнес был успешным, мало одних денег. Нужен абсолютно правильный, дерзкий, амбициозный и суперпрофессиональный подход. И умение ждать. Для раскрутки любого СМИ необходимо время. И тогда можно совершить такие чудеса, например, которые совершил Габрелянов с LifeNews. Начав с небольшой газеты в небольшом городе и дойдя до собственного телеканала.

Юрий Алаев — советник ректора КФУ, член Общественной палаты РТ:

— Из новых проектов ТАИФа работает уже Tatarstan Business Channel, в котором я принимаю участие. Он вещает с первых чисел июля по кабелю и интернету.

Аминов — опытный менеджер. А что касается рейтингов ТНВ, это от того, что канал поставлен в жесткие условия: они должны пропагандировать в первую очередь татарскую культуру. И ограничения политического, программного свойства сковывают свободу рук.

И Саушина — достаточно известная в Татарстане медийная персона, была директором в татарстанском «Деловом квартале». То, что у ТАИФа некоторые предыдущие проекты были не очень эффективными, можно двояко расценивать. Ребята набили шишки на двух-трех проектах, думаю, они проанализировали недостатки. И, вероятно, этот проект удастся в полной мере.

Многое будет зависеть от того, какой у них будет контент и кого сумеют привлечь для его создания. Другими словами, зависит от того, какие ресурсы финансовые ТАИФ готов вложить. Думаю, что скромный старт — это не менее 20 - 30 миллионов рублей. Но это навскидку. Скорее всего, можно еще нолик добавить, миллионов 200.

Почему это нужно ТАИФу? Самое простое предположение, что есть свободные финансовые ресурсы и они решили диверсифицировать бизнес.

Второе: может, оценивали ситуацию в экономике в целом и пришли к выводу, что нужен канал влияния, причем не узкого. Газета влияния. Может быть, с небольшим тиражом, но если там авторитетные авторы, то к нему начинают прислушиваться на разных этажах, в том числе и те люди, которые работают на правительство и непосредственно в правительстве. Может быть, и такая амбициозная задача стоит.

Вячеслав Долгополов — генеральный директор ООО «Информационные системы» («БИМ-радио»):

— Как я понимаю, таифовский же открылся телеканал Tatarstan Business Channel — ТБК. Видимо, хотят объединить в общую концепцию. Может, еще решили снизить себестоимость контента. Я думаю, они пошли по пути РБК. Мне кажется, и ТБК скопировали с РБК, потому даже логотип похож на тот, что был у РБК несколько лет назад. РБК шло от интернет-ресурса к каналу. Здесь, видимо, наоборот.

Аудитории, которая интересуется бизнесом, не так много. Поэтому если смотреть с точки зрения информационных войн, то, мне кажется, легче их вести с помощью уже готовых компаний. Это более логично и дешевле. Проще, грубо говоря, заказать статью в каком-то издании, которое номер один, номер два, и получить гораздо больший эффект. Для таких методов можно создавать издания, наверное, только рассчитывая на федеральный уровень. Если ограничиться республикой, то это будет охват очень узкой аудитории и не будет являться оправданным.

Марсель Шамсутдинов — управляющий ГК «Райдэн»:

— Сфера медиа перспективная, а крупный бизнес не может оставаться в стороне от общественной жизни, а значит, политики. СМИ — это всегда политика.

С помощью своего ресурса ТАИФ будет облагораживать, пиарить и пропагандировать себя. Хотя, должен сказать, в шахматах есть такое понятие — цугцванг, то есть любой следующий ход может ухудшить позицию. Любой следующий ход, что бы вы ни сделали, сделает положение хуже, чем сейчас. То же самое можно сказать и о СМИ.

Этот интернет-портал будет показывать позицию компании. Сейчас ТАИФ нейтрален и к нему нет никаких претензий. А здесь появится позиция, которая сразу кому-то будет очень нравиться, а кому-то не очень. В обществе есть совершенно противоположные социальные группы, и даже с точки зрения здравого ума, даже если ресурс будет безупречный, какие-нибудь группы аудиторий будут обвинять его. На любую позицию в обществе всегда найдутся критики. В этом случае любое высказывание ТАИФа будет обретать как сторонников, так и противников. Дай бог, чтобы сторонников было гораздо больше.

Думаю, проект запускается не без некоторых консультаций с тем же самым Кремлем. У нас в большой политике в этой области ничего не делается без консультации Кремля. Казанский Кремль, думаю, озаботился тем результатом мощнейшей пропаганды на федеральных каналах, которые мы видим этим летом. То есть надо развивать средство борьбы за власть и брать его под контроль. И не без помощи ТАИФа, может быть. Думаю, были и обоюдные интересы — и ТАИФ, наверное, высказал свою заинтересованность.