В августе этого года «БИЗНЕС Online» опубликовал статью журналиста и общественного деятеля Римзиля Валеева об 11 татарах-антифашистах, казненных 70 лет назад в берлинской тюрьме Плетцензее. В материале была выложена песня агитбригады легиона «Идель-Урал», организованной поэтом Мусой Джалилем, который 25 августа 1944 года был обезглавлен на гильотине за подпольную деятельность среди пленных-легионеров. На днях в Казань приехал немецкий ученый Мисте Хотопп-Рике, известный сенсационными находками важных документов и аудиозаписей. В своей статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», Римзиль Валеев рассказывает о встрече с европейским гостем и предлагает при помощи нашего издания установить личности музыкантов.
Книга Искандера Гилязева |
ЧЕТЫРЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
Увы, историю пишут по черепкам и костям, найденным археологами под толщей грунта, и по старым рукописям и архивным бумагам. Этого очень мало. Десятки, сотни веков ушло в небытие почти бесследно. Фотографии стали делать в XIX веке, аудио и видео — еще позже. Увы, реальная история предстает или конструируется только сейчас. Мне не приходилось слышать никаких аудиозаписей давнего прошлого, кроме голоса Шаляпина и речи Ленина о Советской власти. А этого очень мало. Также немного записей времен Второй мировой войны, которая закончилась всего 69 лет назад. Наверное, где-то есть аудиозаписи с голосами Сталина, Молотова, Левитана, но хочется услышать что-то о состоянии души человека, об истории нашего народа.
И вот недавно свершилось чудо! В Германии нашлись голоса, к которым причастны исторические личности. Как писала газета «БИЗНЕС Online», живущая в Берлине уроженка нашей республики Венера Вагизова привезла аудиозапись четырех песен в исполнении капеллы — агитбригады легиона «Идель-Урал», организованной при непосредственном участии Мусы Джалиля и Абдуллы Алиша.
Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее |
Такой записи никогда и нигде не было! Известны грамзаписи песен пленных татар Первой мировой, сделанные в 1916 году. А вот грампластинка 1944 года с записью ансамбля и голосов найдена немецкими учеными только сейчас. Даже историк Искандер Гилязев, занимающийся этим направлением, их впервые услышал только сейчас... Одна из записей — песня Салиха Сайдашева «Жэй айлары» — была выложена в интернете. Это голоса не сломленных людей, хотя к тому времени подпольная группа Курмаша-Джалиля была арестована, шло следствие.
Наверное, исполнители сильно тосковали по родной природе, по близким, хотя не были уверены, что встретятся. Волнующие звуки из прошлого впервые прозвучали в Казани в августе 2014 года. «БИЗНЕС Online» сообщал следующее: «Осенью нашедший эти записи немецкий ученый Мисте Хотопп-Рике собирается приехать в Казань и выступить с докладом о найденных пластинках. Хотелось узнать имена участников капеллы и агитбригады, что пока невозможно. Но не будем терять надежду...»
ВОЗМОЖНО, ЭТО НЕ ПОСЛЕДНЯЯ НАХОДКА
Нам повезло. Хотелось встретиться с человеком, который нашел грампластинки с голосами татарских легионеров. Этому способствовала международная конференция «Документы по истории и культуре татар в зарубежных архивах», которая состоится 1 - 2 октября 2014 года в Институте истории академии наук Татарстана.
Для участия в этой конференции тюрколог и историк Мисте Хотопп-Рике приехал в Казань вместе с дюжиной коллег из Германии. При помощи своего друга, ученого Института истории академии наук Татарстана Марата Гибатдинова он познакомился с Кремлем, историческими памятниками Казани, побывал в музее-квартире Мусы Джалиля, встретился с историком Гилязевым, татарской общественностью, рассказал о своих поисках и находках. Он считает, что возможны новые находки, если изучить не только центральные, но и региональные, местные архивы. Ему, немецкому ученому и общественному деятелю, очень важно, чтобы памятники культуры народов, которым угрожает опасность исчезновения, были максимально полно сохранены и изучены. Всем нам хочется установить личности людей, чьи голоса чудом сохранились на грампластинках, найденных в Лейпциге. Вы можете сами посмотреть выступление гостя из Германии в записи, сделанной во время встречи Всемирного конгресса татар в исполкоме, и еще раз послушать часть той самой песни в исполнении капеллы легиона «Идель-Урал».
КАПЕЛЛА КАК ПРИКРЫТИЕ
Возможно ли установить тех, кто пел в ансамбле легиона? Как сложилась судьба музыкантов? Полагаю, что это реально. Многое становится явью, если изучить мемуары бывших легионеров, публикации Рафаэля Мустафина и Гилязева. Не удивлюсь, если оживятся анонимные и явные клеветники подвига участников «культвзвода» и сотрудников редакций газеты «Идель-Урал», журнала «Татар эдэбияты», а также радиостанции «Винета», работавшей в Берлине. Да, именно как настоящий подвиг, реальную борьбу с фашизмом я воспринимаю некоторые публикации, «концерты» и всю деятельность культработников, лишенных пропагандистского заряда в пользу фашистов. Идет война, а татарские деятели просвещают о давней истории татар, литературе, балете и опере, созданных перед войной. Как же иначе назвать эту борьбу за умы, если в результате их культурно-массовой работы батальоны в эсэсовской форме на фронте переходили на сторону партизан вместе с пулеметами и пушками?
Не надо думать, что легионы состояли только из татар, чеченцев, грузин и т.д. Известно, что в русской освободительной армии были сотни тысяч военнослужащих в немецкой форме. Они гибли на фронте, в плену и в лагерях ГУЛАГ после войны. Татаро-башкирский легион отличился подпольной работой, подготовкой восстания против фашистов. Разумеется, в легионе «Идель-Урал» и в татаро-башкирском комитете министерства оккупированных восточных территорий гитлеровской Германии были разные люди. Были последовательные борцы с большевизмом, советской властью и Советским Союзом. Те, кто верил, что Гитлер подарит татарам государство на Волге и Урале. Но, не сомневаюсь, таких было немного. Были стукачи, крохоборы, которые стремились выжить любой ценой при любых обстоятельствах. По данным свидетелей, капелла, культвзвод и редакция служили прекрасной «крышей» для ведения подпольной работы среди легионеров. Потому что участники этих подразделений часто ездили по лагерям, домам отдыха, местам дислокации войск.
В НАДЕЖДЕ НА ЧУДО
В любом случае считаю важными и бесценными новые материалы о деятельности Джалиля, Алиша, Гайнана Курмаша и других ярких личностей, находивших в себе силы для борьбы и творчества. На войне люди убивают и гибнут сами, а некоторые в сложнейших условиях занимаются творчеством, раскрывая свою израненную душу. И 158 стихотворений, и поэмы, созданные Фатихом Каримом буквально в окопе между жестокими боями, и Моабитские стихи Джалиля, и песни капеллы легиона, и статьи в газете и журнале для пленных-татар, очень разные по содержанию и накалу, неизбежно содержат мотивы преданности родному дому, своему народу. В некоторых статьях, напечатанных в изданиях легиона «Идель-Урал», излагаются факты и идеи довоенной жизни татар. Только в последнем абзаце рукой цензора или редактора Шафи Алмаса дописана пара фраз в интересах «заказчика». Особенно примечателен репертуар песен агитбригады — в нем больше песен советской эпохи, откровенно выражающих довоенный приподнятый дух татарской молодежи. Это не сломленные люди, они знают свой народ, свой дом.
Предлагаю изучить снимок, опубликованный в 1944 году в журнале «Татар эдэбияты». Посмотрите эти фотоснимки. Лицо скрипача видно настолько отчетливо, что могут обнаружиться его родственники, земляки или исследователи.
Капелла в пансионате, 1944 |
Как пишет в своих мемуарах бывший легионер Фарит Султанбеков, музыкальная капелла была организована Джалилем, руководителем и режиссером был Курмаш. Дирижировал Рушад Хисамутдинов, аккордеонист — Гараев, на хромке и на баяне играл Шаехнур Хамиев. На струнных инструментах играли Сабитов, Маликов, Рашит Ибрагимов, Карим Ходжаев и сам Султанбеков. В состав капеллы входили Зиннат Хасанов, Абдулла Баттал, Амирханов, Шарифзян Гарифзянов (Амиров), Гараф Фахертдинов (Дим Алищ).
Что интересно, в музыканты брали не только татар. Был гитарист из Горького Николай Малышев, который откровенно ругал фашистов, за что был отправлен в концлагерь. Был выпускник Одесской консерватории еврей Борис, которого звали Бари Каримов.
Артисты капеллы не участвовали в боевых операциях, не давали присягу вермахту, им не давали оружие. Султанбеков пишет, что более половины музыкантов состава капеллы участвовали в подпольной работе в легионе. Некоторые из них (Хасанов, Баттал) оказались на гильотине, они казнены вместе с Курмашем, Джалилем и остальными.
В любом случае надо постараться установить, кто же исполнял песни в 1944 году в плену, кто играл инструментальные композиции. Голоса и мелодии, игра музыкантов, важная информация о легионерах благодаря немецкому ученому Хотопп-Рике при содействии Вагизовой, Гибатдинова вернулись на родину, их могут послушать потомки.
Надеюсь на новое чудо — вдруг в чьих-то семейных альбомах, в каких-либо досье или в следственных делах сохранились фотографии легионеров и музыкантов? Тогда мы точнее, полнее узнаем об их судьбах. В них перемешалось многое: и кровь, и вдохновение, и предательство, и мужество, и надежда, и любовь — большая любовь к родине и родному народу.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 23
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.