ИЗ КАЗАНИ В ПОПОВКУ

Страховщики нашли лазейку в законе об ОСАГО, позволяющую продавать меньшее количество полисов в убыточных для них регионах. Как стало известно «БИЗНЕС Online», крупные игроки страхового рынка — «Ингосстрах» и «РЕСО-Гарантия» — изменили адреса своих филиалов: из центров областей и республик они были перерегистрированы в села за сотни километров от их прежнего места нахождения. Компании внесли соответствующие изменения в свои уставы.

Так, филиал «Ингосстраха» в Башкортостане переехал из Уфы в село Мишкино (расстояние около 130 км), в Саратовской области из Саратова — в поселок городского типа Лысые горы (около 100 км) и так далее. В Татарстане из Казани филиал компании был перенесен в село Поповка Бавлинского района. К слову, село находится в 390 км от Казани и в 230 км от Набережных Челнов — двух крупнейших городов Татарстана.

Напомним, с 1 сентября вступил в силу ряд нововведений в федеральный закон об ОСАГО. Они предусматривают «безальтернативное» прямое возмещение убытков, повышение тарифов, штрафы для сотрудников страховой компании, если они отказываются продавать клиентам полисы ОСАГО и пр. Однако требования о том, что филиал компании непременно должен быть открыт в региональном центре, закон не содержит. Как видим, страховые компании нашли в нем лазейку и успешно воспользовались, перенося филиалы к черту на кулички, куда за полисом приедет намного меньшее количество автомобилистов по сравнению с офисом продаж, который располагался бы в крупном городе.

Всего же «Ингосстрах», контролируемый Олегом Дерипаской, перебазировал 71 свой филиал по стране. Известно также, что чуть ранее, 25 августа, аналогичным образом совет директоров «РЕСО-Гарантии» принял решение об изменении адресов 19 своих филиалов. В частности, в Набережных Челнах офис этой компании недавно был закрыт.

Очевидно, что таким образом страховые компании меняют свою региональную политику из-за серьезных убытков в сфере автострахования. В июле этого года, сославшись на тяжелую ситуацию в автостраховании, решила свернуть продажи в регионах СК «Альянс» (бывшая «РОСНО»), занимавшая в 2013 году 7-ю строчку рэнкинга страховщиков по сборам. Как отмечалось в ряде СМИ, компания решила прекратить продажи страховок во всех регионах, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга.

«Альянс» — уже третья страховая компания, принявшая решение свернуть часть продаж в этом году. В начале марта стало известно о прекращении продаж компанией «ГУТА-Страхование», входившей в первую двадцатку страховщиков по сборам. А в конце апреля решила свернуть розничные продажи «Национальная страховая группа». Сократить продажи по автострахованию планировала также СК «Цюрих», но недавно было объявлено о том, что компания Zurich Insurance Group продала убыточную СК «Цюрих» группе «Олма».

А 12 сентября мы сообщали о том, что «дочка» американской страховой группы AIG сворачивает розничные продажи в России с 1 октября. У компании есть филиал в Санкт-Петербурге и два представительства — в Татарстане и Калининграде. Следует отметить, что «РЕСО-Гарантия» наряду с «Ингосстрахом» входит в Топ-10 страховых компаний страны по объемам собранных страховых премий, и если ими было принято решение о перерегистрации своих филиалов, то наверняка их примеру могут последовать и другие компании.

Напомним, что первым в Татарстане географию для борьбы с убытками от автострахования начал использовать «Росгосстрах». Летом прошлого года страховой рынок республики был взбудоражен ноу-хау татарстанского отделения РГС, предпринятым «в целях повышения уровня клиентского сервиса для страхователей». Суть его заключается в том, что казанское подразделение РГС стало принимать по ОСАГО только своих клиентов, а потерпевшим других страховщиков предлагается обратиться в свою страховую компанию либо в офис «Росгосстраха», но в Чистополе. Естественно, туда ехать мало кому хотелось. И этот ход «Росгосстраха», судя по всему, принес свой эффект — «Росгосстрах» в первом полугодии 2014 года сократил выплаты на 75 млн. рублей или 13%. При этом соотношение выплат и сборов резко снизилось с 81% до 53%, что ниже среднего по сегменту.

На Петербургской в Казани остался пока только центр урегулирования убытков, но и он переедет в другое здание
На Петербургской в Казани остался пока только центр урегулирования убытков, но и он переедет в другое здание

ВСЕ ДЕЛО В ОПТИМИЗАЦИИ ЗАТРАТ?

На запрос «БИЗНЕС Online» о причинах переноса татарстанского филиала в Поповку от заместителя гендиректора по внешним связям ОСАО «Ингосстрах» Ильи Соломатина пришел ответ, что причиной переноса филиала стала необходимость в оптимизации затрат. «Офис компании перенесен из Казани в село Поповка (улица Фрунзе, 2) в связи с оптимизацией затрат, которая началась в марте и коснулась не только Татарстана. В рамках программы по оптимизации расходов региональные офисы компании переносятся в менее затратные помещения, в том числе в другие населенные пункты, нередко достаточно удаленные от региональных центров. Оптимизация затрат коснется и других сфер деятельности филиалов, в том числе затрат на персонал», — скупо говорится в письме.

Вместе с этим представитель «Ингосстраха» заявляет, что компания намерена активно развивать продажи электронных полисов, которые можно оформить через корпоративный сайт страховой компании. При этом Соломатин добавляет, что офис в селе Поповка уже работает, как, впрочем, и казанский центр урегулирования убытков (улица Петербургская, 42), однако в ближайшее время планируется переезд центра урегулирования убытков в другое здание, но в пределах города Казани.

Цифры, касающиеся бизнеса «Ингосстраха» в РТ в области автострахования, говорят сами за себя. Так, сборы по ОСАГО у «Ингосстраха» в Татарстане упали на 78%: с 75,6 млн. рублей за 6 месяцев 2013 года до 16,5 млн. рублей за 6 месяцев 2014 года. Но соответствующие выплаты снизились только на 60%: со 154,7 млн. рублей в 1 полугодии 2013 года до 62 млн. рублей в 1 полугодии 2014 года. Иными словами, выплаты в разы превышают сборы.

Интересно, что ситуация по ОСАГО у «Ингосстраха» в целом заметно хуже рынка в Татарстане в целом. Согласно данным Центробанка РФ, сборы по ОСАГО в РТ увеличились на 13,3%: с 1,9 млрд. рублей в первом полугодии 2013 года до 2,2 млрд. рублей в первом полугодии 2014 года. При этом выплаты выросли на 6,2%: с 1,28 млрд. рублей за 6 месяцев 2013 года до 1,36 млрд. рублей за 6 месяцев 2014 года. Таким образом, в Татарстане, несмотря на все жалобы страховщиков, темп прироста выплат оказался заметно слабее темпа прироста сборов. Причем у «Ингосстраха» в России в целом соотношение лучше: если отношение выплат к сборам в РТ составляет 376%, то по России оно составляет 62%. «Ингосстрах» еще сравнительно недавно был одним из лидеров в Татарстане на рынке автострахования, в последние пару лет компания теряет позиции. Наблюдатели связвают это в том числе и со сменой команды — как известно, ранее филиал «Ингосстраха» в РТ возглавлял Ильдар Камалетдинов (ныне стоит у руля филиала СОГАЗа в РТ), которого считают одним из самых эффективных менеджеров в отрасли. С 2012 года филиал «Ингосстраха» возглавляет Гульшат Хамидуллина — выходец из «Росгосстраха».

Кадровые пертурбации происходят и в головном офисе компании. Весной этого года был избран новый гендиректор «Ингосстраха» Михаил Волков. В комментарии агентству «АСН» он дал понять, что причиной переезда филиалов являются неудовлетворительные результаты работы компании в регионах. «Ингосстрах» — ответственная компания, и мы заботимся о собственной финансовой устойчивости. В частности, мы очень внимательно следим за состоянием нашей региональной сети, а в данный момент проводим плановую работу по ее оптимизации», — пояснил Волков.

По мнению управляющего партнера адвокатского бюро «Филипков и партнеры» Вадима Филипкова, перенос филиалов подальше от крупных городов — это вполне естественный ответ страховых компаний на ожесточающееся в отношении них законодательство. «Переносить филиалы крупные страховые компании начали, потому что в федеральный закон «Об ОСАГО» были внесены изменения, согласно которым страховая компания должна в обязательном порядке продавать полисы ОСАГО по месту нахождения структурных подразделений. Видимо, в Татарстане наблюдается повышенная убыточность в сфере ОСАГО и «Ингосстрах» решил таким образом перенести его куда-нибудь далеко-далеко, чтобы туда никто не приехал и не заставил компанию продать полис ОСАГО. Чтобы страховщики не находили лазейки в действующем законе об ОСАГО, нужно прописать, что страховщик не просто обязан иметь филиал в каждом субъекте федерации, а иметь филиал конкретно в областном или республиканском центре. В законе об этом, к сожалению, нет ни слова. Пока это не будет прописано, страховщики так и будут поступать. Формально закона они не нарушают. У них в каждом субъекте Российской Федерации есть свой представитель, как того и требует закон», — сказал Филипков в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online», и добавил, что Роспотребнадзор может попытаться усмотреть в действиях страховщиков нарушения прав потребителей, но пока таких прецедентов не было.

РОСПОТРЕБНАДЗОР НЕ ВИДИТ ПРИЗНАКОВ НАРУШЕНИЯ

Между тем в управлении Роспотребнадзора по РТ заявили «БИЗНЕС Online», что в действиях страховой компании, перерегистрировавшей филиал из Казани в Поповке, признаки нарушения прав потребителей не замечены.

«В действиях страховщиков признаков нарушения прав потребителя мы не усматриваем. В данном случае действуют специальные правила, которые страховщики должны исполнять. В Татарстане надзором за организациями, которые оказывают услуги на финансовом рынке, занимается филиал Центрального банка РФ. Если страховая компания отказывается от заключения с гражданином договора ОСАГО и тем более если это подтверждается письменно, то мы рекомендуем им обращаться в суд общей юрисдикции и требовать заключения договора», — сказала Ирина Ахметшина — руководитель отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по РТ.

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) нашей газете заявили, что из 101 страховой компании в России, которые имеют лицензии на работу с ОСАГО, в Татарстане свои филиалы имеют 40 компаний. При этом в РСА затруднились ответить на вопрос о том, сколько компаний уже внесли (или планируют внести) изменения в свои уставы о переносе филиалов из областных или республиканских центров в более мелкие населенные пункты. Не смогли ответить в РСА и на вопрос, поступали ли уже в суды из надзорных органов заявления или предписания о том, что в связи с изменением местонахождения филиалов в действиях страховщиков усматриваются нарушения прав потребителя.

«РАСЧЕТ НА ТО, ЧТО ЧЕЛОВЕК ПОДУМАЕТ: ЗАЧЕМ Я ПОЕДУ В ТАКУЮ ДАЛЬ?»

«БИЗНЕС Online» предложил экспертам оценить мотивы страховых компаний, побудившие их перерегистрировать свои филиалы.

Павел Курлат — партнер ЗАО «Первая юридическая сеть»:

— Ни для кого не секрет, что страховщики предпринимают подобные действия для того, чтобы, по сути, ограничить продажу полисов ОСАГО. Думаю, что в ближайшее время следует ожидать, что кто-то из страховых компаний тоже попробует повторить этот маневр. И такая практика сохранится на какой-то период. До того момента, как регулятор в лице Центробанка либо ФАС не начнет высказываться на этот счет. Потому что напрямую данные действия не нарушают ни одной нормы закона. Но можно предположить, что через некоторое время либо регулятор, либо антимонопольная служба усмотрят в действиях страховых компаний какое-то нарушение и истолкуют им закон.

По факту, конечно, перенос филиала значительно удлиняет доступ клиентов к полису ОСАГО, учитывая, что филиалы переносятся за сотни километров от крупных городов. Таким образом, физически удаляется точка продаж от основного контингента интересантов в конкретном субъекте. Но, с другой стороны, это право хозяйствующего субъекта самостоятельно регулировать эти вопросы и устанавливать количество полисов ОСАГО, которое он считает возможным продавать в конкретном субъекте или вообще в стране. Безусловно, все эти решения продиктованы финансовыми издержками, которые страховые компании несут в последнее время. Во многих регионах страны ОСАГО — это убыточный вид страхования.

Думаю, что страховщики хотели бы видеть изменение политики государства в лице надзирающих и судебных органов. В частности, смягчения подхода к ним в части рассмотрения конфликтных ситуаций по массовым видам страхования: КАСКО и ОСАГО. Думаю, что если политика, которая реализуется у нас всеми органами, будет продолжаться, как это происходило в последние года два, страховщики будут всячески стараться максимально сузить рынок ОСАГО, ограничить продажи, не отказываясь при этом от лицензии.

Вениамин Чубаренко — председатель коллегии адвокатов «Чубаренко и партнеры»:

— В переносе страховыми компаниями головного офиса в отдаленный уголок региона нет ничего противозаконного. Все страховые компании имеют форму ООО или ОАО. Это юридические лица, самостоятельные хозяйствующие субъекты, которые могут принимать независимые решения относительно месторасположения своих подразделений, в том числе и филиалов. Это их право. Насколько это право состыковывается с целесообразностью — это другое. Нужно учесть и тот момент, что если они регистрируются в районе, у них и налоги будут меньше. Да и содержание офиса тоже ведь в копеечку вылетает. Может быть, у них тяжелое финансовое положение?

Думаю, Роспотребнадзор не найдет в действиях страховщиков ничего такого, чтобы их «зацепить». А когда пройдет определенное время и действительно будет ясно, для чего это было сделано, то ли потянуть время, то ли еще для чего-то, тогда надзорные органы вмешаются в дело.

Айрат Сафиуллин — юридическая служба ООО «Гарантия»:

— Страховые компании просто таким образом экономят на выплатах. Людям после случившегося ДТП необходимо для получения страховой выплаты подавать документы в страховую компанию. Когда человек звонит туда, чтобы сообщить о ДТП, ему отвечают: «Да, конечно, вы можете обратиться к нам, но мы находимся в 300 километрах от вас». «Росгосстрах» стабильно всех за выплатой отправляет в Чистополь, даже несмотря на то, что решение компании о переносе отделов урегулирования было обжаловано. Понятно, что когда сумма ущерба составляет порядка 6 или 10 тысяч рублей, то человеку ехать за 300 километров становится обременительно. Огромное количество граждан просто отказывается ехать в такую даль. При этом немногие знают, что заявить ущерб можно и по почте. А в страховых компаниях обязательно будут говорить о том, что необходимо обязательно явиться за 300 километров, чтобы предоставить поврежденный автомобиль на осмотр. Человек в этой ситуации думает: «Зачем я поеду? Я лучше сам оплачу этот ремонт».

Андрей Тимофеев — руководитель ООО «Центр судебных экспертиз и независимой оценки ИНДЭКС»:

— Это может являться одним из сигналов нечистоплотности страховой компании, но думаю, что связано это прежде всего с желанием уменьшить налоговую базу. Кроме этого, ряд страховщиков требует от клиентов непосредственного обращения в страховую компанию для предъявления автомобиля для осмотра. Этим самым создаются сложности для клиента: одно дело — предъявлять автомобиль для осмотра в столице, другое — в селе Поповка. Это является одним из дополнительных препятствий для получения страхователем выплаты. А если в уставе компании еще и написано, что филиал не отвечает за уставную деятельность головного офиса, то вам могут сказать: обращайтесь в головной офис. Расстояние в данном случае является одним из препятствий для осуществления деятельности. В филиалах обычно говорят: «Мы отправим ваше требование в головной офис. Если хотите, чтобы все происходило быстрее, обращайтесь туда сами».

Перемещение страховщиком своего филиала к черту на кулички для возбуждения дела Роспотребнадзора о нарушении прав потребителей основанием являться не будет однозначно. Это просто пробел в законодательстве. Любая компания вправе самостоятельно выбирать месторасположение своего филиала. Регулятор может выдать рекомендации, которые каким-то образом могут повлиять на деятельность компании, но предписывать, что такую форму перемещения филиала осуществлять нельзя, он не может.