В рамках XVI международного осеннего строительного форума обсудили развитие территории, прилегающей к международному аэропорту «Казань»
В рамках XVI международного осеннего строительного форума обсудили развитие территории, прилегающей к международному аэропорту Казань

АЭРОТРОПОЛИС. ПЕРСПЕКТИВЫ В КАЗАНИ

Сегодня в рамках XVI международного осеннего строительного форума, проходящего в эти дни в столице Татарстана, прошел круглый стол, посвященный вопросам развития территории вокруг аэропорта. Участники круглого стола «Аэротрополис. Развитие территории вокруг аэропорта» обсудили строительство возле казанского аэропорта так называемого города, включающего выставочный центр, деловые площадки, отели и обслуживающую инфраструктуру. В обсуждении вопросов развития территории, прилегающей к международному аэропорту Казань, приняли участие такие организации, как ОАО «Связьинвестнефтехим», ООО «РТ-Экспо», ассоциация предприятий малого и среднего бизнеса Республики Татарстан, МУП «Казанский энергосервисный центр», ЗАО «Казанский Гипронииавиапром».

Особо интересным было выступление представителя казанского аэропорта — начальника отдела международного сотрудничества ОАО «МАК» Вероники Акташевой. Она начала с того, что, несмотря на кажущуюся удаленность аэропортов друга от друга, они находятся в жесткой конкуренции. А потому одним из приоритетных направлений является создание наиболее привлекательного сектора услуг — дополнительных опций, гибкой ценовой политики. Она отметила, что Казань за последние 5 лет совершила значительный рывок в сфере авиаперевозок: «Мы обслуживаем около 2 миллионов пассажиров, работаем с 45 авиакомпаниями. Ежемесячно у нас выполняется более 2 тысяч рейсов. При этом мы не собираемся останавливаться на достигнутом»

По словам Акташевой, в результате успешно проведенных переговоров МАК смог заполучить такие авиакомпании, как Vueling Airlines и Finnair. Уже достигнуты договоренности с крупными азиатскими перевозчиками Air China и China Southern. По ее заверению, рейсы данных авиаперевозчиков начнут осуществляться в самое ближайшее время.

«Хотелось бы, чтобы данная перспектива была долгосрочной, но мы рассматриваем и среднесрочный вариант», — подчеркнула она. Также сейчас ведется работа по разработке дополнительных стыковочных направлений с авиакомпанией из ОАЭ Flydubai.

Казань за последние 5 лет совершила значительный рывок в сфере авиаперевозок
Казань за последние пять лет совершила значительный рывок в сфере авиаперевозок

Что касается новых направлений в Европу, то одним из самых перспективных и ключевых станет рейс «Оренбургских авиалиний» в Мюнхен. При этом Акташева сделала акцент, что авиакомпания в связи с выполнением данного рейса очень щепетильно относится к вопросу инфраструктуры МАК.

«Для нас этот момент дружбы стал ключевым. Будем работать на долгосрочную перспективу, думаю, мы имеем все шансы на это. Уверена, что в самое ближайшее время потенциал нашего региона будет только расти, и это будет еще большим доказательством и преимуществом открытия нового рейса», — рассказала «БИЗНЕС Online» начальник отдела международного сотрудничества ОАО «МАК». Однако точная дата запуска рейса в Мюнхен пока еще не известна.

При этом свою роль на переговорах с рядом авиаперевозчиков сыграли и санкции, ряд инициатив международных и иностранных перевозчиков сейчас находится на стадии заморозки. Дело в том, что для появления в России данным авиакомпаниям нужно получить соответствующие разрешения своих властей.

Непростая политическая ситуация сказалась и на популярных рейсах в Прагу из Казани, которые в настоящее время отменены. «Здесь совокупность как экономических причин, так и санкций. Потому что санкции, безусловно, влияют и на экономическую составляющую. На самом деле, по нашим расчетам, Прага является одним из самых приоритетных направлений, поэтому мы прилагаем максимум усилий, чтобы вернуть его обратно», — рассказала Акташева.

В условиях конфронтации России с Западом руководство МАК пытается сделать акцент на азиатских авиаперевозчиков

ЕВРОПА ПРОСЕЛА

«БИЗНЕС Online» предложил экспертам прокомментировать новые направления казанского аэропорта.

Рамиль Мифтахов — генеральный директор туристического агентства «Персона Грата»:

— Пражское направление было достаточно популярным у казанцев. Первая причина, по которой летали в Чехию, — это, безусловно, Карловы Вары, где жители Казани и Татарстана оздоравливались. Вторая причина — это посещение самой Праги, отдых там достаточно недорогой, если сравнивать с другими европейскими городами. За счет этого рейс в Прагу был популярен.

Опыт с рейсами в Мюнхен был у авиакомпании «Ак Барс Аэро». Сначала летали два раза в неделю, потом — один, а сейчас, кажется, вообще не летают. Направление с точки зрения Германии интересно, а как туристическое направление оно сложно. У «Ак Барс Аэро» были достаточно привлекательные цены на билеты, но, несмотря на интересную разлетку из Мюнхена, рейс не пользовался популярностью (7 сентября 2011 года авиакомпания «Ак Барс Аэро» выполнила дебютный международный рейс Казань — Мюнхен (Германия)ред.).

Поэтому сейчас, когда туристические рынки сжимаются, количество направлений оптимизируется, чтобы уменьшить текущие затраты (а мы знаем, что европейское направление достаточно сильно просело), честно говоря, не уверен, что рейс будет серьезно загружен.

Казанский аэропорт сейчас активно привлекает перевозчиков, даже несмотря на нелегкую ситуацию в туристической отрасли

В любую точку Европы сейчас можно долететь «Аэрофлотом» с пересадкой из Казани в Москве. У Finnаir пересадка в Хельсинки. С Turkish Airlines можно полететь в Европу с пересадкой в Стамбуле. Греция и другие курортные направления — это все были чартерные рейсы. Сегодня людей не пугают дополнительные пересадки где-то в России или Европе. Многие предпочитают пересадку в Москве — аэропорт Шереметьево в этом плане очень удобен.

На сегодня почти во всю Азию нужна виза. Если лететь, например, на курортный остров Хайнань через Пекин или другие города, то в любом случае нужна виза. В Гонконг, Южную Корею, Таиланд виза оформляется на месте, что упрощает принятие решения о поездке. Но в данном случае надо подождать, как пройдут переговоры, и посмотреть, какие еще регулярные рейсы появятся в Казани. Что касается цен, если в Европу средний полет занимает 4 - 5 часов, то в Юго-Восточную Азию — 8 - 9 часов. Но когда работа обкатывается, появляются выгодные тарифы.

Азамат Сабиров — генеральный директор компании AVT:

— Прага — это хорошее направление, которое было популярно у казанцев. Жаль, что прямых рейсов не будет. Прага и Мюнхен — это два классных направления. Если «Оренбургские авиалинии» запустят прямой рейс из Казани в Мюнхен, это будет шикарным предложением. Я не раз говорил, что если бы компания «Ак Барс Аэро» заключила нормальные договора с лоукостерами, то была бы очень хорошая разлетка из Мюнхена.

Когда есть нормальный рейс, который точно стоит в расписании, то, конечно, он будет загружаться. Думаю, Мюнхен будет заполняться. В Европу помимо Finnаir у нас сейчас летают «Аэрофлот», S7, Turkish Airlines.

Китай — визовая страна. Я бы лучше сделал акцент на Корее, там есть шикарные курорты. Кроме того, Корея хорошо летает по грузам, и для грузового бизнеса это тоже очень хороший стимул для развития. Я бы не сказал, что билеты в Азию стоят намного дороже, чем в Европу.

Казань уже по большому счету неплохой региональный хаб, судя по количеству рейсов. Казанский аэропорт сейчас активно привлекает перевозчиков, даже несмотря на нелегкую ситуацию в туристической отрасли.