11111.jpg
На открытии «Кастамону Энтегре» Рустам Минниханов назвал появление такого предприятия знаковым событием для всей России

РУСТАМ МИННИХАНОВ ДАСТ ОФИЦИАЛЬНЫЙ СТАРТ ЗАВОДУ, О КОТОРОМ ДОКЛАДЫВАЛ ВЛАДИМИРУ ПУТИНУ

Сегодня в ОЭЗ «Алабуга» был запущен завод турецкой компании «Кастамону Энтегре» по выпуску МДФ-панелей и деревянных напольных покрытий. Для участия в торжественной церемонии в Татарстан приехали министр лесного хозяйства и водных ресурсов Турецкой Республики Версель Эроглу, президент компании «Хаят холдинг» Ахмет Яхья Кыгылы, замминистра промышленности и торговли Российской Федерации Георгий Каламанов.

На открытии президент РТ Рустам Минниханов назвал появление такого предприятия знаковым событием для всей России. «Сегодня мы открываем современное деревообрабатывающее предприятие, которое будет производить продукцию, востребованную на внутреннем и внешнем рынках», — приводит пресс-служба президента слова Минниханова.

Председатель правления «Хаят Холдинг» заявил, что планируемый годовой оборот предприятия в перспективе составит $170 млн., будет создано 2,5 тыс. рабочих мест. А вице-президент «Кастамону Энтегре» Онур Гювен, курировавший строительство завода в Татарстане, заявил, что республика была интересна для компании с точки зрения наличия сырья, энергетической инфраструктуры и с точки зрения поддержки руководства региона. «Ни в одной стране мира нам не были представлены такие возможности и такая поддержка, какая была в Татарстане», — заявил Онур Гювен и пригласил других турецких бизнесменов к реализации инвестиционных проектов в республике.

Об этом событии в ОЭЗ «Алабуга» Минниханов докладывал на заседании Госсовета при президенте РФ 18 сентября. Совещание, напомним, было посвящено развитию отечественного бизнеса и повышению конкурентоспособности на мировом рынке в условиях ВТО. «Буквально через несколько дней, 24 числа, на территории зоны начинает работать один из крупнейших заводов Европы по производству плит МДФ, ДСП и ОСП, используя местную малоценную древесину в объеме 700 тысяч кубометров, которая ранее в республике не находила применения», — сказал Минниханов.

Завод станет крупнейшим в Европе — совокупные производственные мощности предприятия составят 1,8 млн. кубометров в год. А «Кастамону Энтегре» войдет в пятерку крупнейших европейских компаний деревоперерабатывающей отрасли. Сейчас в Елабуге уже запущено производство мощностью 475 тыс. кубометров МДФ и 20 млн. кв. м напольных покрытий в год, сообщает пресс-служба предприятия. Объем инвестиций составил $300 миллионов. В 2016 году начнется производство ДСП на 725 тыс. кубометров в год, в 2017 - 2018 годах — плит ОСП на 500 тыс. кубометров в год. Основными потребителями продукции станут крупнейшие российские мебельные фабрики и дверные производства. 20% продукции планируется отправлять на экспорт в страны Азии и Восточной Европы. Помимо налоговых отчислений пуск завода — это 500 рабочих мест, не говоря уже о 2,5 тыс. работников смежных и обслуживающих отраслей.

22222.jpg
Для участия в церемонии открытии завода приехали министр лесного хозяйства Турции Версель Эроглу, президент «Хаят холдинга» Ахмет Яхья Кыгылы, замминистра промышленности и торговли РФ Георгий Каламанов

Суммарные инвестиции в проект (с учетом планируемой второй очереди) составляют $600 млн., а когда-то, 5 лет назад, говорили о сумме в 6 раз меньшей. В феврале 2009 года тогда президент Турции Абдуллах Гюль приехал в Казань во главе целого десанта турецких бизнесменов. И на полях первого турецко-татарстанского форума было подписано соглашение о строительстве завода в Алабуге. Объем заявленных инвестиций предполагал вложение примерно $100 миллионов.

Интересно, что турецкая компания не ограничивается запуском завода в Елабуге, как известно, в конце прошлого года «Кастамону» в лице своих дочек «Компас инжинринг» и «Санрайз капитал» начала в Челнах крупннейший девелоперский проект со времен строительства КАМАЗа — компания вкладывает $500 млн. в застройку городского центра, здесь возводится жилье, торговые центры и другие объекты на общей площади в 18,2 гектара.

 Рустам Минниханов оставил отпечатки своих ладоней на бетонном блоке
Первый камень в основание производства в «Алабуге» заложили в мае 2010 года. Рустам Минниханов оставил отпечатки своих ладоней на бетонном блоке

ОТ БЕТОННЫХ БЛОКОВ С ОТПЕЧАТКАМИ ЛАДОНЕЙ ДО КНОПКИ «ПУСК»

Первый камень в основание производства в «Алабуге» заложили в мае 2010 года. В церемонии принял участие президент РТ — Минниханов оставил отпечатки своих ладоней на бетонном блоке.

За без малого полтора года с момента подписания первых протоколов аппетит турков «слегка» разгорелся, и помимо завода МДФ за $100 млн. они решили создать в Елабуге несколько производств с суммарными инвестициями уже в $385 миллионов. И в июне был подписан протокол о намерениях по строительству завода OSB-плит. Неудивительно, как признались представители турецкой компании на выставке «Лес и Человек — Казань», больше всего иностранцев привлекает то, что «в России самый дешевый в мире лес на корню».

Основой для производства «Кастамону» должна была стать татарстанская низкосортная мягколиственная древесина. Как известно, президент РТ поручил минлесхозу обеспечить потребности предприятия в этом сырье. Объемы поставок, которые по плечу татарстанскому лесному хозяйству, — более 1 млн. кубометров в год, а потребности турков на первоначальном этапе — 840 тыс. кубов. В Татарстане появилась «Лесная транспортная компания» для перевозки леса туркам. Лесники загнали в леса для начала пару харвестеров и форвардеров на «целый миллион долларов», как рассказал тогда глава минлесхоза Наиль Магдеев. Миллион, впрочем, довольно быстро превратился в 10 — для лесозаготовки правительство закупило у финской компании Komatsu Forest машины на 300 млн. рублей. Лес заготавливают специально созданные государственные бюджетные учреждения в лесхозах.

Вообще, по словам Магдеева, львиная доля лесов Татарстана — мягколиственные породы. Это не деловая древесина, пользующаяся спросом у строителей. Хочешь не хочешь, лес этот валить приходится хотя бы в санитарных целях — и «Кастамону» предстает покупателем вроде бы никому не нужного дерева. Впрочем, требуется и некоторое количество хорошей древесины, так что в ходе коллегии минлесхоза гендиректор ООО «Кастамону Интегрейтед Вуд Индастри» и член совета директоров «Кастамону Энтегре» Онур Гювен попросил «сплошных вырубок», хотя и пояснил, что компания четко придерживается международного экологического сертификата FSC и работает только с теми поставщиками, которые наряду с лесозаготовками ведут и лесовосстановительную работу.

Так что появление завода «Кастамону» вызывает и некоторые вопросы...

«МЫ ОПАСАЕМСЯ, ЧТО МОЖЕТ ПОЯВИТЬСЯ АСОЦИИРОВАННАЯ С «КАСТАМОНУ» МЕБЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ»

В частности, одной из фобий татарстанских производителей стало то, что турки обещали помимо завода организовать в республике еще и мебельное производство. А это может серьезно ударить по местным мебельщикам, учитывая широчайшие возможности турецкого инвестора, способного оснастить производство всеми мыслимыми современными технологиями.

Эти опасения в разговоре с «БИЗНЕС Online» подтвердил гендиректор мебельной фабрики «Идея комфорта» и председатель совета молодых предпринимателей Набережных Челнов Иван Шигин.

«Мы опасаемся, что при появлении такого завода может появится и ассоциированная с ним мебельная компания с большими инвестициями, — поделился он некоторыми сомнениями. — Для малого бизнеса в нашем регионе это будет, конечно же, ударом. Так что здесь две стороны медали».

Вместе с тем появление самого завода очень удобно для наших мебельщиков с точки зрения логистики, к тому же «Кастамону» планирует производить широкий ассортимент плит. Сегодня планируются переговоры и по дилерству.

«Меня это радует еще и потому, что между нами не будет никакой компании-«прокладки», которая бы зарабатывала на посредничестве, — надеется Шигин. — Мы будем работать с ними напрямую. Затраты на логистику в этом случае минимизируются, соответственно, и стоимость нашей продукции будет дешевле, чем у конкурентов».

Компания «Миф» уже возит МДФ елабужского производства в Москву и Ярославль, откуда взамен поставляется мебельная фурнитура. Кроме того, турецкие производители перед пуском завода интересовались мнением мебельщиков по поводу качества и ассортимента продукции, необходимого местным компаниям.

«Мы уже работаем с этой компанией, встречались с руководством предприятия по поводу производства МДФ-панелей, — сказал Шигин. — Турецкие специалисты были на нашем предприятии, на предприятиях нашей ассоциации. Нас устраивает их продукция по качеству».

Факт переговоров с турецкой компанией о прямых поставках мебельных плит подтвердил «БИЗНЕС Online» совладелец нижнекамской мебельной компании «Синтекс-2» Максим Сперанский. Вместе с тем он отметил, что официально результатов еще нет.

«Пока неизвестна ни себестоимость продукции, ни методы ее продвижения, ни ее позиционирование на рынке, — отметил он вопросы периода вхождения «Кастамону» на рынок. — И я не думаю, что это станет известно, даже после официального открытия этой фабрики. Я даже не знаю, будут ли они уже в этом месяце реализовывать свою продукцию».

В целом же появление завода он оценивает положительно — в России ощущается дефицит такой продукции. Кроме того, открытие такого завода отлично вписывается в путинскую стратегию импортозамещения.

«До 30 процентов плит на российском рынке составляет импорт из Польши, Финляндии, Китая, — охарактеризовал он ситуацию на рынке. — Всего в России не больше 5 - 6 заводов по производству МДФ, ЛДСП-плит. Таким образом, у нас есть определенный дефицит этой продукции. И эта продукция дороже импортной».

Причем та же польская плита на месте дешевле примерно процентов на 30. Стоимость же самой плиты доходит до 90% стоимости корпусной мебели. Сперанский выразил надежду, что как новый игрок на российском рынке «Кастамону» выйдет с конкурентыми ценами.

«В ближайшие годы они хотят нарастить производство до полутора миллионов кубометров, — заметил он. — Это весьма существенно, если учесть, что их конкуренты сейчас выпускают по 300 - 700 тысяч кубометров плит в год. Поэтому я думаю, что цена у них будет ниже. Если учесть, что стоимость доставки плит на фуре из Подмосковья обходится примерно в 60 тысяч рублей — а есть еще и проблемы с сезонным закрытием дорог — нельзя не отметить, что расположение завода рядом с нами очень выгодно. Это снизит транспортные расходы».

Оценил он и экологические риски для татарстанских лесов — некоторые, как известно, с сомнением относятся к проекту, считая, что из-за этого в Татарстане вырубят оставшийся лес.

«Извините, но это бред! — отрезал Сперанский в ответ на вопрос «БИЗНЕС Online». — На производство ЛДСП и МДФ-плит идет низкосортная древесина, отходы лесного хозяйства. Это означает только одно — при создании соответствующих кооперативов при министерстве лесного хозяйства республики у нас наконец-то почистят леса. Это положительный момент. Я, правда, не знаю, какими объемами древесины их будет обеспечивать Татарстан, а сколько они будут закупать в соседних регионах, но стратегически здесь все правильно».

ПО ИТОГАМ ГОДА ОЖИДАЕТСЯ ЗАМЕДЛЕНИЕ РОСТА СПРОСА, НО ПЕРСПЕКТИВЫ ОТЛИЧНЫЕ

Оценить перспективы нового предприятия корреспонденты «БИЗНЕС Online» попросили экспертов.

Роман Гринченко — аналитик потребительского сектора, независимое аналитическое агентство «Инвесткафе»:

— Я ожидаю, что по итогам 2014 года будет наблюдаться замедление темпов роста спроса на данный вид продукции.

В первую очередь это обусловлено тем, что в результате замедления темпов роста экономики и возникновения дополнительных рисков объем новых заказов на строительство снижается. При этом строительная отрасль является одним из основных потребителей деревянных панелей. Также на замедление темпов роста спроса будет оказывать влияние снижение количества покупок мебели населением, так как в ее производстве также используются эти товары.

Впрочем, несмотря на это, я считаю, что новое предприятие имеет хорошие перспективы. Это можно объяснить тем фактом, что рынок продолжает расти высокими темпами, и по мере того, как экономический рост будет продолжаться, можно ожидать ускорение роста спроса. Если говорить о доле, которую может занять предприятие, то я оцениваю ее около 10 процентов российского рынка.

Дмитрий Баранов — ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

— Согласно данным Росстата, индекс производства по виду деятельности «Обработка древесины и производство изделий из дерева» за январь-июль 2014 года по полному кругу организаций составил 95,4 процента к аналогичному периоду прошлого года. То есть очевидно, что стагнация в отрасли продолжается, что приводит к снижению спроса на изделия деревообработки и к уменьшению объемов их производства.

Вместе с тем очевидно, что ситуация, безусловно, выправится, а в среднесрочной и долгосрочной перспективе этот рынок будет расти. Уже несколько лет первые лица государства, федеральные и региональные органы власти продвигают концепцию развития глубокой переработки леса и деревообработки, а не вывоз круглого леса за рубеж. Бизнес всячески поощряют выпускать продукцию с высокой добавленной стоимостью и экспортировать именно ее, а не круглый лес. Понятно, что путь этот неблизкий и быстро его пройти не получится, но сделано уже многое. В частности, приняты и уже начали реализовываться «Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года» (принята в 2008 году) и государственная программа Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013 - 2020 годы.

В стратегии одними из главных задач, которые надо решить, названы: «повышение уровня глубокой химической, механической и энергетической переработки древесного сырья», «увеличение выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью и рост на этой основе дохода на 1 кубический метр заготовленной древесины». А одним из приоритетных направлений развития лесного комплекса в период до 2020 года является «развитие мощностей по глубокой механической, химической и энергетической переработке древесины». Учитывая, что этот проект полностью соответствует этим программным документам развития отрасли, можно не сомневаться, что он получит всестороннюю поддержку властей всех уровней. Кроме того, пока такой продукции у нас производится мало.

Следовательно, у компании есть отличные шансы войти на рынок и получить на нем долю, в том числе и за счет импортозамещения. Кроме того, такая продукция может быть востребована на зарубежных рынках, что повышает шансы на успех всего проекта. Дерево и многочисленные изделия из него благодаря своей естественности и экологичности вряд ли когда-нибудь перестанут пользоваться спросом, а значит, будут востребованы всегда. То есть перспективы производства такой продукции и самого проекта отличные.

Что касается рисков проекта, то они, как и всегда, стандартные. Риски политические/административные, то, что изменится отношение федеральных и/или региональных властей к этому проекту и он лишится статуса наибольшего благоприятствования, его будут всячески «третировать». Риски экономические, которые связаны с ухудшением экономической конъюнктуры на данном рынке, действиями конкурентов. Сырья в нашей стране достаточно, так что риска остаться без сырья нет. Предприятие уже оборудовано всем необходимым и введено в строй, а значит, возможные санкции на поставки оборудования ему не страшны.